Эту статья в первую очередь я адресую моделистам с небольшим опытом постройки моделей, но возможно она не останется без внимания и для остальной аудитории моделистов.
Радиоуправляемая модель самолета «Попугайчик» мы разрабатывали вместе с моим внуком, и он же, под моим контролем, ее сам и собрал.
Итак - "Попугайчик"...
Радиоуправляемая модель самолета «Попугайчик» мы разрабатывали вместе с моим внуком, и он же, под моим контролем, ее сам и собрал.
Итак - "Попугайчик"...
Эта модель стала учебной «партой» и изготовления, и пилотирования радиоуправляемой модели самолета для внука (тогда ему было 11 лет), и сегодня модель «Попугайчик» с успехом продолжает «эксплуатироваться», - уже третий год.
Ее простота и надежность многократно проверены временем…
Прежде всего хочу сказать, что уже много лет я строю модели самолетов не заморачиваясь чертежами и расчетами. Разумеется, для серьезных спортивных моделей или моделей-копий такой метод «не катит», но и я давно уже отошел от спортивного моделизма, и строю по большей части модели просто для «души и сердца», главный критерий которых и является простота изготовления и надежность.
Немаловажное значение имеет и яркий и привлекательный вид, - модель в полете должна быть не только хорошо видна и различима, но своим полетом радовать конструктора, «пилота», и зрителей.
Перед началом постройки мы определились с наличием на тот момент материалов и оборудования. Определились и со схемой модели – это должен был быть «плосколет» с верхним расположением крыла, крыло и шасси съемные (для удобства переноски) , и с ферменным объемным фюзеляжем.
Модель было решено обтягивать цветной прозрачной пленкой.
Из пластины бальзы толщиной 5мм с помощью металлической линейки и ножа были нарезаны рейки различной ширины – от 4 до 10 мм. Они и стали основным конструкционным материалом.
На ровной доске карандашом была вычерчена прямоугольная «лесенка», - это был размечен стапель для сборки плоского крыла Попугайчика. Крыло безлонжеронное, - передняя и задняя кромки и поперечные перемычки – «нервюры».
Затем на стапель был положен лист прозрачной лавсановой пленки – чтобы крыло не приклеилось к стапелю.
Размах крыла 900 мм.
Приколов булавками переднюю и заднюю кромки шириной 10мм, по разметке на циакрине были вклеены поперечные, заранее нарезанные планки, шириной 7 мм.
Законцовки крыла сделали более широкими – 14мм.
Планки-«нервюры» приклеены с шагом 55мм.
В середине крыла была вклеена бальзовая пластина шириной 45 мм, толщиной так же как и все элементы крыла 5 мм.
В ней, по центру, был сделан вырез под сервопривод элеронов.
После высыхания клея, рамка-лесенка была легко снята с лавсановой пленки, и передняя кромка сверху была немного закруглена с помощью шкурки, - для уменьшения сопротивления лобовой части. Все, каркас крыла был готов.
По такой же «технологии» был размечен и выклеен плоский стабилизатор и киль. Их передние кромки так же потом были немного «закруглены» шкуркой. Толщина бальзовых реек всего хвостового оперения 3 мм.
Стабилизатор имеет трапецевидную форму, с хордами 70 мм в середине, и 50 мм по торца.
Киль в корневой части имеет хорду 95 мм, а в торце 35 мм. Высота киля 95 мм.
Так же на доске был вычерчен боковой контур ферменного фюзеляжа. Таких боковин фюзеляжа по той же технологии было выклеено две штуки, из бальзовых реек сечением 5х10 мм.. Передняя часть фюзеляжа зашита бальзовыми пластинами толщиной 1 мм. Сверху передняя часть фюзеляжа, которая является отсеком для аккумулятора и регулятора закрывается съемной панелью из "потолочки", обклееной цветным скотчем.
Длина фюзеляжа 650 мм.
Модель обтянута прозрачной яркой цветной пленкой. Рули и элероны вырезаны из потолочной плитки и навешены на петли из армированного скотча. РВ шириной 35 мм, элероны шириной 25 мм.
Для жесткости конструкции на модели имеются подкосы, - на стабилизаторе они приклеены, а для крыла (съемные) из бамбуковых шампуров с штырьками и крючками из канцелярской скрепки, примотанных нитками с клеем. К крылу подкосы цепляются крючками к целлулоидным петелькам, вклеенным в нервюру крыла, а внизу вставляются в трубочку от конфеты Чупа Чупс, вклеенную в фюзеляже. Между собой подкосы стягиваются резиновыми колечками.
Такими же резиновыми колечками крыло крепится и к фюзеляжу.
Для простоты изготовления модели и удобства монтажа и регулировки – управление расположено снаружи. Тяги на РВ и РН сделаны из липовых реек 3х3 мм, а для элеронов из проволоки 0,8 мм диаметром, на которую одеты пластиковые трубочки от «ушных палочек»
Вся модель собрана на циакрине средней вязкости, а передний шпангоут, фанерная пластина для крепления крестовины двигателя и «короб» для фиксации в фюзеляже съемного шасси – приклеены эпоксидной смолой.
Вес модели 310 грамм
Центровка 25% (Положение ЦТ 37-38 мм от передней кромки)
В процессе учебных полетов с внуком, после небольшого повреждения крыла, мы решили придать крылу небольшой угол поперечного V.
Для этого каркас крыла был разрезан на две равные половинки, центральная пластина с сервомашинкой элеронов была временно снята, а торцевые части по линии разреза были немного сточены шкуркой для создания небольшого поперечного V крыла – порядка 3-4*.
Затем на эпоксидной смоле, с помощью двух кусочков стальной проволоки 1,2 мм и нитками, они были склеены между собой, - как обычно склеивают кромки простых схематических моделей.
Затем центральная пластина с сервоприводом элеронов была снова вклеена на место.
До этого «Попугайчик» хорошо летал и с прямым крылом, но требовал все же повышенного контроля за креном, особенно в ветер.
Теперь же он приобрел прекрасную поперечную устойчивость, и управлять им даже начинающему «пилоту» было легко и приятно.
А наилучшие свои летные качества «Попугайчик» показывает при полете с «убранным шасси», - когда стойку шасси мы перед полетом просто вытаскивали из гнезда в фюзеляже, и запускали модель с рук.
На модели использованы следующие компоненты от НК:
Регулятор хода на 12 а http://www.parkflyer.ru/100457/ru/product/100891/
Три сервомашинки Hobby King НКSCM9 http://www.parkflyer.ru/ru/product/103529/
ЛиПо аккумулятор 2S 1300МАч
Бесколлекторный двигатель Turnigy 2205 50turn 1088kv 8A Outrunner
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/2402266/
Ее простота и надежность многократно проверены временем…
Прежде всего хочу сказать, что уже много лет я строю модели самолетов не заморачиваясь чертежами и расчетами. Разумеется, для серьезных спортивных моделей или моделей-копий такой метод «не катит», но и я давно уже отошел от спортивного моделизма, и строю по большей части модели просто для «души и сердца», главный критерий которых и является простота изготовления и надежность.
Немаловажное значение имеет и яркий и привлекательный вид, - модель в полете должна быть не только хорошо видна и различима, но своим полетом радовать конструктора, «пилота», и зрителей.
Перед началом постройки мы определились с наличием на тот момент материалов и оборудования. Определились и со схемой модели – это должен был быть «плосколет» с верхним расположением крыла, крыло и шасси съемные (для удобства переноски) , и с ферменным объемным фюзеляжем.
Модель было решено обтягивать цветной прозрачной пленкой.
Из пластины бальзы толщиной 5мм с помощью металлической линейки и ножа были нарезаны рейки различной ширины – от 4 до 10 мм. Они и стали основным конструкционным материалом.
На ровной доске карандашом была вычерчена прямоугольная «лесенка», - это был размечен стапель для сборки плоского крыла Попугайчика. Крыло безлонжеронное, - передняя и задняя кромки и поперечные перемычки – «нервюры».
Затем на стапель был положен лист прозрачной лавсановой пленки – чтобы крыло не приклеилось к стапелю.
Размах крыла 900 мм.
Приколов булавками переднюю и заднюю кромки шириной 10мм, по разметке на циакрине были вклеены поперечные, заранее нарезанные планки, шириной 7 мм.
Законцовки крыла сделали более широкими – 14мм.
Планки-«нервюры» приклеены с шагом 55мм.
В середине крыла была вклеена бальзовая пластина шириной 45 мм, толщиной так же как и все элементы крыла 5 мм.
В ней, по центру, был сделан вырез под сервопривод элеронов.
После высыхания клея, рамка-лесенка была легко снята с лавсановой пленки, и передняя кромка сверху была немного закруглена с помощью шкурки, - для уменьшения сопротивления лобовой части. Все, каркас крыла был готов.
По такой же «технологии» был размечен и выклеен плоский стабилизатор и киль. Их передние кромки так же потом были немного «закруглены» шкуркой. Толщина бальзовых реек всего хвостового оперения 3 мм.
Стабилизатор имеет трапецевидную форму, с хордами 70 мм в середине, и 50 мм по торца.
Киль в корневой части имеет хорду 95 мм, а в торце 35 мм. Высота киля 95 мм.
Так же на доске был вычерчен боковой контур ферменного фюзеляжа. Таких боковин фюзеляжа по той же технологии было выклеено две штуки, из бальзовых реек сечением 5х10 мм.. Передняя часть фюзеляжа зашита бальзовыми пластинами толщиной 1 мм. Сверху передняя часть фюзеляжа, которая является отсеком для аккумулятора и регулятора закрывается съемной панелью из "потолочки", обклееной цветным скотчем.
Длина фюзеляжа 650 мм.
Модель обтянута прозрачной яркой цветной пленкой. Рули и элероны вырезаны из потолочной плитки и навешены на петли из армированного скотча. РВ шириной 35 мм, элероны шириной 25 мм.
Для жесткости конструкции на модели имеются подкосы, - на стабилизаторе они приклеены, а для крыла (съемные) из бамбуковых шампуров с штырьками и крючками из канцелярской скрепки, примотанных нитками с клеем. К крылу подкосы цепляются крючками к целлулоидным петелькам, вклеенным в нервюру крыла, а внизу вставляются в трубочку от конфеты Чупа Чупс, вклеенную в фюзеляже. Между собой подкосы стягиваются резиновыми колечками.
Такими же резиновыми колечками крыло крепится и к фюзеляжу.
Для простоты изготовления модели и удобства монтажа и регулировки – управление расположено снаружи. Тяги на РВ и РН сделаны из липовых реек 3х3 мм, а для элеронов из проволоки 0,8 мм диаметром, на которую одеты пластиковые трубочки от «ушных палочек»
Вся модель собрана на циакрине средней вязкости, а передний шпангоут, фанерная пластина для крепления крестовины двигателя и «короб» для фиксации в фюзеляже съемного шасси – приклеены эпоксидной смолой.
Вес модели 310 грамм
Центровка 25% (Положение ЦТ 37-38 мм от передней кромки)
В процессе учебных полетов с внуком, после небольшого повреждения крыла, мы решили придать крылу небольшой угол поперечного V.
Для этого каркас крыла был разрезан на две равные половинки, центральная пластина с сервомашинкой элеронов была временно снята, а торцевые части по линии разреза были немного сточены шкуркой для создания небольшого поперечного V крыла – порядка 3-4*.
Затем на эпоксидной смоле, с помощью двух кусочков стальной проволоки 1,2 мм и нитками, они были склеены между собой, - как обычно склеивают кромки простых схематических моделей.
Затем центральная пластина с сервоприводом элеронов была снова вклеена на место.
До этого «Попугайчик» хорошо летал и с прямым крылом, но требовал все же повышенного контроля за креном, особенно в ветер.
Теперь же он приобрел прекрасную поперечную устойчивость, и управлять им даже начинающему «пилоту» было легко и приятно.
А наилучшие свои летные качества «Попугайчик» показывает при полете с «убранным шасси», - когда стойку шасси мы перед полетом просто вытаскивали из гнезда в фюзеляже, и запускали модель с рук.
На модели использованы следующие компоненты от НК:
Регулятор хода на 12 а http://www.parkflyer.ru/100457/ru/product/100891/
Три сервомашинки Hobby King НКSCM9 http://www.parkflyer.ru/ru/product/103529/
ЛиПо аккумулятор 2S 1300МАч
Бесколлекторный двигатель Turnigy 2205 50turn 1088kv 8A Outrunner
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/2402266/
Нашлись эстеты, ёлки зеленые. Сами взяли профиль из атласа (в лучшем случае) и сидят довольные - "мы - авиаконструкторы!". Если на то пошло - кто из вас продувал модель в трубе? А кто проводил статические испытания модели на прочность? Так что не надо тут вот.
Автору большой плюс.
Кто внимательно читал статью, тот наверное обратил внимание, что главным фактором при разработке и постройке внуком первой модели самолета (да еще и радиоуправляемой!) была задача простоты изготовления из тех материалов, которые на тот момент были в наличии и невостребованы. Вариант из пенопласта нами даже не рассматривался - только "наборный", с объемным фюзеляжем и обтянутый разноцветной, яркой прозрачной пленкой. Вот исходя из таких пожеланий внука и была определена конструкция Попугайчика.
Так же немаловажен был и минимум затраченного времени на изготовление. Модель взлетела уже на третий день после того, как мы приступили к ее изготовлению.
Так разве это плохо - показать и дать понять начинающему "конструктору", что даже простейшая, - с минимальной затратой времени, но аккуратно сделанная и грамотно отрегулированная модель, - ЛЕТИТ?!
И еще - напрасно Виктор Вихров незаслуженно обвиняет меня в издевательстве и извращенчестве над практической, и в особенности - над классической аэродинамикой. Виктор, Вы должны знать, что в классической аэродинамике рассматривается взаимодействие с потоком тел всех форм, в т.ч. и плоской пластинки.
И главное - "Попугайчик" я "выставил" в статью не для рекламы или продажи, а просто чтобы поделиться с моделистами нашей с внуком разработкой. Модель летает уже три года, и всегда доставляет эстетическое удовольствие своими полетами и нам, и нашим зрителям...
Именно по этому и разгорелся сыр-бор. В модели видна квалификация. Именно поэтому вызывает недоумение диссонанс конструкции. Почему-то достаточно сложный по конструкции фюзеляж упростить Вы не пожелали, а крыло - основу основ всего летающего низвели до такого уровня, что пришлось дорабатывать. Простота (как говориться, хуже воровства), тоже имеет предел и хороша в нужном месте и в нужное время.
Как-то так.
Честно говорю - мне трудно понять то раздражение, которое вызвал наш "Попугайчик".
Если наша модель чем то обидела почтенную модельную аудиторию - приносим извинение. Только летает Попугайчик вопреки всему прекрасно...
Кстати, V-крыла делать не обязательно. Высокоплан и так достаточно устойчив.
Ну, что выросло, то выросло. Модель летает и ладушки. Дальнейших успехов.