Самоходная баржа Т-36 - небольшое судно. Длина по ватерлинии 17,3 м, высота корпуса 2 м, осадка 1,2 м, водоизмещение около 100 т. На барже установлены два двигателя, обеспечивающие скорость хода 9 узлов.
Модель самоходной баржи имеет следующие главные размерения: длина наибольшая - 718 мм, ширина наибольшая - 128 мм., осадка средняя - 25 мм. Нашу модель нельзя назвать точной копией - она упрощена и доступна для постройки мальчишкам первого года обучения.
В основу нашей разработки легли материалы опубликованные в журнале «Моделист-конструктор» №3 за 1967 год и приложение к журналу «Юный техник» - «ЮТ для умелых рук» №4 за 1978 год.
Корпус модели изготовлен из 2-х миллиметрового влагостойкого картона, хорошо зарекомендовал себя и цельнодеревянный вариант из соснового бруска. Перед сборкой корпуса в палубе предварительно делаем вырез под рубку и кубрик. Они у нас съёмные и обеспечивают доступ к двигателю и батарейкам. Поэтому постройку модели начинаем с изготовления рубки, кубрика, машинного отделения и бака для горючего. Рубка и кубрик держатся на палубе на реечках сечением 4х4 мм, которыми окантован вырез в палубе.
Для сборки всей модели применяем клей ПВА. После сборки корпуса устанавливаем двигатель и дейдвудную трубку (пустой стержень от гелевой авторучки). В днище согласно чертежу острым ножом делаем вырез под дейдвуд а в месте крепления двигателя приклеиваем склеенную из реек мотораму (фундамент). Гребной вал из спицы от зонтика диаметром 2-2,5 мм. Муфта (кембрик) для соединения вала двигателя и гребного вала - отрезок изоляции от электропровода подходящего диаметра, одевать на место с натягом для предотвращения самопроизвольного проворачивания во время работы моторчика. Все детали ходовой части должны быть установлены строго по оси симметрии модели. Приклеив фундамент мотора снизу к палубе и дейдвуд к днищу заливаем трюм и все внутренние швы жидким эпоксидным клеем.
Брус для крепления рулей из рейки сечением 10х10 мм приклеиваем к транцу предварительно просверлив два отверстия диаметром 3 мм для колонок рулей (оцинкованные болты М3х40). Перо руля из сосновой рейки толщиной 6 мм. Рули (их у нас два) крепятся с помощью шайб и гаек М3 так, чтобы во время запусков можно было регулировать угол поворота. Затягивать гайки не очень сильно для последующей регулировки модели на воде. Гребной винт из лужённой жести или оцинкованного листового металла (например - обрезки профилей для монтажа гипсокартона) припаиваем к гребному валу припоем ПОС-40.
Далее приклеиваем к палубе машинное отделение и сверлим сквозное отверстие под выхлопную трубу. Флагшток для подъёма военно-морского флага спаиваем из обрезков спиц и приклеиваем к машинному отделению. Рубка оборудована дверью с имитацией ручек (отрезки скрепки) и петель (обрезки спиц). Под дверью ступенька (реечка). Иллюминаторы из тонкого прозрачного пластика. Горловина топливного бака - винт с частично спиленной шляпкой.
Ограждение грузовой палубы - рейки 10х3 мм подкрепляем кницами (картонные треугольники-упоры 10 шт.) а саму грузовую палубу замостим рейками толщиной 2 мм (доски палубы). Вырезаем сходни (аппарель) со смотровыми окнами и окантовываем снизу рейками сечением 2х2 мм. Привальный брус - рейки 5х5 мм. Аппарель крепим спицами к привальному брусу винтами-саморезами. Ходовые и бортовые отличительные огни - светодиоды. Леерные стойки из спиц а сам леер - тросик (для запуска кордовых авиамоделей).
Отделку модели начинаем с лакировки. Используем лак на водной основе. Все картонные и деревянные части лакируем в два-три слоя с просушкой и тщательной шлифовкой мелкой шкуркой. Краска ПФ-115 наносится мягкой кистью или распылителем в два слоя с просушкой. Ватерлиния из самоклейки «Оракал».
За учебный год в моём кружке строится полтора-два десятка таких моделей. На прошедших в сентябре прошлого года соревнованиях в 10 метровом открытом бассейне Егор Абаев с баржей показал результат 4Х100 баллов. На этом корпусе построено несколько авианосцев.
Рекомендуем!
(БаржаТ36.dwg)
Модель самоходной баржи имеет следующие главные размерения: длина наибольшая - 718 мм, ширина наибольшая - 128 мм., осадка средняя - 25 мм. Нашу модель нельзя назвать точной копией - она упрощена и доступна для постройки мальчишкам первого года обучения.
В основу нашей разработки легли материалы опубликованные в журнале «Моделист-конструктор» №3 за 1967 год и приложение к журналу «Юный техник» - «ЮТ для умелых рук» №4 за 1978 год.
Корпус модели изготовлен из 2-х миллиметрового влагостойкого картона, хорошо зарекомендовал себя и цельнодеревянный вариант из соснового бруска. Перед сборкой корпуса в палубе предварительно делаем вырез под рубку и кубрик. Они у нас съёмные и обеспечивают доступ к двигателю и батарейкам. Поэтому постройку модели начинаем с изготовления рубки, кубрика, машинного отделения и бака для горючего. Рубка и кубрик держатся на палубе на реечках сечением 4х4 мм, которыми окантован вырез в палубе.
Для сборки всей модели применяем клей ПВА. После сборки корпуса устанавливаем двигатель и дейдвудную трубку (пустой стержень от гелевой авторучки). В днище согласно чертежу острым ножом делаем вырез под дейдвуд а в месте крепления двигателя приклеиваем склеенную из реек мотораму (фундамент). Гребной вал из спицы от зонтика диаметром 2-2,5 мм. Муфта (кембрик) для соединения вала двигателя и гребного вала - отрезок изоляции от электропровода подходящего диаметра, одевать на место с натягом для предотвращения самопроизвольного проворачивания во время работы моторчика. Все детали ходовой части должны быть установлены строго по оси симметрии модели. Приклеив фундамент мотора снизу к палубе и дейдвуд к днищу заливаем трюм и все внутренние швы жидким эпоксидным клеем.
Брус для крепления рулей из рейки сечением 10х10 мм приклеиваем к транцу предварительно просверлив два отверстия диаметром 3 мм для колонок рулей (оцинкованные болты М3х40). Перо руля из сосновой рейки толщиной 6 мм. Рули (их у нас два) крепятся с помощью шайб и гаек М3 так, чтобы во время запусков можно было регулировать угол поворота. Затягивать гайки не очень сильно для последующей регулировки модели на воде. Гребной винт из лужённой жести или оцинкованного листового металла (например - обрезки профилей для монтажа гипсокартона) припаиваем к гребному валу припоем ПОС-40.
Далее приклеиваем к палубе машинное отделение и сверлим сквозное отверстие под выхлопную трубу. Флагшток для подъёма военно-морского флага спаиваем из обрезков спиц и приклеиваем к машинному отделению. Рубка оборудована дверью с имитацией ручек (отрезки скрепки) и петель (обрезки спиц). Под дверью ступенька (реечка). Иллюминаторы из тонкого прозрачного пластика. Горловина топливного бака - винт с частично спиленной шляпкой.
Ограждение грузовой палубы - рейки 10х3 мм подкрепляем кницами (картонные треугольники-упоры 10 шт.) а саму грузовую палубу замостим рейками толщиной 2 мм (доски палубы). Вырезаем сходни (аппарель) со смотровыми окнами и окантовываем снизу рейками сечением 2х2 мм. Привальный брус - рейки 5х5 мм. Аппарель крепим спицами к привальному брусу винтами-саморезами. Ходовые и бортовые отличительные огни - светодиоды. Леерные стойки из спиц а сам леер - тросик (для запуска кордовых авиамоделей).
Отделку модели начинаем с лакировки. Используем лак на водной основе. Все картонные и деревянные части лакируем в два-три слоя с просушкой и тщательной шлифовкой мелкой шкуркой. Краска ПФ-115 наносится мягкой кистью или распылителем в два слоя с просушкой. Ватерлиния из самоклейки «Оракал».
За учебный год в моём кружке строится полтора-два десятка таких моделей. На прошедших в сентябре прошлого года соревнованиях в 10 метровом открытом бассейне Егор Абаев с баржей показал результат 4Х100 баллов. На этом корпусе построено несколько авианосцев.
Рекомендуем!
(БаржаТ36.dwg)
Для начинающих ребятишек - модели лучше не придумаешь.
Мы в кружке тоже с таких начинали. Материал корпуса - 2 мм авиационная фанера и вплоть до фольгированного стеклотекстолита (паяный корпус и рубка). Технологичная модель во всех отношениях.
В грузовом отсеке вполне помещается и радиоаппаратура - были и управляемые модели.
Да и сам прототип - героический. В 60 годы прошлого века 4 наших пограничников на такой барже в Тихом Океане дрейфовали около месяца. Все газеты следили за их поисками. Во всех судомодельных кружках за честь считали строить такую модель. Лучшего примера для военно-патриотического воспитания не подберешь.
Особый + за фотомонтаж! Какие славные лица у парней Ваших.Видно - уже влюблены в моделизм.
Моделку с авиамоделистами делите?
Удачи Вам !
Про 4-х наших моряков дрейфовавших на такой барже была недавно телепередача, а раньше писали так:
Свирепым бывает Тихий океан. Таким был он и в тот день 17 января 1960 года. Девятибальные волны высотой в многоэтажный дом обрушились на небольшие острова южной части Курильской гряды. Бушевала пурга. Снежная завеса была настолько плотной, что за несколько шагов ничего нельзя было различить. И вот в такую непогоду шквальным ветром сорвало с якоря одну из маленьких десантных барж под № Т-36. Маленькое судёнышко с четырьмя членами экипажа на борту оказалось в открытом океане. Вскоре прекратилась радиосвязь с берегом. Запаса горючего было немного, а продуктов питания всего на двое суток. Ждать поддержки с земли не приходилось: ни самолёты, ни корабли в такую пургу не могли прийти на помощь.
Четвёрка отважных комсомольцев - А. Зиганшин, И. Федотов, Ф.Поплавский, А. Крючковский - не пала духом, не дрогнула перед суровым испытанием стихии.
49 суток дрейфовала маленькая баржа с экипажем мужественных советских воинов. 1600 км прошла она за это время. 6 марта 1960 года баржа была замечена патрульным самолётом, и экипаж был спасён.
Все мальчишки мечтали тогда стать Зиганшиными.
И продолжплось так до Ю.А.Гагарина.
две фамилии вспомнил:Зиганшин и Поплавский.Парни съели все ремни и сапоги,но выжили.
Их американцы спасли,предлагали в америке остаться,но они отказались.Потом частушка была:
Как на море окияне тонет баржа с чуваками
Чуваки не унывают,рок на палубе кидают!
(Не комсомольская,народная)
По крайней мере так писали в газетах. Понятно-доля пропаганды велика, но то , что НАША отечественная баржа оказалась такой надежной и НАШИ такие мужественные ребята выжили и сохранили верность присяге и РОДИНЕ - сееляло во всех несокрушимую гордость.
Тогда мы не меньше , чем ребятишки Магаданские барж понастроили, понятно , с чертежами военных кораблей напряженка была, но по фотографиям в газетах и журналов "Советский Воин" и "Старшина сержант" модели строили.
А в "Моделист-конструктор" чертежи не совсем верные были, были и модификации баржи.
Таккая баржа использовалась на Байкале в 80 годы прошлого века на переправе с материка на остров Ольхон, пока специальные пароы не построили.Переправляясь на ней представлял, сколько страхов натерпелись наши герои.
Скорлупка - в половину пассажирского вагона по обьему ,запас плавучести мизерный, руку с борта свесил - уже в воде.А тут, в Океане...... жуть.
После баржи какие модеели ребятам предлагаете делать?
Моделка у Вас очень даже симпатичная.
Вы писали, что наносите кисточкой ПФ115. Чем шпаклюете ? Перед покраской грунт наносите ? А автомобильной краской "SADOLIN" из баллончика не пробовали? Широкая гамма цветов, экономична,влагостойка и обеспечивает отличное долговечное покрытие.
В теплое время года на каких водоёмах модели запускаете? Есть поблизости водоём?
Модели мальчишки начинают шпатлевать только с тканевых корпусов и далее. Боже упаси меня ещё раз что либо покрасить из баллончика, в ДД(Ю)Т кругом все пляшут и рисуют, им наши запахи совсем не нравятся, так что про запах эмалита и горючки уже я и сам забыл, а пацаны их не знают вовсе.
На окраине города есть водоём с пресной водой, оттаивает где то в июне, в августе-сентябре планируем провести там соревнования по радиоуправляемым судомоделям.
И всё-таки попробуйте где-нибудь в гараже или по теплу под навесом на солнышке.
Я вот только с утра сегодня в гараже покрасил корпус F3-V модели. Получается качественное автомобильное покрытие.Хотя и компрессор есть и аэрограф.Так вроде быстрее получается.Хоть и цветовая гамма и выбор в магазине автоэмалей огромен , если хочется свой колер, извлекаю из баллончиков, смешиваю и тогда уж аэрографом.
За информацию спасибо. Может все-же когда пригодится.Не теряю надежду открыть судомодельный кружок в городе. Техники , материалов, аппаратуры осталось полно.
Про соревнования потом отпишитесь.Ну и ещё по каким моделям статью сделайте. Популяризация никогда лишней не будет.
Судомоделистам будет интересно.
1. Из каких соображений сделана длина 718 мм? В классы EX-600, EH-600 это не вписывается. В каком классе участвуете в соревнованиях?
2. Чем пропитываете рули для защиты от воды? И для чего делаете их из дерева, а не, например, жестяными?
3. На некоторых фото баржа нагружена трубами. Я правильно понимаю, что это - мебельные релинги для шкафов?
1. Соображения масштаба весьма призрачные. На всероссийские соревнования выехать нам врядли получится, поэтому стараюсь на первых порах сильно не грузить пионеров правилами и требованиями. Последние два-три года проводим соревнования вообще без стендовой оценки в т.ч. и областные. Участвуют в тех соревнованиях всего два коллектива: мой "Фрегат" да "Перспектива" Андрея Карнаухова, оба ДД(Ю)Т Магадана. В области судомодельных кружков давно не наблюдается. 27 декабря проводили очередные соревнования, соотношение участников: "Фрегат" 24 чел, "Перспектива" 1 чел.
2. На первых порах все баржи пропитывали лаком на водной основе. Теперь только покраска. Т.к. мальчишки строят эти агрегаты на первом году обучения (10-11 лет), то паять разрешаю только провода на двигатель и тумблер. Жестяные рули на баржах считаю излишеством.
3. Трубы - это обрезки стоек для торгового оборудования. Вообще пацаны грузят эти судёнышки чем попало, кто батарейку примостит на палубе и закроет имитацией яшика, кто прилепит пластиковый танк и т.д. и т.п.
Я тоже с такой начинал. Потом развивали тему "прямоугольного" корпуса и добавляли полубак, полуют . фальшборт - вобщем кто во что горазд.За одно учились чертить каждый свой проект и знакомились с теоретическим чертежом.
Всех влекло в ЕК класс - поэтому обязательно пулемет или пушку устанавливали за рубкой , или делали площадку перед ней.
Отличная школьная парта для начинающих.
Успехов Вам , ребята! И новых сложных моделей!
Верным курсом идете, товарищи!
Успехов!