Купив новые лопасти на HobbyKing-е, долгое время никак не мог устранить «бабочку» на основном роторе моего вертолета.
Мне подсказали, что идеальных в смысле изготовления лопастей не бывает и что есть специальный инструмент под названием - балансир для корректировки параметров лопастей.
Балансировка лопастей очень важная процедура. Бабочка и вибрации образуются в результате разных характеристик лопастей. Отличия по весу вызывают вибрации, а смещенный центр тяжести - эффект бабочки, когда лопасти вращаются по разным траекториям.
Зачастую фирменные лопасти проходят на производстве проверку и балансировку. Об этом свидетельствует то, что на каждую пару лопастей нанесены одинаковые номера.
Китайские лопасти для удешевления зачастую не балансируют, поэтому каждый комплект нужно тщательно проверять.
Также после падений остаются лопасти из разных комплектов, для того чтобы их можно было использовать в паре, необходимо проверять их и балансировать.
В этом случае нужно подобрать пару лопастей по таким параметрам как форма и продольная ось. Продольную ось определяем с помощью отвеса. На приведенных фотографиях видно, что две одинаковые лопасти имеют такое отличие. В паре такие лопасти работать не будут никогда.
В интернете я увидел балансир лопастей от известного производителя радиоуправляемых вертолетов. Сложно было удержаться и не купить данное приспособление, так как оно позволяет выполнять балансировку лопастей двумя способами.
Устройство внешне простое, но в тоже время собрано на шариковых подшипниках, что в конструкции балансира обеспечивают плавность и точность в механике.
Пузырьковый уровень позволяет точно выставить горизонтальное положение рамы балансира. С помощью регулируемых грузиков выполняется точная настройка.
Балансир позволяет настраивать практически все типы вертолетных лопастей с отверстиями 3, 4 и 5 мм.
Для лопастей с отверстием 4 мм используются трубочка-переходник с 3 мм на 4, для лопастей с 5 мм отверстием, необходимо перевернуть гайки и откинуть проставки, чтобы опустить продольную ось лопасти.
В собранном состоянии балансир выглядит, так как показано на рисунке. Проверяем уровень, после чего можно выполнять измерения.
Начинаем с определения центров тяжести, производитель называет метод динамическим.
Укладываем лопасть на выдвижные держатели для определения центра тяжести лопастей. Напротив винта наносим маркером метку на поверхность лопасти. У пары лопастей этот параметр должен обязательно совпадать.
Следующим этапом является уравновешивание двух лопастей - статический метод.
Закрепляем пару лопастей винтами и проверяем равновесие.
Вес обоих лопастей должен быть одинаковым.
Если вес разный, то отмечаем легкую лопасть. Отрезаем кусочек стикера из комплекта для выравнивания веса, но не приклеиваем.
Переходим обратно к динамическому методу балансировки. Совмещаем две лопасти и сравниваем центры тяжести.
Сверху должна находиться легкая лопасть. Видим, что они не совпадают. Переносим новый центр тяжести с тяжелой лопасти на легкую.
Укладываем легкую лопасть на выдвижные кронштейны, так чтобы новый центр тяжести был напротив указателя. После чего ищем такое положение для приготовленного стикера, чтобы пузырек уровня был строго по центру, а лопасть была в горизонтальном положении.
Приклеиваем стикер и снова проверяем балансировку динамическим и статическим методом.
Помимо рассмотренного примера, возможны два случая:
1. Вес одинаковый, центр тяжести не совпадает. В этом случае клеим на каждую лопасть по одинаковому стикеру для смещения центра тяжести.
2. Вес разный, центр тяжести совпадает. Тогда клеим стикер на лопасть с меньшим весом в ее центр тяжести.
В итоге, хочу сказать, что балансир нужно иметь среди своих инструментов. Думаю, что подобный балансир можно сделать самому из простенького, добавив в конструкцию два кронштейна.
то что описано к динамической балансировке отношения не имеет.
это все - статическая балансировка
Динамическая балансировка — вид балансировки (См. Балансировка), при которой для определения масс противовесов и мест их приложения детали сообщают быстрое вращение. Д. б. обычно производят на балансировочных машинах … Большая советская энциклопедия
Статическая балансировка детали производится уравновешиванием ( при перекатывании детали), обеспечивающим совпадение центра тяжести с осью вращения. Динамическая балансировка ( при непрерывном вращении детали) обеспечивает совпадение центра тяжести радиального сечения детали с осью вращения в любом месте. Динамическая балансировка производится для деталей или узлов с отношением длины ( или ширины) к диаметру больше трех и скоростью вращения более 6 м / сек. Она выполняется на специальных машинах. По колебаниям опор, вызванным неуравновешенными массами детали при ее вращении, определяется неуравновешенность и положение добавочных грузов. При статической балансировке выявляется наиболее тяжелый участок детали при ее медленном перекатывании на опорах и определяется величина груза для уравновешивания дисбаланса. [1]
http://www.ngpedia.ru/id144678p1.html
to Александр Н, Санкт-Петербург
и тем не менее Ваше утверждение ошибочно, поверьте на слово человеку двадцать лет занимавшимуся статической и динамической регулировкой НВ с 2 - 6 лопастями на вертолетах ( одновинтовых и соосных и в собственных опорах в том числе).
К сожалению Ваши ссылки на документы в сети - уж слишком упрощенные и к тому же ошибочны в терминах принятых в России. Статья в целом полезная, но к сожалению есть варианты, когда ЦТ лопастей находится не на одном растоянии по хорде, что вызывает вибрацию, причем чем больше подводимая мощность, тем сильнее вибрация и при помощи указанных приспособлений эту неуравновешенность не устранить. Успехов.P.S. Где брал такой балансир?
Что вы имеете в виду, говоря про ЦТ в поперечном направлении?