При наличии желания научиться основам 3D-пилотажа можно и комнате малогабаритной квартиры.

Вес этого самолета примерно 80-105 г. Чем меньше, тем лучше он будет летать. Лучше – это значит, плавнее, безопаснее при падениях. У пилота будет больше времени на "подумать", можно будет больше летать и меньше заниматься ремонтом.

Чертеж в формате А1

Все началось полтора года назад. Зашел ко мне Александр. Забрать какие-то модельные запчасти. А у меня на стенке висит зальный бипланчик. "Давай, - говорит, - повисим на нем в комнате!" Я начал отказываться, дескать, не умею, не пробовал и т.д. Но в конечном итоге согласился. Повисел секунд 30, затем поймал самолетик в руку.

Надо сказать, что нервов я потратил на это дело довольно много, спина даже вспотела. И это несмотря на то, что уже года 4 летал и считал себя вполне себе RC-пилотом.

Вобщем, с этого дня понеслось – начал летать (точнее – висеть) в комнате каждый день. Опыта большого в постройке самолетов для такого рода полетов я не имел. Тот, что на видео, биплан Лазурь, был сделан по эскизам уважаемого Руслана, который когда-то активно общался на одном из модельных форумов.

 

Размах примерно 60 см, вес 150 с лишним граммов. Гудел, точнее – свистел, страшно. Полагаю, даже соседи слышали через перекрытия. Родные же не всегда молча терпели. Затем было выяснено, что уровень шума, издаваемый мотором, сильно зависит от веса самолета – чем больше вес, тем больше шумит. Кроме того, вес сильно затруднял управление, но это я уже выяснил позже. Чинить потолочный биплан тоже довольно сложно.

Биплан был списан с летной работы сразу же после принятия на вооружение принципиально нового самолета. О нем, собственно, и пойдет речь.

Итак, Як-55 66 см.

Опять же Александр притащил откуда-то эскизы знаменитого брукмановского зальника. Я сделал из них модель в СолидВоркс, чтобы посчитать вес и пр., прикинуть центровку, ну, и сделать чертежи, которыми было бы удобно пользоваться.

В результате было произведено 6 таких самолетов. Качество их улучшалось от модели к модели. Вот пробный полет одного из этих самолетиков прямо в офисе:

Вобщем, благодаря именно этой модели я умею делать то, что умею. Т.е. свободно летаю в пределах маленькой комнаты при любых разумных положениях самолета.

Вообще, для того, чтобы научиться летать в комнате, а затем и в зале (при его наличии, естественно), и на улице, требуется 2 вещи:

1- самолет, на котором можно учиться. О нем и пойдет речь в этой статье.

2- методика обучения, позволяющая за конечное время достичь осязаемых, видимых результатов. О ней пойдет речь в следующей статье.

Требования к самолету

Вот требования к самолету, которые были сформулированы полтора года назад, своего рода ТЗ:

  1. Самолет должен позволять учиться летать в комнате – быть легким, прощать ошибки.
  2. Самолет должен быть дешевым. Да, можно купить фирменные модели, они превосходно летают (в умелых руках). Но разница в пару-тройку тысяч рублей для многих моделистов является критической. По крайней мере, бывают такие моменты. У меня они точно были.
  3. Материалы должны быть доступны – потолочка, ламинатная подложка, немного карбона (без него, к сожалению, никак).
  4. Комплектующие должны быть дешевы и доступны к заказу с Паркфлаера.
  5. Сборка не должна занимать много времени.
  6. Ремонт (без него точно никуда) должен занимать минимум времени.
  7. Самолет должен быть тихим, чтобы не беспокоить родных и соседей.

Комплектующие

Я пробовал различные моторы и могу сказать, что окончательный сетап такой:

  1. мотор Turnigy 1811 бесколлекторный электромотор 2000kv;
  2. винт GWS EP (DD-7035 178x89мм);
  3. регулятор - любой от 5 до 12А, чем легче - тем лучше;
  4. сервы Hobby King 4.3g / .5kg / .10sec;
  5. аккумулятор Turnigy nano-tech 300mah 2S 35~70C ;
  6. приемник Мультиплекс со снятым корпусом, вес 5 г.

Ну.. был еще вариант с микроприемником и микросервами.. Но это на любителя. И не так дешево, как хотелось бы. И был вариант с облегчением пены, это есть в чертежах, но до постройки конкретного аппарата дело не дошло.

Все комплектующие можно купить на Паркфлаере, не пишу "не реклама" потому, что уважаю этот ресурс и буду рад, если статья как-то поможет его процветанию.

Пара слов относительно мотора. Обратите внимание – использован Turnigy красный. Бывает еще и серебристый – так вот серебристый не подойдет, тянуть не будет! Можно, конечно, поставить Тайгера 1804.. но зачем? Предлагаемый 1811 – превосходный мотор! Нормально тянет, за почти что год активнейших тренировок мне не удалось его сломать! А ведь были серьезные удары и в бетонный пол, и в каменные стены.

Сервы. Да, это не самые крутые сервы – точность не лучшая, довольно шумные. Но за все время использования ни одна не подвела, а скорость перекладки у них – выше всяких похвал.

Все мои Яки кроме одного строились из ламинатной подложки. Розовой, с обеих сторон ровной, без насечек. Отсутствие насечек – обязательное условие! Такая подложка более изотропная, менее ломкая.

Один Як был сделан из зеленой подложки с насечками. Тот Як прослужил очень недолго – я замучился его ремонтировать после малейших столкновений с комнатными препятствиями и очень скоро списал с летной работы.

Як из зеленой подложки

Кроме подложки (разумеется, можно использовать и потолочную плитку, просто подложка имеет большие размеры и из нее поэтому проще вырезать детали) потребуется карбоновая полоса 0,5х3 мм для лонжеронов крыла и стабилизатора и карбоновые прутки 1..1,5 мм на усиление и 1,2..1,5 мм на тяги.

Понадобится также тонкая термоусадочная трубка для изготовления шарниров тяг, узкий скотч (примерно 2 см шириной) для навески рулей и оклейки торцов крыльев и носа.

Ну, и клей. Лучше всего ЦА (Evotite CA460) с активатором (Акселератор для CA клея Insta-Set). Мажем циакрином, соединяем, наносим активатор – и готово! Можно сразу лететь -:). У известного шоумена Павла Белова подсмотрел одну хитрость – он наносит активатор при помощи медицинского шприца с иголкой. Если иголка забивается клеем – надо ее прожечь зажигалкой.

Постройка самолета

В постройке никаких хитростей нет. Печатаем чертеж.

Вырезаем ножницами с небольшим припуском. Кладем на подложку и закрепляем скотчем.

Вырезаем острым ножом. Нож держим перпендикулярно. А лезвие ведем под углом, чтобы оно разрезало пену, а не рвало ее. Важно: время от времени протирать лезвие ножа спиртом или одеколоном, иначе оно замазывается клеем со скотча и начинает рвать пену.

Затем собираем горизонтальный фюзеляж, навешиваем элероны и руль высоты.

Затем … красим! Иначе собранный самолет покрасить будет довольно трудно. Я красил маркерами для граффити, размечал по линейке тонким маркером Edding 140S – очень мне этот маркер нравится! Важно, чтобы верх отличался от низа. Можно низ вообще не красить, но я предпочитаю наносить продольные черные полосы на крылья и стабилизатор.

Устанавливаем лонжероны в крыло и стабилизатор на ЦА.

Технология навески рулей

Можно навешивать рули на длинный скотч, на кусочки короткого, а можно вообще обойтись без использования скотча – применив клей Уху-Пор. Капаем пару капель на отрезанные под углом края петли, размазываем пальцами. Сушим 5-10 минут. Затем на ровной поверхности аккуратно прижимаем руль к плоскости – он сразу же приклеивается. Сушим. При необходимости слегка промазываем петлю Уху-Пором сверху.

На скотч: крепим на столе плоскость и руль в нужных положениях при помощи бумажного скотча, затем приклеиваем длинную полоску пластикового скотча. Важно: скотч нельзя натягивать, иначе он выгнет плоскости. После приклеивания прогладить ногтем, чтобы скотч перестал выделяться на пене (это будет сразу видно)

Переворачиваем руль и кладем его на плоскость, клеим нижнюю часть петли из скотча, делать это удобнее на краю стола, чтобы петля немного "свешивалась". Можно клеить одну длинную полоску вдоль петли, а можно 3-5 короткий полосок поперек (именно так я делал на поздних моделях):

Затем переворачиваем горизонтальный фюзеляж "мордой вниз" и приклеиваем нижнюю часть вертикального фюзеляжа. Делаем усиление. Я б рекомендовал карбоном, но можно и полосками пены - их размеры: спереди 2,5 см, сзади 2 см. Для облегчения лучше наделать отверстий диаметром 12-10 мм (спереди, на широкой части, 12, сзади 10).. На чертеже места втыкания карбонин обозначены отверстиями.

Усиление полосками пены (хорошо видны узкие полоски скотча, на которые навешены элероны, тяги с металлическими наконечниками и кабанчики из пластиковой карточки, - это версия-4):

РН пока не устанавливаем - это делается после сборки фюзеляжа.

Совет - для фиксации "креста" очень удобно пользоваться отработавшими свое свинцовыми аккумуляторами от ИБП. Они тяжелые и имеют ровные прямые углы.

Карбоним низ, пока это удобно делать:

Ставим серву элеронов. Сервы крепил на термоклей, но лучше это сделать при помощи пары капель УхуПора. Сразу делаем управление элеронами (см. ниже, как делать тяги и кабанчики):

Клеим верхнюю часть фюза, следим за перпендикулярностью. Ставим пару карбонин для усиления. Схема усиления есть на чертеже.

Устанавливаем РН. Технологию я уже описывал, ничего сложного.

Укрепляем нос разрезанными по толщине пластинами 1,2х2 см. Это чтобы удобнее было крепить крестовину мотора скотчем.

Ставим сервы РН и РВ.

Чтобы тяги РН и РВ не гнулись, можно поставить разного типа направляющие - одну (как на фото вверху) или несколько. Сделать их можно из пены или кусочков качалок серв (что тяжелее по весу).

Обратите внимание – на этом самолете нет моторамы. Подсмотрел технологию у Алексея Попова – мастер!

Кабанчики и тяги

Кабанчики делаются из той же пены. Высота всех кабанчиков 13 мм. Надо еще учесть, что шарнир тяги должен находиться на перпендикуляре к петле (чтобы рули отклонялись правильно), поэтому я срезал ближний к петле уголок кабанчика, чтобы подвинуть кабанчик ближе к петле.

Качалки удлинены при помощи кусочков карбона, ниток и циакрина. Размеры: элероны 17 мм (это на каждый элерон), РН и РВ по 14 мм.

Технология изготовления тяг довольно простая: берем карбонину, надеваем термоусадочную трубку длиной сантиметра 3 чуть меньше, чем наполовину трубки. Одетый конец аккуратно греем зажигалкой. Остужаем. Затем вставляем вторую карбонину немного не до конца. Аккуратно греем не ней термоусадку. Остужаем. Пробуем, как ходит – если плохо – делаем еще раз. Лучше потренироваться до установки тяг на самолет – со втрого-третьего раза должно получиться, тяга должна легко гнуться без люфтов.

Длина тяг настраивается уже на самолете - отрезается нужной длины пруток и делается шарнир. Раньше я просто откусывал лишний кусок прутка бокорезами. Сейчас так не делаю, поскольку получаются расплющенные и разлохмаченные концы. Гораздо эстетичнее будет, если треугольным надфильком сделать кольцевую канавочку и сломать пруток по этой канавке. Затем не забыть на наждачке обточить концы прутков, чтобы не попортили термоусадку!

Можно делать кабанчики из пластиковой карты, но, на мой взгляд, это менее технологично.

Доработка мотора, подключение его к регулятору и установка на самолет

У мотора надо:

  • примотать провода к корпусу на ЦА – иначе они рано или поздно отломятся, и мотор придется чинить.
  • откусить покороче (в разумных пределах) провода, тщательно зачистить и припаять к ним силиконовые от регулятора. Теперь благодаря гибкости силиконовых проводов не будет проблем с отрывом от регулятора или от мотора. Все! Силовая установка теперь вечная.

Ставим мотор на самолет при помощи полосок скотча. Я использовал обычный тонкий.

Ставим регулятор на самолет при помощи пары кусочков пены и ЦА.

Приемник можно крепить на липучку-велкро, очень удобно - на резинку от денег, а можно (как я делал на последнем варианте) вставить в слот, прорезанный в фюзеляже.

Аккумулятор крепился тоже на липучке, но сейчас бы и под него вырезал слот.

Остается усилить скотчем законцовки крыльев, так как они больше всего страдают от нештатных посадок. Можно до кучи усилить и кромки носа, хуже точно не будет, главное – без фанатизма.

Настройка самолета

Перед тем, как установить качалки на сервы, лучше поставить сервы в нейтральное положение при помощи сервотестера. У меня Сервотестер GWS MT-1, заказывал на Паркфлаере, сильно рекомендую. С его помощью можно также посмотреть расходы рулей, т.е. практически настроить модель (потом, разумеется, все равно придется настраивать ее с передатчика). И самое приятное – это можно делать даже глубокой ночью, когда все уже спят и включать пищащий регулятор не хорошо.

Если в нулевом положении качалки не перпендикулярны плоскости самолета – ничего страшного, можно отрегулировать центр на передатчике.

Расходы на всех рулях 45 градусов.

Центровка – примерно треть крыла.

Постройка закончена. Для обучения обязательно нужно прикупить 6-10 аккумуляторов и пару зарядников, лучше с адаптерами, которые позволяют заряжать одновременно 3 2S-аккумулятора от одного зарядника.

Дальше, если тема заинтересует, расскажу о своем опыте освоения "комнатного пилотажа".

PS В чертежах предусмотрена возможность облегчения пены при помощи фрезерования. Это делать совершенно необязательно. Также необязательно ставить винглеты, но с ними самолет становится более устойчивым на поворотах и ножах.

С уважением, Алексей