Здравствуйте, уважаемые моделисты! Представляю на Ваш суд свое третье творение (первые два изготвлены в основном из потолчки Первый полет Барракуды — Паркфлаер и Учебно-пилотажная модель. — Паркфлаер). Проект затянулся на довольно длительный срок-но,все-таки, дорогу осилит идущий-я его СДЕЛАЛ!
Сразу хочу сказать-авиамоделированием занимался 25-30 лет назад. Строил кордовые пилотажки и бойцовки. Аппаратура радиоуправления и бальза были для нас понятия из области фантастики! Но время неумолимо движется вперед-все меняется! С год назад случайно попал на ПФ. Вспомнились детские неосуществленные мечты! Потихоньку начал читать,осмысливать. Начался период проб и ошибок. Первая моделька получилась не совсем удачной.Зато вторая поставила меня на крыло-до сих пор жива и здорова-отлично летает, ни одного краша, кроме иногда гнущихся шасси! Сделав первые шаги в радиополетах на простенькой аппе и потолочке, я понял-надо переходить на следующий уровень! А следующий уровень-это бальза! Благо в наше время, благодаря и-нету, можно все купить! Но, короче,Склифосовский ближе к делу! Заказал на местном сайте бальзовые листы-1,5мм,2мм,3мм,длина 1м, ширина-100мм. Изготовление модели всегда начинаю с крыла. По чертежам делать еще в детстве не любил (по чужим). Поэтому начал изучать Компас 3д-классная штука! Но комп и я малость тупим-мозгов хватило лишь на 2д чертежи крыла, фюза и стабилизатора. Размах выбран 1300мм, корневая хорда-270мм, внешняя-160мм. Профиль крыла NACA 0015-оптимально подходит для средних скоростей полета(я так думаю!). В программе "Профили" распечатал шаблоны-по 11 нервюр на плоскость. Наклеил на бальзу 2мм,вырезал трафаретным ножем.                   Собрал в пакет.Немного подравнял.                      Далее два пакета заготовок нервюр собрал в один и пропилил спереди сборочный паз-              Для нарезки ровненьких реечек из дюралевого уголка и лезвия от ножа смастерил приспособу-             Не разбирая пакет в 5 внутренних нервюрах(на каждую плоскость) просверлил отверстия под  контейнер соединительной трубки-лонжерона.                      Корневую и концевую нервюры не трогаем, остальные облегчаем при помощи заточенной трубочки-                 Пропиливаем пазы 3*5 под лонжероны-верх, низ,задняя кромка (на задней кромке паз под сборочную рейку). Готовые нервюрки-                      Что и говорить-работа с бальзой требует СПОКОЙНЫХ нервных клеток, но мне это нравится-успокаевает!                                                                                                                                   Итак, начинаем сборку крыла. При помощи приспособы нарезаем рейки 3*5, вставляем в переднюю и заднюю часть нервюры. Сами рейки укладываем на проставки одной толщины (я использовал кусочки 20мм пеноплекса). Сборка на Титан.Даем высохнуть.                  После основательной просушки (1 сутки),на плоскости можно вклеить остальные лонжероны.            Кстати, сразу вклеил пеналы под трубку. Пеналы изготовлены путем намотки бумаги с использованием 5-мин эпоксидки на ту-же трубку. Трубка, естесственно, была предварительно изолированна пленкой. Для распределения нагрузки от трубки-лонжерона на всю конструкцию были вклеены усиления на пенал-              Затем заклеил промежутки между полками лонжеронов. Начал обтягивать лобик крыла.               Зашиваем центроплан с одной стороны.                Вклеиваем заднюю и переднюю кромки.                   Обтачиваем кромочки.                     Крепление плоскостей к фюзеляжу осуществляется с помощью пластиковых сантех болтов диам 10мм. Они вставлены изнутри крыла. Под них в корневых нервюрах выклеены короба из фруктовой фанеры. Для предотвращения проворачивания при монтаже крыла головки болтов зафиксированны мелкими саморезами к коробу(извините, фото не сделал). Готовые плоскости-               Элероны изготовлены из отрезанных частей нервюр по технологии, похожей на крыло. Выкладываю фото-думаю будет понятно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Вид сбоку на крыло-более-менее понятна конструкция элерона.                Элероны навешены на штырьковые навесы (от ПФ). Крыло в сборе с лонжероном-                       Откладываем крылышки в сторону- переходим к стабилизатору. Размах принимаем 500мм, профиль NACA 0009-распечатываем в Профилях по 6  нервюр на сторону. Клеим на бальзу- вырезаем и подравниваем-                 Производим сборку, по технологии похожей на крыльевую (выкладываю поэтапные фото для уменьшения писанины).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Конечный итог-                Штырьковые навесы использовал такие-же, как в элеронах-Петли штырьковые 2.5x43 (10шт) - Паркфлаер, кабанчики на всех рулевых плоскостях такие-Набор кабанчиков (XL) с наконечником для тяги 40x30мм и шаровым шарниром (в комплекте 5шт) - Паркфлаер-шаровые шарниры не дают люфтов и, следовательно, не дрожат рули!  Стаб готов-переходим к фюзеляжу!                           Боковой вид фюза также был нарисован в Компасе-распечатан. Переходим к сборке.                    Боковины фюза из 3мм бальзы-                                                Вклеиваем киль, зашиваем 1,5мм бальзой гаргрот-                     Далее в том-же Компасе разрабатываем силовой каркас, который свяжет двигатель,крыло,шасси,аккумуляторный отсек и фюзеляж в единое целое-                  Все детали выпилины ручным лобзиком из 3мм фанеры,моторама-из 6мм фанеры. Когда все это дело было выпилено и взвешено-я пришел в ужас! Вес силового каркаса получился более 200 грамм! Не знаю почему- скорее всего попалась тяжелая фанера. Каркас был основательно пересмотрен и облегчен-в итоге вес каркаса под 100грамм. Вклеиваем детали каркаса в фюзеляж-                                                                                                                                                                                              Предварительная примерка-                     Устанавливаем двигатель-NTM Prop Drive Series 35-42A 1250Kv 600W бесколлекторный - Паркфлаер, винт-Пропеллер Master Airscrew 12x6 - Паркфлаер, регулятор-Регулятор Hobby King 60A ESC 4A UBEC - Паркфлаер, стойки шасси-Дюралалюминиевая стойка шасси, высота 12см / 19г - Паркфлаер, колеса: хвостовое-Хвостовая стойка шасси - Паркфлаер, основные-Разборные легкосплавные копийные колеса (50 мм, 2 шт.) - Паркфлаер-                 Собираем киль-                     На РВ и РН устанавливаем такие сервы-HK15148B цифровая сервомашинка с металлическим редуктором 19г / 2.8кг / 0.14сек. - Паркфлаер. Пропускаем тяги из 1,5мм овс проволоки(рояльная струна). Чтобы тяги не играли на изгиб вклеиваем по 2 промежуточных подшипника скольжения из капроновой трубки,подходящего диаметра.                            У Вас, уважаемые моделисты, может появится мысль, что меня преследует мания величия, так как я пишу от множественного лица. Так вот-пишу так потому, что все делаем вдвоем со своим МЛАДШИМ НАУЧНЫМ СОТРУДНИКОМ-                    Очень нравится малому возиться со всяким инструментом и тд. В общем-едем дальше!             Отправил жену в магазин за пузырем  бутылкой для фонаря.                 Заготовка фонаря слева-прошу не путать! Этапы изготовления фонаря-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Единственная деталь, изготовленная в этой модели не из бальзы- это капот. Капот изготовлен из пеноплекса но, с применением бальзы! Фотоотчет-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Вид снизу-                       Наконец-то каркас закончен-переходим к обтяжке. Пленку заказывал на Али-с ПФ доставка не работает. С крыльями, стабом и килем проблем не было.Но с фюзеляжем я намучился и накосячил- мама не горюй! Фотоотчет-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Ну вот, уважаемые моделисты, процесс наконец-то завершен! Вчера произвел облет-модель отлично летает, фигуры доступного мне пилотажа (петли,бочки)-без проблем! Выложил видео в YouTube (правда качество- ниочем). Ребят,кто-нибудь-вставьте видео(первый полет сапсана), а то у меня мозгов не хватит! Ну и напоследок-я в самом начале предупреждал,что будет длинно и нудно! Так что дочитавшие до сюда-реально терпеливые люди! А это немаловажно, так как в моделизме терпение-одно из основных залогов успеха!  Отвечу на интересующие вопросы. С уважением-Алексей, Северный Казахстан.