От вынужденного безделья (когда погода ужасная и руки занять нечем), решил сделать вот такую модель самолета Ryan STA. Что-то особенное придумывать не стал, - простые материалы, достаточно простая модель и... вперед!
Готовых чертежей-выкроек нет, да и не понадобились они особо. Поскольку я не стремился сделать точную копию (потому у модели нет, например, большого количества растяжек и подпорок, а фюзеляж стал немного проще), сделал все в упрощенной форме по имеющимся чертежам в трех проекциях. Вооружившись линейкой, я измерил необходимые элементы и с помощью калькулятора пересчитал размеры под модель с размахом крыла 1300 мм.

Шпангоуты фюзеляжа усложнять не стал, шаблоны распечатал в Экселе, нарисовав эллипсы с нужными размерами.


Шаблоны для законцовок крыла, хвостового оперения, обтекателей начертил на ватмане.





Начать решил с фюзеляжа.

Шпангоуты из двойной потолочки.

Отверстия для стапеля из трубы делал пластиковой трубочкой.

Из фанеры 3 мм лобзиком выпилил 0-й (моторама) и 4-й (к нему будет прикручиваться крыло) шпангоуты. К четвертому шпангоуту приклеил клеем ПВА дополнительную площадку. Отверстия делал перьевым сверлом.

Расположил шпангоуты на трубе-стапеле.

Стрингеры выпилил из деревянных линеек и бамбуковых шпажек. Вырезы под них делал надфилем.

Вклеил стрингеры.







Как только высох клей, делаю отсек для аппаратуры.
Думаю, из фотографий будет понятно, как я сделал крышку отсека (выпиливал лобзиком).


Сам отсек из потолочки.

Между 5-м и 6-м шпангоутами из двух слоев потолочки вклеиваю площадку под сервы и сразу же их вклеиваю, чтобы потом не протягивать провода.

Основание двигателя прикручиваю болтами, а гайки с обратной стороны заливаю эпоксидкой, чтобы потом без проблем снимать двигатель.


Вклеиваю боудены (сделал их из палочек от шариков).


Каркас готов, можно обшивать (обшивка – депрон 3 мм). Чтобы лучше гнулся депрон, с обратной стороны вдоль продавливаю вилкой канавки.


Для обшивки хвостовой части делаю шаблоны из бумаги.


Шпингалеты для крышки отсека с электроникой делаю по старинке – из линейки, бамбука и пружинки от ручки.




Вырезаю крышку и термопистолетом приклеиваю шпингалеты.

Когда высыхает клей обшивки, вырезаю отверстие под крыло.
Из пеноплекса и фанеры делаю площадку под саморез (к нему будет прикручиваться крыло сзади) и клею изнутри к пятому шпангоуту


Выше бокового стрингера в хвостовой части делаю вырез под стабилизатор.

Законцовку фюзеляжа делаю из пеноплекса (снаружи обрабатывал ножом и наждачкой, а изнутри - художественная резьба дремелем).



Крашу законцовку акриловыми красками.

Капот хотел сделать из бутылки, но нужного диаметра не нашлось, зато были старые колготки жены и эпоксидка, сделал из них на пеноплексовом болване.
Покрасил краской из баллончика, хотя маркер тоже подойдет.

Чтобы капот прикрутить – сделал в фюзеляже дополнительные площадки под саморезы (от серв).

Из пеноплекса сделал подголовник и приклеил к фюзеляжу.



Фигурка пилота и кабина не только для красоты, но и служит крышкой для серв хвоста.
На фото виден процесс изготовления этой крышки и пилота. А крепиться это все будет болтом к верхнему стрингеру.












Фюзеляж обклеиваю металлическим скотчем под утюг, начиная с хвоста.



Лобовое стеклышко вырезаю из бутылки и вклеиваю на эпоксидке.


Приступаю к изготовлению крыла.

Крыло решил сделать съемным, но цельным. А еще к нему будут крепиться стойки шасси.
Из бумаги вырезаю шаблоны нервюр, приклеиваю к потолочке и вырезаю.




Лонжерон из деревянной линейки, центральная часть – тоже.



Склеиваю лонжерон.

Примеряю (крепиться будет на болтик, гайка тоже на эпоксидке, как и гайки крепления мотора).


Крыло делаю по стандартной технологии, думаю, принцип очень понятен из фото.








Примеряю.

Усиливаю места под шасси кусочками фанеры и вклеиваю фанерные нервюры.

Вклеиваю лонжерон из линейки.

Принцип крепления шасси на фото, клеил эпоксидкой.




Вклеиваю сервы элеронов и закрылков.


Заклеиваю верх крыла.



Заклеиваю переднюю кромку и законцовки.


Отрезаю элероны с закрылками и шкурю их под углом 45 градусов.


Зализы из потолочки, красил акриловой краской.


Обклеиваю скотчем.


Кабанчики из строительного уголка, тяги из проволоки.


Украшаю (распечатывал на принтере).


Снизу – черные полоски скотча.



Теперь можно делать хвостовое оперение и заднее шасси
.

По шаблонам вырезаю детали (депрон и потолочная плитка).

Петли делаю из ниток и кусочков линейки.

Склеиваю стабилизатор и руль высоты.



Кабанчик руля высоты из стальной проволоки, на эпоксидке.



Аналогично делаю киль и руль направления, только кабанчик из стального прута.




Обклеиваю хвостовое оперение под цвет крыла, руль направления - в полоску.




Заднее шасси – самодельное, из пенорезины, на стальной спице. Принцип крепления – на фото.


Вклеиваю стабилизатор и киль в фюзеляж. Можно сразу вклеить и хвостовое шасси.


Тяги – из бамбучин.

Приклеиваю законцовку фюзеляжа.

Украшаю номером фюзеляж.


Обтекатели передних шасси самодельные, и про них уже были статьи, а потому подробно останавливаться на них не вижу смысла – достаточно будет фотографий.













Колеса тоже самодельные – из пенорезины и пластиковых карт (про них тоже писал, приложу только фото)





Вес крыла с шасси и сервами – 326 грамм

Фюзеляж – 462 грамма

Можно собирать модель.
Прикручиваю крыло.

Укладываю электронику.


Все, модель готова.

Полетный вес чуть больше килограмма.

На видео облет модели и первый полет, правда, в сильный ветер толком полетать не удалось, но обошлось без крашей, что уже радует. Спасибо Олегу за съемку!

Через пару дней, когда ветра не было, сделал центровку сдвигом аккумулятора и на ровном поле взлетел с шасси без проблем (видео к сожалению нет, был один).

ТТХ модели:
Размах крыла - 1300 мм
Площадь крыла - 23 кв дм
Стабилизатор - 480 мм
Вес полетный - 970 грамм
Нагрузка на крыло - 42 гр/кв дм

Что использовал при постройке из электроники:
Turnigy D3530/14 1100KV Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1504821/
Tower Pro Slowfly Propeller 11x4.7 Bone (CCW) (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488825/
Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/
пластиковый кабанчик (10 штук)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8418/
Фиксатор тяги (10 шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8519/
Регулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/102843/
Аккумулятор Turnigy 1300mAh 3S 20C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1520475/
6-ти канальная аппаратура Turnigy TGY-i6 AFHDS с телеметрией и 6-ти канальный приемник, (Mode 2)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1490939/


Пару слов в конце:
- четвертый шпангоут, к которому прикручивается крыло, лучше сделать прочней (либо два слоя фанеры, либо усиления, либо цельным + усиления)
- шасси тоже желательно укрепить, сделав от центра крыла до стоек по передней кромке усиление из реечки, а кроме того, в данном месте предусмотреть крепление крыла к фюзеляжу
- отверстия для шпингалетов лучше усилить проволочными скобами, чтобы не разбалтывалась крышка отсека с электроникой
- хвостовое оперение можно делать тоньше, я чего-то переборщил с прочностью

Возможно, у Вас тоже будут замечания и предложения, с удовольствием прочту их в комментариях (адекватная критика всегда приветствуется)!

Спасибо что прочитали статью!
Всем безветренного неба и чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок!