Всем привет! Предлагаю вашему вниманию мою последнюю модель самолета, созданную в этом году. Это полукопия нашего отечественного лайнера Ту-334. Модель создавалась именно как полукопия с повторением геометрии оригинала. В ней внедрены мои знания и достижения в строительстве моделей гражданских самолетов. На мой взгляд очень даже похож получился. Во какой мордастый!
Так сложилось, что решил я попробовать потолочку в качестве конструкционного материала для планера самолета. От бальзовых деталей конечно полностью избавится не удалось, но их применение необходимо в качестве лонжеронов и других силовых элементов. Можно конечно использовать линейки, фанеру и другие тяжелые породы дерева, но это не выход. Нужно стремиться к возможно меньшему весу конструкций, это улучшает летные качества самолета и делает его более живучим при легких столкновениях с землей. 

В процессе постройки я отметил плюсы и минусы применения потолочки. Несомненными плюсами является легкость формовки вручную деталей с двойной кривизной, хорошая, я бы сказал при точной подгонке обшивок, почти идеальная матовая поверхность, а в плане недостатков - большой вес конструкций, необходимость точной подгонки деталей, иначе ничего путного не получится. 

Чтобы не городить стапель, я воспользовался одной хитростью. Сначала я склеиваю максимально возможно ровную квадратную трубу из потолочки, а затем насаживаю на нее шпангоуты, с заранее прорезанными квадратными отверстиями в соответствии с рабочим чертежом. Вот как это выглядит:



 После формирования каркаса, в конструкцию были вклеены 4 стрингера на всякий случай, а так же для поддержания жесткости обшивки и упрощения стыковки листов обшивки. Обшивается такая конструкция не сложно, начинать лучше со средней части, где нет двойной кривизны обшивки. С хвостом особых сложностей не было, а с обшивками морды пришлось повозиться, но и они встали на свои места как родные. Все подгонки обшивок производились по месту, тк нереально учесть все усадки и деформации материала при разработке чертежей.



 По мере выполнения работ по наложению листов обшивок, надо своевременно добавлять в конструкцию жизненно важные части, такие как короб для шасси, короб для батарейки, связки лонжерона киля, иначе потом для этого придется вскрывать обшивку и посадить аккуратно на место эти участки уже не получится. Потолочка всеж.




 Сразу где надо усиляем шпангоуты, тк на них будут действовать достаточно большие силы от шасси, а чтобы не было поломок, надо эту силу разнести на как можно большую площадь конструкций. Теперь можно смело продолжать обшивать фюзеляж. Для фиксации листов с сильным изгибом, я пользуюсь бумажным малярным скотчем, тк только он обеспечивает нужную силу фиксации, не пристает и потом не отрывается с мясом как канцелярский скотч и держит куда большую силу, нежели булавки.

 
 Пока обшивка не полностью закрывает хвост, надо срочно делать киль и пилон для двигателей, укладывать проводку, иначе потом по-нормальному этого просто никак не сделаеш.

 
Ну и все, можно окончательно зашивать фюзеляж, приколбасить двигатели и заниматься хвостовым оперением. Мотогондолы свернуты из 2 слоев потолочки и просто обточены наждачкой. 

Двигатели просто приклеены к торцам пилонов и стык усилен бумажной лентой.

На этом самолете стабилизатор цельноповоротный. Он приводится в действие микросервой вот такой Hitec HS-65MG Микро сервопривод с металлическим редуктором 1.8кг /12г /0.14сек  ее вполне хватает. Сам стабилизатор закреплен на карбоновой трубке Д=6мм, которая заодно является его лонжероном. Навеска осуществляется с помощью пластикового кронштейна, намертво связанным с лонжероном киля. Рычаг поворота тоже из пластика, а монеты выполняют роль весового компенсатора и вклеены вовнутрь стабилизатора.


 Колпак стабилизатора:

Серва стабилизатора


Вот так выглядит готовый хвост:


В общем вы уже заметили, что нет такого четкого разделения, типа делаем фюз, делаем оперение и тп. Все делается как бы одновременно, по-другому ничего не получится. Или получится, но не то, что надо. Теперь очередь крыла. Оно классическое наборное, весь набор из потолочки, лонжероны из бальзы, на консолях применен трубчатый лонжерон из карбоновой трубки Д=5мм. Он легко держит полетные нагрузки и даже не сгибается. Стыковые узлы с фюзеляжем сделаны из бальзы и отлично справляются со своей задачей.


 
Шасси... Планировалось как на оригинале с рычажной подвеской, но были сделаны из проволоки и такими и остались, что в дальнейшем помешало реализовать их уборку и выпуск в полете.


   Ретракты вот такие:  Комплект приводов выпуска/уборки шасси В принципе неплохие ретракты.
На основе ранее полученного опыта решил не делать копийные элероны, а сделать их как на всех моделях. Маленькие элероны работают только на большой скорости и совсем не работают на посадочном режиме.

 Сервомашинка элерона просто приклеена к обшивке крыла и заклеена сверху полоской скотча на всяк случай. Кабанчики сделаны из одного слоя от компакт-диска. Со своей функцией прекрасно справляются.

Ну и все, самолет готов. Надо доделать некоторые недостающие мелочи и поработать маркером. Главное не забыть винглеты!

 

 В целом, подводя итоги этой стройки, могу сказать, что из потолочки тоже могут получаться красивые модели, не хуже бальзовых. 

Ну и напоследок небольшое видео. Сильно не пинайте, как сумели так и сняли. Это мой брат ас в видеосъемках, жаль что его не было на полетах.