После того, как я построил свою первую модель на импеллерах, Су-25 Мой первый импеллерный+307
17 апр. 2016 г., 21:55:52 | Дмитрий Киселёв Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13557/
а это было зимой, как раз после новогодних праздников, осталось ещё очень много времени до весны. Зимой я не летаю, поэтому облёт Су-25 планировался не ранее апреля.
Что же делать эти долгие три месяца? Ответ очевиден - строить что нибудь ещё!
И вот, набравшись смелости (и наглости))) ), задумал я новый проект. Именно на импеллерах. Я ещё не был уверен, полетит ли моя Сушка, но тем не менее начал новый проект. Прототипом выбрал Як-40. Внушала оптимизм прямая форма крыла, стреловидных пока побаивался. Но в то же время новых моментов в компоновке самолёта тоже было достаточно. Это и малое плечо стабилизатора (расстояние от крыла до стабилизатора), и Т-образное оперение, где рули высоты и руль направления находятся вне зоны обдува двигателями, заднее расположение самих двигателей. Да и покопавшись в сети, обнаружил, что реально летающих моделей этого самолёта не так то уж и много. Точнее практически нет.
Ну что же, тем интереснее будет проект. Будем строить!
В качестве силовой установки, решено было применить два 70 мм импеллера, которые у меня были в наличии. Измерив тягу на аккумуляторе 5S5000mAh получил 1300 - 1350 гр на один фен. Значит полётный вес надо уложить примерно в 3 кг. Пришлось масштаб модели ограничить размахом 2 метра. При бОльшем размахе в планируемый вес не попасть((((. Жаль, придётся смириться с некопийно большими размерами мотогондол. Хотя для лайнера, тяга 0,5 - 0,6 была бы вполне приемлемой, всё же хотелось ближе к единице. Ну да ладно, полукопия есть полукопия....

После долгих поисков в Интернете, остановился на этом прототипе:

Ну нравятся мне самолёты белого цвета. Если честно, то в наличии у меня была только плёнка белого цвета)))).

Покорпев какое-то время над чертежами, начал пилить шпангоуты - нервюры и прочие фанерно-бальзовые детали будущего лайнера. Как обычно, собирать стал на моей любимой квадратной трубе.





Мотогондолы сделал разъёмными для возможности замены и обслуживания силовых установок.



В передней части фюзеляжа, снизу, перед крылом оборудовал отсек для аккумулятора, который будет крепиться с помощью "липучки" и закрываться быстросъёмной крышкой.



Спереди площадка для крепления ретракта носовой стойки.



Ну вот, что-то уже вырисовывается, похожее на будущий лайнер)))).



Сделал крышку батарейного отсека. Запирается она с помощью самодельного шпингалета из алюминиевой проволоки и небольшой пружинки.



Заняла своё место и передняя стойка шасси. Сама стойка сделана из алюминиевого стержня. Вилка колеса из толстого стеклотекстолита. Внутри стержня пружина, благодаря чему передняя нога довольно неплохо амортизирует. Поворачивает стойку при рулении на земле сервомашинка микро размера с металлическим редуктором. Всё это видно на следующем фото:



Основные опоры шасси выполнены аналогичным образом и отличаются только наличием текстолитового рычага, вместо вилки, к которому и крепится ось колеса. Естественно, внутри пружина и стойка хорошо амортизирует.





Собрав каркасы крыльев и стабилизатора, собрал всё в единое целое, посмотреть, что получается. А получилось вот что:




Пожалуй, остановлюсь более подробно на стабилизаторе. На прототипе он переставной, т. е. изменять угол его установки можно прямо в полёте. Делается это для эффективного управления по тангажу при разной центровке самолёта, в зависимости от загрузки, а так же для компенсации "недостатка" руля высоты на малых скоростях и больших углах атаки, особенно при посадке.
На своей модели я тоже решил сделать переставной стабилизатор, но с "ручным" управлением, без возможности управлять им в полёте. Просто, покрутив специальный винт, можно изменять угол установки стабилизатора. Мало ли, накосячил с углами при сборке, да и вообще... Половинки стабилизатора надеты на карбоновую трубку, которая и является осью вращения. Впереди её вертикально расположенный винт, который при вращении тянет текстолитовую пластину, тем самым поднимая или опуская переднюю кромку стабилизатора. Выглядит это примерно так:




Закрылки на модели навешены не копийно, просто на пластиковые петли. Впрочем это повлияло только на внешний вид, но никак не на лётные характеристики.



Площадка крепления ретракта основной стойки шасси находится на крыле, а само колесо при уборке входит в центроплан, под брюхо фюзеляжа. То есть, снять крылья, которые насаживаются на алюминиевую трубу, диаметром 16 мм, возможно только при выпущенных стойках, что не совсем удобно. Приходится при сборке - разборке модели применять сервотестер.



На следующем фото видны ось и тяга привода руля направления. Серва РН расположена под съёмным воздухозаборником среднего двигателя, которого у меня, естественно нет. Там же расположены оба регулятора для моторов. Там они продуваются потоком встречного воздуха и можно не беспокоиться о перегреве.



Зашил переднюю часть фюзеляжа бальзой 1,5 мм, а заднюю бальзой 1 мм. Наверное надо было везде применять 1,5 мм. В хвостовой части довольно заметно выпирают "рёбра" шпангоутов. Но переделывать уже не хотелось, оставил так.
Вот, посмотрите, что получилось в итоге:






Створки передней опоры шасси получились бОльшими, чем на прототипе, у которого стойка убирается вперёд. У меня она убирается назад. По-другому сделать было невозможно по конструктивным соображениям. Привод створок от обычной микросервы.



Привод элеронов, закрылков и рулей высоты осуществляется так же микросервами с металлическим редуктором. Они крепятся к крышкам из 1,5 мм фанеры. Кабанчики из стеклотекстолита. Здесь всё традиционно.




Процесс обтяжки модели плёнкой я не фотографировал, поэтому предлагаю вашему вниманию уже обтянутую модель:




В итоге вес модели вышел за обозначенные мной рамки и получился около 3,5 кг. Для попадания в правильную центровку (она проходит точно по трубе, соединяющей крылья с фюзеляжем) пришлось догрузить нос модели. Чтобы груз не был мёртвым, я использовал небольшой трёхбаночный аккумулятор на 1500мАч. Через ВЕС он питает всю бортовую электронику. Но, думаю, это превышение веса не так и страшно.
Полетит, куда он денется!)))))

Ну, а теперь самое интересное и волнующее - первый полёт!
Дул довольно приличный ветер, причем его направление постоянно менялось. Не самые идеальные условия для облёта новой модели. Но выбирать, как говорится, не приходится...
Вопреки ожиданиям, самолёт оказался довольно послушным и предсказуемым. Легко оторвался от полосы и бодренько начал набирать высоту. Что самое удивительное, триммировать модель практически не пришлось. Слегка подправил элероны и он летит! Вот что некопийный профиль животворящий делает!))))
Тяги вполне достаточно, почти весь полёт проходил в пол-газа. При заходе на посадку выпустил закрылки. Посадочная скорость вполне комфортная, без намёка на сваливание.Тем не менее слегка передержал самолёт у земли и немного плюхнул. Но мягкие шасси отработали отлично. Кстати, регулировать угол установки стабилизатора совсем не пришлось. Угадал, видно идеально)))).
Сменил аккумулятор и совершил ещё один полёт. Взлёт уже более уверенный и посадка почти удалась. Смотрите сами, вот видео первого и второго полётов, как говорится, без купюр:




Вот ещё несколько фото в компании "Больших гусей" в Старице:















Вот ещё нарезка из Старицы - взлёт и посадка.


Ну вот и всё. Спасибо всем за внимание.

ТТХ

Размах 2 м.
Полётный вес 3,5 кг
Профиль крыла ClarkYM
Импеллеры Высокоэффективный 10-ти лопаточный 70 мм импеллер
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/392528/
Turnigy L2855-2100 EDF Outrunner (900w)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/114372/
Бесколлекторный регулятор скорости Turnigy Plush 60А с BEC 3A
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/2166/
[/b] Turnigy nano-tech 5000mah 5S 35~70C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/104086/
[/b] Turnigy™ TGY-50090M Analog Servo MG 1.6kg / 0.08sec / 9g
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/529858/
[/b]

Как обычно, выкладываю свои чертежи, может быть не совсем совершенные, но именно по ним я и строил эту модель.

(Yak40.rar)