Моя первая модель Cessna 150 из потолочной плитки "версия 1" ( http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/1631/ ) прожила около 40 минут летного времени с рядом удачных и не очень удачных посадок. После самой неудачной встречи с планетой было принято решение не восстанавливать самолет, а построить новый, более совершенный вариант.
 "Версия 1"



"Версия 1" после последней посадки



"Версию 2" было решено построить с закрылками, управляемой передней стойкой, рулем направления и открывающимися дверцами, для облегчение доступа к оборудованию и силовому разъему.
Первая модель была построена из весьма неудачной шариковой потолочки. К моменту постройки новой модели на рынке появилась гладкая потолочная плитка. Произведя необходимые закупки, взялся за дело. Создание модели началось с фюзеляжа. Сборка каркаса велась аналогично предыдущей версии, с учетом анализа прошлых ошибок.



2-ой и 3-ий шпангоуты решил сделать из двух слоев, так как были запланированы открывающиеся двери. Нижняя часть каркаса усилена сендвич балкой из линейки с потолочкой.



Шасси решено было сделать съемным на шурупах.



Затем были приклеены мотошпангоут и дверной проем, вырезанные из 1 мм фанеры. Также было установлено крепление передней стойки, о конструкции которой будет рассказано ниже.





Конструкция крыла была упрощена за счет уменьшения количества нервюр, что позволило снизить общий вес. Были вырезаны технологические отверстия для доступа к качалкам элеронов, которые позже были заклеены кусочками потолочки. Лонжерон сделан из двух слоев потолочки, в средней части усилен элементом из линейки, который задает угол V крыла.





Информации по конструкции закрылков на время постройки крыла было недостаточно, было лишь известно, что они однощелевые. Обычные петли для элеронов были здесь неприемлемы. Поэтому решено было сделать их как показано на фото ниже. Эти петли позволяют получить траекторию движения закрылков, при которой появляется щель между крылом и закрылком.



Затем были навешены элероны и вклеены кабанчики. Конструкция петель элеронов аналогична предыдущей версии. Площадки качалок были приклены через технологический отверстия к верхней обшивке крыла. 





Конструкции тяги и синхронизатора закрылков довольно просты, как видно из фото. Синхронизатор выполнен в виде скобы из спицы от зонтика, тяга - из скрепки, которая накручена вокруг трубки из ушной палочки, одетой на синхронизатор. 



Крепление крыла классическое: два штырька спереди, один шуруп сзади.





Далее в крыло были вклеены площадки для крепления растяжек. 



Растяжки аналогичны предыдущей версии, только один конец выполнен в виде крючка, а второй - в виде серьги.



Крепление передней стойки шасси выполнено из двух слоев линейки и трубочки от ушных палочек. Фиксатор стойки - из зажима электромонтажной колодки.





Качалка передней стойки представляет собой сэндвич из текстолита и линейки. Процесс изготовления показан на фото ниже.









Тяга, соединяющая качалки сервы и передней стойки выполнена с U-образным изгибом, что позволяет предохранить редуктор сервы от сильных вибраций, возникающих при рулении. Передняя стойка синхронизирована с рулем направления.



Основная стойка шасси выполнена также из спицы от зонтика. 



Место ее крепления закрывается крышкой из потолочки и заклеивается скотчем.



Передача усилий от серв к рулевым поверхностям осуществляется посредством боуденов, выполненных из ушных палочек и проволоки ОВС-0,8 мм выпрямленный путем подачи постоянного тока с подвешенным грузом.





Синхронизатор руля высоты выглядит так.





Моторама в новой версии выполнена из фанеры и усилена стеклотекстолитом. Выкос двигателя вниз заложен в конструкцию моторамы.



Дверцы были выполнены из одного слоя потолочки. Для остекления кабины использован материал от упаковки мужской рубашки. Модель обклеена прозрачным скотчем, так как ко времени завершения постройки модели ламинационная пленка отсутсвовала в продаже.





Настало время облета модели, но прежде чем начать летать, надо научится ползать. Так как не было опыта взлета с колес, предстояли долгие тренировки на земле. Катал модель без крыльев на школьном стадионе по утрам. После тренировок пришел к выводу, что если рулить медленно, модель не теряет устойчивости на разворотах. Как только повышал скорость движения, приходилось работать стиком РН очень плавно, иначе, из-за особенностей 3-х стоечного шасси модель могла перевернуться. Кроме этого заметил, что после достижения определенной скорости модель проходила неровности и углубления на асфальте без особых трудностей.
Облетывал новую модель там же, где разбил первую. Выполнив предполетную проверку и руления взлетел с колес без проблем. После триммирования полетал кругами, одновременно проверяя работу закрылков. При отклонении закрылков модель набирала высоту и теряла скорость из-за увеличения подъемной силы и роста сопротивления. Заход на посадку выполнялся с закрылками, выпущенными на 15-20 гр. При выпущенных закрылках скорость захода и посадки была значительно меньше, но модель стала более чувствительна к задиранию носа: сваливание происходило гораздо раньше. 





К этому времени в сети были найдены фото и схема работы щелевого закрылка Cessna 150. Принцип работы стал понятнее . Необходимо было обеспечить плавное перетекание воздуха через щель закрылка. Для достижения нужного эффекта обшивка перед закрылком была плавно подрезана.




до доработки


после





После доработки закрылков заход на посадку стал значительно проще.
После облета модель была обклеена цветным скотчем в соответствии с цветовой схеме оригинала. Регистрационные номера и надписи распечатал на самоклейке.













ТТХ модели Cessna 150 (версия 2):

Размах крыла – 1040 мм
Длина фюзеляжа – 700 мм
Площадь крыла – 14,2 дм2
Вес планера – 245 г
Полетный вес модели – 550 г

Использовал следующую электронику:

Мотор Turnigy L2210a 1650kv 180w
 Винты:
-GWS DD 7x3,5
-SF E – Prop 7х5
 Аккумуляторы:
-Zippy FlightMax 20с 1500mAh - 135 г
-Zippy-K FlightMax 20c 1600mah - 125 г
Регулятор HobbyKing 30А
Приемник HK6S

 


Выводы:
"Cessna 150 версия 2" стала моим следующим шагом в авиамоделизме. К настоящему времени модель налетала уже несколько часов. Если "версия 1" позволила мне научиться летать и "садиться", то, благодаря этой модели, научился взлетать с колес и осуществлять посадки на более ограниченных площадках.
Наличие управлямой передней стойки позволяет существенно корректировать траекторию руления во время взлета и посадки. Теперь за моделью не нужно бежать десятки метров после посадки, сама подъедет к ногам.
Закрылки позволяют осуществлять посадку более комфортно.
Управляемый РН расширяет возможности пилотировании, правда пользуюсь им пока не слишком активно.
Примененная цветовая схема выглядит на мой взгляд очень привлекателной и хорошо читаема как на земле, так и в воздухе.
Благодаря открывающимся дверцам улучшился доступ к оборудованию модели.
Улучшился внешний вид модели, что хоть незначительно, но приблизило ее к оригиналу.
Навыки, полученные при постройке предыдущей модели, позволили принимать более смелые технические решения.
Приобретенные навыки пилотировании позволяют более уверенно чувствовать себя в воздухе, что позволило мне несколько раз принять участие в показателных выступлениях. Однако, никоим образом не переоцениваю свое летное мастерство, тренеруюсь несколько раз в неделю. 
Данная модель, как и оригинал, позволяет успешно выполнять некоторые фигуры пилотажа. Однако, считаю, что для осознанного их выполнения необходимо наработать моторику на симуляторе. Симулятор использую практически постоянно, хотя научился летать без него.

P.S. Как большой поклонник Cessna, в недалеком будущем планирую построить двухмоторный Cessna 336/337 Skymaster.

Спасибо за внимание. С Уважением ко всем моделистам, Мехмонали Якубов из солнечного Узбекистана!