Несколько лет назад будучи в очередном отпуске получил "заказ", кто-то из моего руководства попросил написать автобиографию для личного дела. Ну что же, надо так надо и т.к. делать в то время было особо нечего сел за компьютер. И как попёрло, вспомнилось даже то, что казалось бы забыто навсегда. В итоге вместо автобиографии получил мемуары. Всё изложенное моё и про меня, возможно и Вам будет интересно.
     С чего всё начиналось? Пожалуй, с него. ЛАТЫШ Анатолий Николаевич брат моей мамы, самолётный фанат, руководитель авиамодельного кружка ещё со школьной скамьи. Село Прималка Прохладненского района Кабардино-Балкарской АССР, бабушкин домик со всеми прелестями сельского бытия. Двоюродный брат ШМОРГУН Володя, тогда ещё школьник, и чего полез на чердак? В общем раздался рёв моторчика (он и так не тихий, а в замкнутом пространстве плюс эффект неожиданности!!!) перепугав всех кто был в доме и во дворе. Ясно был слышен наверху испуганный топот и аааа! Вова и сам не ожидал такого подвоха, просто крутанул пропеллер, и кто знал, что в бачке осталось топливо и двигатель заведётся с пол-оборота. Я, как и любой другой мальчишка детсадовского возраста, активно интересовался всеми этими леталками, а взрослые предусмотрительно близко меня не подпускали к самолётам - сломаешь! Однако смотреть не запрещалось, да и книжки с картинками аэропланов украдкой попадали в мои руки, где эти руки в купе с химическим карандашом оставляли на страницах неизгладимые поправки, а на моей мордашке камуфляж. Анатолий Николаевич женившись, перебрался с молодой женой в Магнитогорск, брат Вова вслед за родителями уехал во Владивосток, и на какое-то время тема самолётов для меня стала не актуальна.

      Где-то в году этак 1972-м мама решила навестить брата в далёком Магнитогорске и взять меня с собой. Аэрофлотом! Как только эту новость довели до моих ушей, жизнь моя до того и так беззаботная стала значительно интересней, а у мамы хлопот прибавилось изрядно. Мало того что о предстоящей поездке сразу узнали все мои бараковские друзья, так ещё и вопросов я стал задавать гораздо больше и чаще. Билеты были куплены недели за две до вылета, а что такое для шестилетнего пацана две недели? Целая вечность! И вот долгожданный день настал, мысли мои были уже в самолете, а такую мелочь как сборы чемодана я великодушно доверил маме, ну некогда мне было! Два часа в Икарусе и вот Минеральные воды, аэропорт!



     Быстрей в самолёт мама! В жизни, по моему мнению, слишком много лишнего, всякие условности как расписание, регистрация и прочее. Забор высокий, видно только хвосты самолётов (ну какие же они огромные), и гул моторов. Сердечко моё замирало от нетерпения, быстрее в полёт! Вот и регистрацию прошли, пошли на посадку. Оказывается до нашего самолёта далеко и нас повезут. Сейчас авиапассажиров доставляют к трапу на автобусах, а тогда это были открытые всем ветрам и сюрпризам погоды тележки, похожие, только без сидений, сейчас используют для доставки багажа. Как только меня вывели на перрон, и стало видно всё, не стану врать сил маминых не хватило удержать мою руку, и я вырвался. Рванул к самому большому самбику с криками – на этом полетим! Чего там вслед кричали, я не разобрал, ибо в ушах ветер свистел. Разогнался, пошёл на сближение и … кто - то очень прыткий схватил меня за ворот развевающейся на ветру рубашки. Не иначе спринтер решил лететь тем же рейсом. Ну, я его пнул для порядка, подёргался немного больше сгоряча, чем от отчаянья, и вернулся к своим пассажирам. Стюардесса сразу смекнула – покоя я не дам и не только ей. Нас повезли, куда-то далеко, мимо огромных, сверкающих и реактивных почти на край стоянки к маленьким с пропеллерами. Соседи по вагончику (или вагонетки?) уже утомились и очень даже неодобрительно поглядывали в мою сторону. Вот он наш Ан-24, другая стюардесса встречает с улыбкой. Если бы она знала, сколько конфет «Полёт» придётся мне скормить взамен на «хорошо себя вести»! Издалека самоль казался маленьким и неказистым, а когда я умудрился его потрогать за колесо, впрочем, какая разница, какой он, это же самолёт!



     Внутри прилип к иллюминатору и только по просьбе мамы слегка подвинулся, предоставив великодушно любоваться взлётом. Летели довольно долго, с посадкой в Астрахани и последующей ловлей астраханских комаров по всему салону. Насытившись забортными видами, стало скучновато, побродил по салону. Открылась дверь в кабину пилотов. Ооох и сколько там интересного! Кто-то оттуда вежливо меня выпроводил и правильно сделал, наверно, поэтому в Магнитогорске сели по расписанию. Пока разгружали багаж в руки пассажиров, про меня забыли, и я успел покрутить пропеллер. Недолго. На том перелёт закончился и, в принципе можно было возвращаться в Нальчик, так как других планов в Магнитогорске у меня не было. А зря. Примерно на следующий день Анатолий Николаевич привёз меня в свой кружок, а там! Модели самолётов, ракет и всякого разного, много, очень много. А запах! Запах модэлки знаком только тем, кто занимался в авиамодельных. Его ни с чем не перепутаешь, он родной и нет ничего слаще.

     Я уже предупреждал неоднократно своим поведением, ну нельзя меня оставлять без присмотра, и вины моей в том нет! Любознательность, помноженная на непосредственность шестилетнего ума и последствия частенько плачевные для окружающих. Вернее для окружающего, добра или имущества. Короче, схватил первую попавшуюся на своём пути ракету и испытал на прочность стабилизатор. Хлипкий, отломился. Выводы сделал сразу, не хватай чужого, тем более в кружке! Спасибо дяде Толе за науку, запомнил на всю жизнь. Потом были запуски планеров с горы. У мальчишек получалось, у меня нет. Но ведь они старше! Они занимались в кружке, а я нет, зачем хихикать? Драться не стал, плакать тоже. Возвращались в родные Минводы на Ил-18, почувствовал разницу сразу после взлёта.



Содержимое моего желудка, предварительно мамой забитого под завязку на дальнюю дорогу, попросилось наружу. Пока искали бумажный пакет специально для этого предназначенный, содержимое выпало. Хватило на наш ряд и два соседних. Летели без посадок и слава Богу! По прибытии среди друзей стал единственным летающим, два раза! Круто! И на какое-то время тема самолётов для меня стала не актуальна.

      В 1973 пошёл в школу, вскоре возникла проблема свободного времени. Товарищи мои учились во вторую смену, я в первую. На уроки поначалу времени много не требовалось и чем прикажете заниматься? Посоветовали записаться в библиотеку. Начал с «Мурзилки», случайно полистал «Моделист-Конструктор», и самолётная тема вновь стала актуальна. По сей день считаю, журнала полезней нет, не было и не будет. Читал, изучал, разбирался в чертежах, прикидывал и подсчитывал. Чертил, много чертил. Если спрашивают про любимый школьный предмет – отвечаю черчение. Хотел построить, но не было того, этого. Не было всего! Кружок очень далеко, дальше, чем школа. Хочу поблагодарить работников той библиотеки, номера которой не помню, а имена и отчества тех женщин и подавно. Перечитал много, очень много и на разные темы. Пять книг на 15 дней и так восемь лет! Компьютеров тогда, слава богу, не было, и книги стали для меня тем значимым, что сейчас значимо для нынешних детей. В третьем классе записался в секцию настольного тенниса – не понравилось. В четвёртом снова уже к другому тренеру. Занимался год-полтора. Выигрывал соревнования, подавал надежды, надоело. Сразу на легкую атлетику, пару тренировок и научился делать вывод – занятие не для меня.

     Брат отца КОЗИН Анатолий Игнатьевич. Первый в Кабардино-Балкарии мастер спорта по альпинизму, тогда уже директор Нальчикского клуба туристов. Летом работал инструктором на турбазе «Голубые озёра». С ним было интересно и весело. Кенты мы были не разлей вода. Я взял на турбазу свою фирменную ракетку, на всякий случай и этот всякий случай представился. Группы туротдыхающих следовали по маршруту Нальчик – Голубые озёра – Грузия. Перед входом турбазы стоял теннисный стол и в основном дядьки играли в пинг–понг набираясь сил перед самым трудным участком маршрута – переходом через перевал, в Грузию к Чёрному морю. Я как дисциплинированный гражданин стал в очередь к теннисному столу, после обеда очередь моя подошла. Порядок был следующий: проигравший партию выбывает, выигравший остаётся и продолжает игру. Как стал я к столу сразу после плотного обеда, так и простоял до позднего вечера, сменяя претендентов на победу. Следующий день начался для меня рано, позавтракав пораньше, дабы не утруждать себя нудным стоянием в общей очереди на право играть, у теннисного стола я был первым. Подтянулись соперники и игра началась. Не помню, скольких я обыграл, но заметил, что в стане противников зрело не довольство. Однако своими результатами я был доволен, мне тогда было лет 11 а соперники взрослые дядьки! Однако тешить своё самолюбие пришлось не долго. После обеда главный недовольный из стана противников обозвал меня профессионалом и прогнал от стола, отобрав и мою ракетку (поиграю и потом отдам!). Мне это здорово не понравилось. Как же равноправие? Где же справедливость? Не мной правила писаны и я их не нарушал! Анатолий Игнатьевич вскоре вернул очередную группу активно отдыхающих с Верхних озёр и услышал мою гневную речь на тему справедливости и проч. Справедливость была восстановлена в течение пяти минут. В правах меня восстановили сразу, ракетку вернули ещё быстрей. Так как группы туристов постоянно сменяли друг друга, то сейчас я даже приблизительно не назову цифру мною побеждённых. Свою спортивную квалификацию за это лето я поднял значительно.

     В пятом по весне пришел в конце уроков дядька и пригласил в ракетомодельный кружок. Первая ракета, стабилизаторы из стеклотекстолита. Подходящей толщины материала не было (или препод не дал?) и мы с другом снимали лишние слои ножом, шлифовали, чихали. Помню систему для фиксации двигателя – из алюминиевой проволоки с загнутыми концами (зачем?). Кроме нас двоих на занятиях никого не было. На вопрос где другие кружковцы – неодобрительный взгляд руководителя. Модели построены, пришло время запускать. Запускали на школьном стадионе, модели нам великодушно подарили. Радости было мало, кто занимался ракетомоделями, знает, запах у летавших ракет ещё тот! Неодобрительно высказалась на этот счёт и мама, пришлось модельку выбросить. Больше заниматься там не стали, не понравилось. Пригласили в художественный кружок (или рисовальный?). Пришли в Дом пионеров, а там, в холле за витринным стеклом копия Ла-5! Красивая, сложная. Мы такую построить не сможем. Заглянули в авиамодельный, пацаны занимаются, посмотрели в нашу сторону и ноль внимания, в том числе и преподаватель. Потоптались мы на пороге и на рисовальный. Пары занятий хватило. В шестом классе записался в секцию велосипедистов – шоссейников. Тренер (ПЕТРУШЕНКО Пётр Петрович) сразу сказал – дам древнюю телегу, извини, другой нет. Если есть свой, приезжай лучше на нём. Свой был, полуспортивный, с багажником и крыльями! Папан иногда на нём в магазин с ветерком летал и снимать крылья (а если дождь?) и багажник категорически запретил. На следующий день приехал я на тренировку, и обсмеяли меня за эти излишества все, включая тренера и механика. Ничего, утёрся. Покрутил педали на тренировке – понравилось. Не понравилось быть посмешищем.

     В седьмом записался к другому тренеру. БОЙКО Юрий Алексеевич молодой, бодрый. Как он нам нравился! Велики дали всем новые! И пошло поехало. Пока тепло - утюжим асфальт. 50 километров за тренировку, 60, 80! Общая физическая подготовка всегда, зимой на станках (есть такие специальные). Ставишь на него велик и крути педали, вот только ветер не свистит в спицах. Узнал что такое пульс 200, это когда сердце колотится в горле и хочется только дышать и покоя! Стал выигрывать соревнования, все подряд. Подавал надежды, был лидером в группе. На соревнованиях драл не только сверстников, но и большую часть старших (тех, кто хихикал надо мной в прошлом году) имевших в своём распоряжении желанные нами «Старт – шоссе» (велики такие, настоящие спортивные). Мы же гоняли на полуспортивных с очень ограниченным количеством передач, и как нам не хватало тех заветных промежуточных звёздочек! После двух лет занятий забрезжила перспектива больших соревнований. Зимой покатались без тёплых трико, зима выдалась слякотная, снег только на газонах. Гоняли до последнего. Вскоре «заскрипели» колени. Боли адские, врачи - специалисты из физдиспансера помогли, но не очень. На смену погоды реагировали простуженные коленки весьма болезненно. Пришлось с гонками завязать. Ревел как дитя малое. Да, была ещё секция баскетбола при школе, тренировки начинались в 6.30 утра. До школы не близко, значит вставать не свет не заря, тренируйся и на уроках сиди потный и усталый. Одной тренировки хватило, спасибо.

     Но подрастал двоюродный братишка Славка Сергиенко (он младше на три года) и где-то году в 1978-м мы полезли на тот бабушкин чердак, а там! Модели самолётов, книги, что-то из материалов, всякие разные модельные мелочи, короче для нас тогда чердак оказался настоящим Эльдорадо! Восторг, с каким мы всё это перебирали не передать словами, однако никогда не стоит забывать о том, что происходит вокруг. Полезли мы на чердачок, когда бабушки дома не было (она здорово не одобряла эти экскурсии, домик старенький говорила она, провалите потолок, кто ремонтировать будет?). Лестница древняя (наверно трофейная), эдакая хлипкая конструкция инженера-самоучки на заре своей карьеры, выдерживала наш вес, если передвигаться по ней без ускорения. Ну, кто знал, что в дальнем углу чердака осиное гнездо и его обитателям мы не понравились, когда поняли что к чему, было поздно думать, надо было действовать, причем срочно. Немаловажный факт, к тому времени вернулась бабушка, и её озадачил факт нашего отсутствия, вся родня знала, что нас одних дома оставлять категорически нельзя! Стечение обстоятельств? Всё может быть. В общем, бабуля оказалась единственным свидетелем нашей экстренной эвакуации с чердачного помещения. Славик хоть и младше, но оказался пошустрей и вылетел первым, лестница, о которой уже упоминалось выше, не выдержала его веса с ускорением. Думать ему было некогда, потому, как следом мчался я. Первым встретила земля братишку, следующим был я. Благодаря осам мы узнали о перегрузке в 2G, благодаря лестнице - об основах прочности конструкции, благодаря бабушке об основах послушания. Пропуская некоторые подробности последствий сего происшествия в итоге сего события, мы занялись моделизмом! Раздобыли где-то журнал «Юный техник» с чертежом бумеранга. Кое-как увеличили чертёж, под рукой оказались строительная фанера «десятка», тупая ножовка по дереву да рашпиль и пошло-поехало. Выпилили, обработали по контуру, надо заниматься профилировкой лопастей, а запустить своё творение так хочется! Решили подождать с профилировкой, и пошли в огород запускать. Надо сказать, что горох в тот год удался на славу, высокие густые кусты занимали немалую часть бабушкиного огорода да по популярности плоды сего растения занимали, чуть ли не первое место у внуков (для нас ведь старались!). Мы поступили как не благодарные отроки (думать было некогда, быстрей в полёт!), выбрав это место для первых запусков. Не лишним будет заметить, бумеранг с не профилированными лопастями летает только в одну сторону и только вниз а никак не вверх, не будем забывать о значительных их (бумерангов) размерах и следовательно массе. Начавшиеся запуски вскоре были завершены твёрдым пониманием необходимости дальнейшей работы над изделиями. Скошен горох был вполне профессионально и как вы понимаете без косы. Вскоре пришло понимание по части того, что огород не место для дальнейших экспериментов, вернулась с рынка бабушка. Говорят, тогда у неё был хороший день, зелень, которой она торговала на рынке, распродана была быстро плюс общение со сверстниками, а что ещё надо на пенсии? Оказалось, что для полного счастья не хватает самой малости – послушных внуков. Короче нам быстро и доходчиво объяснили, что огород не аэродром и дальнейшие наши с братом потуги в области моделирования воспринимались окружающими уже с опаской. Вернёмся к бумерангам. Оставшиеся полдня ушли на профилировку лопастей и шлифовку, а вечер на запуски! Ура, они возвращаются! Восторг не передать словами, бросать научились быстро, а вот ловить что-то желания не было. Масса конструкций оказалась запредельной (в статье рекомендовалась толщина материала 6 миллиметров а мы строили как вы помните из десятимиллиметровой). Возвращались наши бумеры с таким свистом и скоростью, что не то что ловить их рукой, а даже стоять близ места предполагаемого падения было просто боязно. В итоге пришло понимание, что мы можем буквально на коленях смастерить что-то летающее. МОЖЕМ! На запуски сбежались соседские мальчишки, посмотрели, попросили запустить, не поверили, что мы сделали сами. Кто-то из родни отписал Анатолию Николаевичу про наши фокусы, реакция его была быстра и своевременна – бандеролька с книгой «Лети модель!». Брата и меня сей факт порадовал, родственников огорчил (не ожидали они такого подвоха).

    Следующее лето посвятили постройке кордового самолёта из той книжки, ну та, с плоским фюзеляжем. Раздобыли топлива, где не помню, но скажу точно, разбодяживали сами. Материалы заботливо были припасены Анатолием Николаевичем на чердаке в далеком 1969-м. Подозреваю, он уже тогда знал, что сия чаша Славика и меня не минует! Славные моторчики МК-17 славно колотили нас по пальцам, брызгались топливом из всех щелей и работать отказывались. Читаем и перечитываем паспорт: состав топлива – в норме, игла – в норме, компрессия чтоб ей. Днём жара страшная, умаялся я совсем, Славка ещё нет. Сквозь дрёму слышу урчание, пока просыпался, урчание стало рёвом! Братан завёл-таки и с работающим мотором в хату, похвастаться, значит. С огорода прибежала бабушка, соседи собрались довольно быстро, ибо уже позабыли, что такое рёв модельного моторчика со времён отъезда Анатолия Николаевича. Запах отработанного топлива ещё долго держался в доме, ибо радости нашей не было предела. Пока мы радовались в доме вдруг заработавшему мотору двор и окрестности наполнялись совсем не радостными людьми и выхлопом МКашки. В итоге пришло понимание, увлечение авиамоделизмом не для всех, большая часть окружающих нас людей – народ тёмный и невежественный. В тот знаменательный для нас день словарный запас мы с братишкой пополнили значительно. Стало понятно, что союзников на ближайших гектарах искать бесполезно, что надо искать их в кружке, желательно авиамодельном.