Человек живет, чтоб создавать вещи, а не приобретать.                                                                                                                                         Аристотель.

Идея построить модель с чистого листа давно сидела в голове и вот на глаза попался самолетик вид которого запал в душу ну просто с первого взгляда. Складной верхнеплан, амфибия, родная отечественная разработка и как потом оказалось легенда чуть менее ПО-2. Да что говорить – это любовь. Порыскав в интернете обнаружил что моделей этого самолетика не так уж и много. Чертежи общего вида конечно есть, но мне хотелось выполнить его именно из «нашего всего», из потолочки. (Глобальная задача была составить чертежи и затмить по популярности Цесну-150   Константина Иванищева, но самолетик оказался не совсем для новичков).

Сам процесс постройки я описывать не буду. Самый короткий путь создания чего-то (по крайней мере у меня так) – Сделать как-нибудь – Сделать неправильно –Сделать правильно. Так как опыт в потолочном самолетостроительстве уже имеется самолетик вышел если не «как-нибудь» то все же «неправильно». Зачем показывать неправильную постройку. Но зато в процессе сбора материалов пришлось перелопатить приличное количество информации в том числе и исторической.  

 

 В 21 году немцы построили практически цельнометаллический самолетик Dornier Libelle. Немцы вообще узнав дюралюминий решили что в авиации это «крайнее слово», и если строить исключительно из него будет «счастье». Не вышло. Наши лупили фашистов, не мне вам рассказывать, почти всегда на деревянных самолетах. ЛА-5 например.  В последующем, фото этого самолетика были опубликованы в журнале «Самолет» (предположительно конечно все, но сам пишу, сам вру). Фото в этом журнале Шавров, работающий под началом Григоровича, создателя первого в мире гидросамолета, не видеть не мог. Так вот, Вадим Борисович в 25 году решил что, подобный (а можно и лучше) самолет молодой советской республике необходим, и кроме него построить его некому и поэтому придется закатывать рукава. А расход ценных цветных металлов это буржуйская блаж и вообще не наш метод.

Подробнее.

И ещё.

Идея построить легкий гидросамолет - в виде летающей лодки с мотором возможно меньшей мощности -появилась у меня еще в 1925 году. Работая в отделе морского опытного самолетостроения и имея там дело с заводскими машинами, решил построить свою, тем более, что подобного типа самолетов у нас до тех пор не было. К осени 1926 года у меня уже был разработан ряд вариантов двухместного гидросамолета - летающей лодки под 40-сильный мотор, а к весне 1927 г. из всех их было отдано предпочтение одному варианту - тому типу гидросамолета с тянущим мотором, который потом и был построен. При этом выяснилось, что мощность в 40 сил слишком мала, дать удовлетворительный гидросамолет под нее - трудно, и нужно ориентироваться на мотор в 60 сил, который кстати тогда проектировался в НАМИ.
Под этот самый мотор и оформился окончательно мой проект, который я в конце 1927 г. стал проводить в Осоавиахиме, - с целью получить оттуда средства на постройку. В это же время произошел переезд завода из Ленинграда в Москву, что вполне благоприятствовало моему личному участию в проведении проекта. А дело это нешуточное, нужно было заседать еженедельно в течение 4-х месяцев и потратить немало времени и слов, пока наконец дело не закончилось в апреле 1928 г. утвержденной сметой и подписанным договором с Осоавиахимом на постройку самолета. Я взялся его строить за 4000 рублей (больше такой суммы тогда вообще не давали) и был доволен, прежде всего тем, что дело это встало на вполне определенную почву.

                                                                                                    Из воспоминаний В.Б.Шаврова

Итак, что навыдумывал Вадим Борисыч, а что перенес от «стрекозы».

От Libelle – компоновка самолета (верхнеплан, трактор, лодка подвешена на подкосах, кабина практически 1 в 1), способ складывания консолей крыльев (назад, не отнимая от центраноплана) .

Самостоятельно – материал изготовления, обводы лодки (килеватая против плоскодона), поплавки на нижнем крыле (против штуммелей), другие крылья и оперение.

Шавров: - Ну че где будем строить самолет?

Корвин: – Да фиг знает, у тебя гараж есть?

Ш: - Ты с ума сошел, гараж только в ОГПУ есть. У меня только курятник, но там куры обсерут все и вообще самолет туда не влезет. У тебя кажется квартира есть……

14 апреля 1928 года комнаты В. Л. Корвина-Кербера превратились в авиационную мастерскую. Среди домашней обстановки разместились столярные верстаки, тиски, инструменты. К постройке был привлечен и еще один обитатель квартиры № 6, бортмеханик Николай Николаевич Фунтиков, великолепный слесарь. Трое мужчин пилили, строгали, гнули заготовки... Нашлось дело и жене Виктора Львовича — Юлии Леопольдовне: ей поручили кроить и шить перкалевое полотно для обтяжки крыльев. Даже дети помогали взрослым, убирая стружки и обрезки.

На полу в большой комнате установили стапель-балку, в ее прорезях разместили шпангоуты лодки, которые постепенно связали продольными рейками-стрингерами. Подогнанные листы фанерной обшивки придали лодке законченный вид. Особенно много хлопот доставили крылья. Для сборки каждой их половины на стене этой же комнаты укрепили раму с фиксаторами. Постепенно собрали и крылья, но для сборки остальных элементов уже не оставалось места. Сборку стабилизатора вели в детской комнате. Так что малышам пришлось спать в окружении лонжеронов и деталей хвостового оперения. Детишки были просто в восторге от такого соседства.

                                                      Использование вредителей следует организовать таким образом, 

                                                      чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ.                                                                                                                                                                                (Г.Г.Ягода)

С 28 года советское государство озаботилось низкой эффективностью вшивой интелегенции и решило освободить необходимых Родине специалистов от выполнения семейно-бытовых тягот, в том числе и финансовых. Лучшими способами стимуляции признали посадку в «шарашку», мотивации соответственно выход из неё, а воспитания – расстрел. Садили оптом. Сел Григорович, а чтоб ему скучно не стало посадили и Корвина. Поликарпов тоже по соседству трудился. В общем креатив ограниченными силами попер с такой силой что плодами оного мы пользуемся до сих пор, причем не особенно задумываясь об истоках. Шаврову свезло больше, остался с Фунтиковым доделывать Ш-1.

                                                                          Мы строили строили, и наконец построили (Чебурашка)

Летом 29 начались испытания. Как то, гуляя до гребного порта, Борисыч и Николаич встретили недобитого НЭПмана на велосипеде. «Смотрика, мы значит такую дуру на руках таскаем, а всякая сволочь на колесах ездит. ЭЭЙ ПАРНИША, СЮДА ИДИ………».

Оторванные колеса решили ставить на лодку, амфибия ё.., да и из сарая вытаскивать сподручнее. Склепали шасси, амортизаторы резинкой от трусов намотали, покатались, полетали, решили нормально сойдет. Полетали над Ленинградом, надо же новыми колесами сверкнуть. Поехали в Москву сдаваться. В Москве самолет посмотрели, сказали нормально только надо переделать тут, тут, и вот здеся. Переделаете и запускаем в серию. Вот с этого момента и начинается славная история самолета Ш-2. А первую шаврушку потом Валерий Палыч разбил. Ему Ж/Д насыпь дорогу перебежала. Удачно, провел первый в мире краш-тест. Нос лодки принял удар и сломался, двигатель на подкосах упал перед кабиной, все живы здоровы. Чкалов - ну вот что о нем сказать.. Приволок потом винт Шаврову – «держи -говорит,- я твой самоль ушатал, возьми на память что осталось».

Ш-2


Итак, что переделал Шавров в Ш-2. Ну первым условием нужно было инсталировать в самоль наконец-то освоенный промышленностью М-11 (ПО-2 с ним же летал) 100л.с. Под него пришлось полностью переделать крыло, сократить центраноплан с 3,2 до 1,4 метра, увеличить размах с 10,7 до 13 метров и вообще использовать другой профиль. Заодно упростил горизонтальное оперение, поставил поплавки пошире и на всякий случай удлинил нос лодки, мало-ли Чкалов опять начнет таранить что попало, жалко, герой все таки.

А жизнь шаврушке досталась длинная и героическая. Эксплуатировался самолетик до середины 60х годов. Полетал он по всему Советскому Союзу. Возил геологов и полярников, рыбаков и охотников, военных и больных. За счет своей небольших дистанцияй взлета и посадки, использовался он вполне вместо вертолета, а уж мест для посадки и взлета в нашей стране хватало.

Кстати в конце ролика сказано о новом центре нефтяной промышленносит г.Чибью. Теперь это Ухта. То есть вот на чем проводили геологоразведку северов. Не забывайте тех кто построил нашу любимую ТРУБУ, на которой мы сидим.

Пара рассказиков с шаврушкой "Я тебе верю", "Смотри:самолет!"

Модель.

Ну документы по шаврушке я нашел очень достойные 33 и вроде 53 года с чертежами, ординатами и описанием. А вот как чертеж развернуть в развертку я не знал. Пытался даже в "Excel" развернуть но мозгов не хватило. Пришлось искать другой путь. Нашел Rhinoceros. Пришлось освоить, полезная программа. Дальше побыстрее пошло. Склеил лодку с оперением, шасси, подкосы центраноплана, крылья. А потом забросил на год... Вдохновения не было. Этой осенью вся эта "расчлененка" на холодильнике уже намозолила глаза. Ну думаю пора бы доделать, несмотря ни на что(некоторые косяки неустраивали, но было твердо решено закрыть  на них глаза). После сборки с серьёзной раскраской заморачиваться уже не было сил. Распечатал на принтере и закатал под скоч надписи, кресты вырезал из цветнго скотча. Бортовой номер самый популярный  в интернете (фоток побольше). Этот самолетик нечаянно к финам до войны улетел. Может в газетах его где пропечатали, оттуда и фотки.




Ну как, похоже на оригинал?

Вот думаю если "правильный " самолет и чертежи буду делать может под еще одного "беглеца" покрасить.


Этого правда фины самостоятельно коварной хитростью заманили и до конца войны бессовесно юзали.

Ну ладно заканчиваю, устал клаву топтать.

 

Ах да чуть не забыл. Мой самолет складывается :Р

Пролетарский привет!