По просьбе коллег по хобби выкладываю отчет о постройке модели Spasewallker. Это была первая модель после продолжительного перерыва.
По данной модели есть тема на форуме. Здесь же будет небольшое описание постройки, и выводы по выбранной технологии постройки.
Фото кликабельные.
Итак, продолжим.
Технические характеристики:
Размах:2м
Вес: 3.9кг
1. Фюзеляж. Технология стандартна. Все видно из фото. Фанера от фруктовых ящиков. Стрингера - 4 рейки, 8*8мм. 
 

Фюзеляж у носа, после крыла имел сужение. Для того чтобы это сделать, пришлось приклеивать фанеру-боковины на участке от крыла до носа уже после того, как установил шпангоуты. Иначе фанеру, с приклееными к ней стрингерами не согнуть.


Пришлось поломать голову как делать рули. Они ведь закругленные. Сначала попробовал так: вырезал из фанеры форму руля с облегчениями, по передней кромке усилил рейками по обеим сторонам фанерки, а где загругления - то гнул отпаренные полоски бальзы по шаблону и сразу склеивал их. Там где в руле перегородки - доклеивал небольшими реками из липы. 
В итоге такой вариант не понравился. Слишком плохая жесткость на кручение. Оставил так руль направления, т.к. нагрузка на него небольшая. А рули высоты переделал. Поступил проще. Сделал наборный, в качестве нервюр - рейки из липы. А заднюю кромку и закругления выполнил переклеем нескольких реек из липы. Срезал лишнее и закруглил. Прочность и жесткость что надо.


2. Крыло. Классика. Наборное, разъемное. Два лонжерона, между ними полка из фанеры до трети консоли, дальше до середины консоли - полка из бальзы. Нервюры - фруктовая фанера, корневые - 4мм березовая. Все с облегчениями. Лобик крыла и законцовки зашиты пенопластом. Вот благодаря пенопластовому лобику, крыло приобрело очень большую жесткость на кручение. Можно было сделать раза в два меньше нервюр у лобика. Пенопласт обклеен бумагой.
Соединение консолей на трубе. Пеналы выклеены из стеклоткани. Труба 20мм, стенка 1.5мм алюминиевая.


Петли самодельные из банки от сгущенки. Проволока - скрепки.


Отрезал элероны, заторцевал рейками.


И обтянул все лавсаном на моменте.


Двигатель планировал Радуга-10РУ. Но поставил ASP-52. Он немного легче.


Первые полеты - некрашенный и без капота.


Фото в полете: 


Покрасил нитро, выклеил капот из стеклоткани на пенопластовом болване.


Летала модель отлично. Двигателя ASP-52 ей хватало за глаза. Очень удивило что получилась довольно скоростная, особенно если на горке разогнать. Петли любые - хоть в пол неба, хоть вокруг хвоста. Бочки размазаные, как на Кальмато. Обратный полет как и прямой без намека на самопроизвольный крен, и без корректировки рулем высоты. 
Пробовал сорвать в штопор. Набрал высоту, постепенно сбросил скорость, обороты холостые, руль высоты вверх до упора. Практически стоит на месте, пытается завалится на крыло, но это компенсируется отклонением элеронов. Плавно парашютирует. 

Посадка по началу вызывала сложности - То ли холостые великоваты были (меньше никак не получилось отрегулировать - мог заглохнуть), то ли модель слишком летучая получалась... Но завести ее на посадку с работающим мотором было очень сложно. 
Заходишь издалека, метров на 5-7 высоте. Убавляешь газ... и пролетаешь полосу. Потому что скорость не посадочная. Очень летучая получилась. Хоть тормозной парашют выпускай. В итоге либо притирал модель к полосе на скорости, либо глушил на высоте и спокойно планировал и заходил на посадку.

Модель мне очень понравилась. 2м размаха это что-то! Но на будущее для таких размеров нужно делать закрылки (или тормозные щитки).

После нескольких десятков полетов произошла авария. Дело было так: выполнял на ней стандартный пилотаж. Вышел к себе полупетлей, лечу рядом. И смотрю: у модели рули высоты (а возможно и стабилизатор) по ветру полощутся. Глазам не поверил. А модель летит ровно, в горизонте. Я то видел ее с одной стороны. Думаю: может тяга или кабанчик отлетел от одной половинки руля (что вряд ли, т.к. такие узлы делаю на совесть), а вторая половинка цела - ведь летит же прямо. 
Вообщем обороты на холостые, даю ей пролететь дальше в поле от себя и людей. И мне бы развернуть ее в поле блинчиком, да мотор заглушить. Спланировала и села, и цела бы была. 
А сработал автоматизм: выход полупетлей вниз, к себе. Да и думал что вторая половинка руля жива.
Перевернул на спину, руль высоты на себя, а она вниз идет. Еще раз на себя.... Земля. Встреча с планетой носом и консолью крыла. Крыло спружинило. Модель подпрыгивает кувыркаясь...

В итоге одна плоскость сломана попалам. У фюзеляжа вся фанера в щепки, стрингера целы, чему удивился.
У меня есть две версии причины аварии:
1. Вышла из строя серво-машинка руля высоты - сорвало зубья шестеренки. Их действительно сорвало, только неизвестно до или после. Серво стандартные Hitec 325. Пережили не одну модель и краши.
2. Т.к. фюзеляж довольно громоздкий, возможно при транспортировке повредили заднюю кромку стабилизатора. Из-за этого он и хлопал на ветру.
На будущее при таком размере наверное поставлю две мини-серво: на каждую половинку руля высоты, для резерва.

Начал восстановление, все выпилил. Стал клеить на ЭДП Дзержинской. И она не застыла. Смола оказалась некачественная, даже в соотношении с отвердителем 1:2 не застыла.

Вот такая вот история модели. Но это не страшно. Самое главное, она вселила уверенность что можно модели и самому строить, и они вполне летают. Да и по ней отработал новые для себя конструкторские решения.
Чертежей не выкладываю, т.к. считаю что можно многие узлы сделать лучше чем сделал я. Сам бы уже кое-что сделал по другому.
А кто захочет что-то сделать, тот сам и чертежи какие ему надо найдет. Ему больше будет интересна технология, как сделаны конкретные узлы - вот тут моя статья может и поможет :)

Видео:




Видео самого полета здесь не выкладываю, т.к. модель еще не покрашена была, да и ролики большие.
Кому интересно - найдет у меня на канале Youtube.


Для затравки, если интересно, могу в другой статье описать процесс изготовления деревянного винта для ДВС за 1.5часа.
Вот такого: