Привет всем!
Хочу рассказать историю, про свой первый бальзовый самолет.

Налетавшись вдоволь на «потолочколетах», захотелось модель из бальзы. Стал искать подходящую модель, не сложную и хорошо летающую. Так же, не мало важным условием являлось, возможность изготовления его в домашних условиях.
Приглянулся Skeeter. На иностранном сайте ветка форума про него растянулась на 290 страниц.
Информации там много всякой, в том числе и несколько вариантов чертежей.



Это очень простой по своей конструкции самолет. Все детали для него можно изготовить без использования специнструмента и тем более лазерной резки! Для контурных деталей (неврюры и носовая часть) можно использовать лобзик. Но даже при отсутствии лобзика их можно вырезать модельным ножом.

Технические характеристики
Размах: 762 мм
Длина: 762 мм
Ориентировочный полетный вес: 380-400 г.

Рекомендации по начинке
Мотор: 2209-1050kv 15A,
Винт: APC 9x4.7 и 10x4.7,
Батарея: 3S-850...1000,
Регулятор: 15-20А,
Сервомашинки: 9-10г - 4 шт.


Изготовление планера

Вобщем, прикупил всяко разной бальзы, от 1мм до 3.5мм и начал строительство.

Решил начать с простых деталей, Рудера и Стабилизатора. Распечатал их чертежи, благо находятся в отдельных файлах.
Так как у нас дощечки, а нужны реечки, первым делом нарезаем их. Для этого потребовалась ровная поверхность которую не жалко царапать ножом, метровая металлическая линейка и острый нож.

 


Готово, реечку отрезали. Теперь подготавливаем стапель для склейки детали. Потребуется доска и прозрачная пищевая пленка. На доске располагаем чертеж и накрываем его пленкой, готово. Далее нарезаем детали прямо по месту на чертеже, фиксируем их булавками и прокапываем Циакрином.
 



Итак далее, деталь к детали, клея много не льем, быстрее схватывается!
 



В результате со стапеля сходят вот такие детали.
 



Теперь можно аккуратно проклеить все стыки и обработать наждачкой.

Очередь горизонтального стаба. Технология та же, чертеж на досточку, сверху пленочкой и понеслась...
 



Палочка к палочке, получилась лесенка.

 


После обработки наждачкой, получаются очень симпотишные детали!





По схеме носовая часть делается из сплошного бруска бальзы, но за не имением дощечек нужной размерности (6мм) вырезал две таких детали из 3мм бальзы и склеил на PUR 501 (Титан думаю тоже сойдет или ПВА).

 


Ну а дальше по накатанной технологии, прикладываем к чертежу, режем планочки по месту, фиксируем циакрином.

 


Местами требуются брусочки 6Х6, там делаю 2 по 6Х3 (6мм бальзы не смог найти).

 


Не стал сразу вклеивать площадку под сервы РВ и РН, решил вклеить потом под конкретные машинки.

Ну и еще загвоздка с фонарем, требуется гнуть бальзу, учу матчасть.

Почитал как гнуть бальзу. Получается ее нужно как следует намочить и в таком состоянии она становится гибкой.
Намочил только ту часть рейки которая должна гнуться, подложил пленку, побрызгал водой, накрыл пленкой. Через 10мин рейка хорошо пропиталась и стала гибкая.
Сгибаем, фиксируем булавками, проклеиваем циакрином.

 


Доклеиваем хвостовую часть фюзеляжа и площадку под сервы.

 


После высыхания, снимаем со стапеля, проклеиваем с обратной стороны и прочие места где надо. Зашкуриваем все лишнее и неровное, идем взвешиваться.

 


Все вместе 42г, отдельно фюзеляж 31г.



Крыло


Продолжим постройку, а очередь подошла к крылу.
Так что берем 2мм планку бальзы и размечаем на ней нервюры.

 


Одной планки как раз хватило на все нервюры.


Получается вот такой веер.

 


После того как вырезали, попарно подгоняем их друг к другу мелким напильником или наждачкой на брусочке.
Готово, приступаем к элеронам. Нарезаем реечек 3Х6мм, можно сразу побольше. И по отработанной технологии...

 



Начинаем сборку крыла

Для сборки крыла требуется два вида реечек 6Х6 и 3Х6, но за неимением первых собираю все на вторых, вклеивая их по 2 штуки.

 


Сборку производил прямо на распечатанном чертеже, аккуратно выставляя на нем реечки и нервюры фиксируем циакрином, постоянно контролируя симметрию.

 


С помощью малярного скотча фиксировал реечки от выгибания.

 


Вот уже практически готово, основное время ушло на вырезание нервюр.
Смотрим внимательно все стыки и проклеиваем если необходимо. После того как высохнет клей, обрезаем все лишние и выступающие реечки.
Обрабатываем "напильником", наждачкой на брусочке. Торцы и центр крыла зашиваем 1мм бальзой.


Опишу более подробно процесс сборки крыла, пошагово, как делал сам:

  • Подготовил реечки верхнего и нижнего лонжерона.
  • Положил нижнюю рейку на чертеж и надел на него нервюры, позиционируя их так же по чертежу (пока ничего не клею, только стыкую!).
  • Беру верхнюю рейку лонжерона и одеваю ее на нервюры. Стягиваю его с нижним малярным скотчем (см. фото).
  • Тщательно! проверяю положение нервюр, совмещая крыло с чертежом, поправляю их, чтобы все было ровненько, без перекосов и отклонений от горизонталей и вертикалей.
  • Таким же образом закрепляю рейки второго лонжерона.
  • Убедившись что положение всех деталей совпадают с чертежом, что нет крутки и перегибов, фиксирую все стыки циакрином.

Теперь можно приклеивать переднюю и заднюю кромки, зашивать центральную часть и лобик (по желанию).

Готово, можно делать первую примерку.

 


Очень не дурственно!


Решил внести некоторые доработки в оригинальную конструкцию и зашить 1 мм бальзой лобик и торцы нервюр на крыле.
Сделал я это с оглядкой на заводские модели, получилось вот так.

 


Когда зашивал лобик крыла, бальзу пришлось отмачивать, не смотря на достаточно большую гибкость, она все равно норовила треснуть!
Вспрыснул ее с внешней стороны водой из пульверизатора для опрыскивания растений и она стала очень легко принимать нужную форму.



Обтяжка пленкой


Далее небольшая зарисовка по обтяжке пленкой детали из бальзы.
На правильную инструкцию не претендую, опишу как делал сам.

Для этого нам потребуется нехитрый инструмент в виде утюга, модельного ножа и линейка. А из материалов пленка для обтяжки моделей.
Модельного утюга нет, но для нашей модели сойдет и обычный.

 


Итак приступим.
Подготовленную к обтяжке деталь (то есть, склеенную, зачищенную шкуркой и очищенной от древесной пыли) прикладываю на подходящий участок пленки и модельным ножом, с припуском в пару см, отрезаю по контуру.

 


Удаляю защитный слой (не могу сказать что все пленки так сделаны, но если есть, удаляем).

 


Включаю утюг, прогреваю. Температуру ставлю 100-120гр, это где то в районе первой точки бытового утюга. Качество припайки пленки проверяю на ненужных кусочках пленки и бальзы.
Переворачиваю деталь и отрезанный элемент пленки, прикладываю по месту и аккуратненько утюгом легкими касаниями, крест на крест прихватываю пленку.
Прихватки лучше делать не на углах, а на гранях детали.

 


После того как пленка закреплена на детали, переворачиваю ее пленкой вниз и модельным ножом обрезаю пленку с припуском равным толщине детали (3-4 мм).
После этого утюгом прихватываю пленку к торцам детали по всему периметру. Теперь пленка надежно закреплена и ее можно проклеивать по плоскости детали, проводя утюгом по всем реечкам.
Получается вот такая красота.

 


После нескольких часов работы получилось обтянуть несколько деталей.

 


Дольше всего провозился с РВ, из-за его сложной формы. Ну и не без проблем, при натяжке пленки по всей поверхности стал быстро и сильно водить утюгом по РВ, неожиданно уголок пленки пришкварился к утюгу и я с размаху содрал пленку до половины. Пришлось удалять ее и перетягивать заново.
Так что будьте аккуратны!


Обтянул РН, крыло и фюзеляж.

 


Капот пока не стал обтягивать, надо сделать вырез под мотораму. Ну и обтягивать я его планирую черной пленкой.

 


Крыло тоже буду декорировать черным, что то на подобие пламени как у Эддика от ПА.
Прикидка по оформлению фюзеляжа и крыла.

 


Решил делать так, бумагу с декалями клеим канцелярским клеем на пленку и вырезаем по контуру, прорезая бумагу вместе с пленкой.

 


Это уже вторая деталь, поэтому бумага вырезана полностью.
Переносим на фюзеляж.

 


Проглаживать утюгом надо очень аккуратно, постепенно выгоняя воздух из под аппликации.
Это я понял после первой аппликации, следующие уже легли ровнее чем первая.

Переходим к крылу, теперь оно дюже красивое и с именем.

 


Буковки вырезал очень долго, кропотливая работа, под конец клей высох и пленка начала отваливаться от бумаги.
Потом решил пламя чуть приукрасить, что зря пропадать обрезкам.

 


В объеме это конечно смотрится намного лучше!

Фух, с обтяжкой вроде закончил, можно приступать к сборке.


Сборка


И так, все детали готовы, моторама вклеена, технологические отверстия под сервы вырезаны, приступаем к сборке.
Сначала вставил крыло, выставил равные диагонали от кончиков крыла до кончиков фюзеляжа и закрепил циакрином.
Потом стабилизатор, так же с контролем геометрии.
Ну а дальше начал навешивать рулевые поверхности, элероны, РВ, РН. Навешивал на майларовые петли.
Получился вот такой планер.

 


С другого бока.

 


Вес пустого планера составил - 138г.
Крепим моторку, выкос регулируем шайбочками между подрамником и моторамой. Выкос сделал только вправо, вниз не делал.


 


Кабанчики нарезал из ПВХ уголка.

 


Установил хвостовые кабанчики, сервы и тяги. Сервы все HXT900.
Тяги - бамбуковые с Z-наконечниками из 50-х скрепок, примотаны нитками на ЦА.

 


Регулировка длинны тяги не предусмотрена, поставил все на место отрегулировал и зафиксировал ЦА. Дальнейшая регулировка с Пульта, Субтримером.
С сервами на элеронах, все точно так же.

 


Под приемник сделал лючок на крыле. Приемник прикрепил прямо к лючку, что бы он там не болтался.
Регулятор TURNIGY Basic 18A приклеен на двухсторонний вспененный скотч.

 


Акк с другой стороны, крепится липучкой. Акки буду ставить вот такие Turnigy nano-tech 850mah 3S 25~40C Lipo Pack,
Мотор Turnigy 2209 28turn 1050kv 15A Outrunner,
Винт поставил APC 9X4.7

 


Вот такой получился аэроплан, полетный вес составил 360г.
Теперь ждем летной погоды и летать.



Облет, запланирован на сегодня!


Перед облетом, Skeeter обзавелся шасськами.

 


Конструкция крепления шасси вот такая.

 


Две велосипедные спицы, к фюзеляжу прикреплены нейлоновыми стяжками, концы загнуты под 90гр. и входят во вклеенные трубочки от ЧупаЧупса.

В хвост вклеил костыль.

 


Костыль из 50-й скрепки, приклеен с помощью майларовой петли на ЦА.

Ну все, акки заряжены, пульт и аэроплан загружены в авто, едем на поле. Вот небольшое видео, оператор попался очень разговорчивый.

 


Пока впечатления непонятные надо влетаться, пару раз неудачно приземлился, сломал винт и подломил фюзеляж.



Разбор полетов


Полетные краштесты, выявили очень слабое место в фюзеляже.
Вот обвел его рамкой.

 

Наверное в этом месте стоит продлить рейки которые идут вдоль крыла, и склеить их с центральной рейкой фюзеляжа. Ну или добавить дополнительные косынки.

Центровка оказалась на второй "поперечине" или как ее правильно назвать, на которую сервомашинки опираются.
Вот пометил на чертеже, значком ЦТ.

 


Это центровка именно для 3D, для облета можно делать немного переднюю.



Ну а тепрь летать и летать


Видео полетов на Скитере.










Фото






Удачное фото, удачного приземления.




Доработки конструкции

Исходный вариант шасси, оказался не рабочим (как это выглядело есть на фото выше).

По задумке, часть спицы, от изогнутого конца под 90 градусов и вставленного в трубочку, вклеенную в фюзеляж, до низа фюзеляжа, должен был работать как торсион.
Но не выдерживал нагрузки и в момент приземления, колеса очень сильно подламывались под себя.

Решил переделать. Добавил плечо побольше, изогнув спицу в сторону хвоста, а кончик заправил в трубочку, вклеенную в фюз. Получилось вот так.
 



Теперь самолетка, отлично взлетает и приземляется.
В остальном самолет вполне удачный и занимает достойное место в моем авиапарке! 

Спасибо что дочитали до конца. Удачных полетов!

/Статья написана по мотивам моих сообщений на форуме сайта rc-aviation.ru в теме Давайте построим Skeeter/