Это мой первый пенолет, собранный самостоятельно, да и первый самодельный радиоуправляемый самолет. Я не профан в моделизме, о чем говорит порядковый номер в маркировке модели АК-10.
Все самолеты собранные мной до этого были кордовыми и было это в прошлом веке задолго до перестройки. Опыт общения с радиомоделями ограничен мотопланером CloudsFly, приобретенным в прошлом году и активно эксплуатировавшимся этой зимой. Понял, хочу пилотажку, типа F3A. Порылся в запчастях – нашел почти полный комплект оборудования:
Мотор Turnigy L2210A-1650 Brushless Motor (180w)
Регуль Регулятор скорости TURNIGY Plush 40А
Машинки элеронов HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Машинки рудера и рулей высоты Turnigy MG90S Digital Metal Gear Servo 1.8kg / 13.4g / 0.10sec
Винты Пропеллер TGS Sport 7x5E Precision
По-видимому, приобретая все это в качестве страховочного оборудования, в подсознании уже держал сборку своей машины.


Чем интересен данный аппарат среди конструкций представленных здесь? Вряд ли конструктивом. Он интересен тем, что собран абсолютно без чертежей. Рисовал сразу на панелях потолочки. Положился на свой вкус, опыт и наличествующий материал. Кроме того, кое-кое какие нюансы, найденные, что называется сходу, могут оказаться полезными другим моделистам.

 

Крыло обычное – из двух метровых панелей потолочки с центральным лонжероном. Все органы управления и фюзеляж собраны из потолочки, склеенной из двух пластин на клее Титан. Сборка узлов производилась на быстросохнущей эпоксидке. Две переборки (шпангоуты) – моторная и опорная для шасси, сделаны из 2мм фанеры. Переборки в передней части связаны сосновыми стрингерами 5х5мм.
Под машинки выклеены боксы, они там зафиксированы термоклеем.

 

Очень активно использовал бамбуковые палочки для барбекю. Центральная часть тяг выполнена из них. И еще оказалось очень удобно увеличивать жескость уже собранных элементов .просто втыкая острием такую палочку вдоль плоскости. Так усилил, к примеру, киль.
Адаптер винта, петли и фиксаторы тяг заказал на Паркфлаере. Но посылка шла 3 месяца. Терпежу не хватило. Петли сделал, как еще в СЮТе учили – жесть, булавки, ну и тисочки с надфилем.

 

Обычная проблема при вклейке петель – не заляпать соединение, дабы не лишиться свободы хода. Решил очень просто. Перед вклейкой на петлю надевается бандаж в виде кусочка ватмана с прорезью. Смело мажем клеем, вставляем петлю в паз, даем подсохнуть и отрываем бандаж. Очень удобно.

 

Фиксаторы выточил на токарном станочке. Тут фишка в простом способе предотвращения выпадения фиксатора. Обычный паз, жестяная шайбочка и кусочек кембрика, надевающийся в натяг и проваливающийся в паз. Он не дает съехать шайбе и выпасть фиксатору из кабанчика или качалки.

 

При наличии станка, сделать адаптер винта не проблема. А у меня еще нашелся алюминиевый болт М8. Оставалось только засверлить дыру под ось и поперечную дыру с резьбой М3 для фиксации.

 

Долго ломал голову, как сделать приличные колеса. Подходящих игрушек под рукой не было. Стал пробовать и так и сяк. В результате получилось ну очень просто и функционально. На цилиндр из пробки одел в натяг кольцо из пористой резины от строительного уплотнителя и обточил на станке (можно обтачивать на дрели). В центр диска вставил, тоже в натяг, кусочек стальной трубки с внутренним диаметром ~2 мм. Никаких сложных форм и клеевых соединений.

 

Шасси элементарное, из стальной проволоки 2 мм. Оно мне показалось хлипковатым, поэтому сделал ещё подкосы, из проволоки 1,5мм. В целом, под тяги и шасси раскурочил три зонта. :) Старых, конечно.

 

Кабину я люблю делать похожую на настоящую. Каприз, конечно, но схема отработана. Подходящий пузырь от бытовой химии и кабина готова.

 

С системой руления по полосе не стал мудрить. Два проволочных 1мм уса. Один на руле, на нем модель стоит в спокойном состоянии и рулится по земле. Второй, покороче и пожесче на фюзеляже. Он воспринимает ударную нагрузку. Согласен, не идеал, зато элементарно. А петли на руле стальные, выдержат.

 

Размещение начинки получилось весьма удачным. Регуль стоит в самом обдуваемом месте. Батарея Turnigy 2200mAh 3S 25C Lipo Батарея вставляется в прорезь шпангоутов и отлично там держится. Центровка получается в районе 30 %.

 

С покраской не заморачивался, везде аппликации. Мне главное – полет. Хотелось кроме пилотажа выжать и 3D. Но насколько это удалось, покажет практика. Вообще самолет получился не очень легким ~700г. Но мотор, при удачном сочетании с винтом, в принципе, может дать и больше. Посмотрим. Пока не летал, иначе может и выкладывать было бы нечего :).

 

Основные параметры получились такие:
Размах 995мм
Длина 925мм
Вес 710г

 

Честно говоря, статью написал не столько из-за того, что хотел похвастаться, сколько еще раз пережить то удовольствие, которое получил при сборке. А мож кому чего и правда пригодится. Сам читаю подобные творения других авторов с удовольствием.