Здравствуйте, уважаемые авиамоделисты.
Предлагаю вашему вниманию очередное изделие моего домашнего КБ. На этот раз это полукопия легендарного советского штурмовика Великой Отечественной Войны Ил-2. Это двухместная модификация самолёта. Теперь в моём домашнем ангаре в дополнение к Ла-5 ( Ла-5ФН+460
20 декабря 2014 года в 14:30 | Дмитрий Киселёв Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10217/
) появился второй советский военный самолёт. Есть с чем встретить 70-ти летие Великой Победы )))))))
Итак, расскажу немного о постройке модели и по возможности покажу фотографии процесса постройки, возможно кому нибудь пригодятся. Чертежи выложу в конце статьи.
Строить решил в размахе 1600мм, так, как имелся в наличии двигатель подходящего размера и аккумулятор с регулятором. На весе решил особо не экономить, поскольку у прототипа очень большая площадь крыла и нагрузка на него обещала быть приемлемой.
Начать решил с крыла, точнее с самой трудоёмкой его части - центроплана и шасси. Шасси на прототипе довольно своеобразные, чем и привлекли меня (люблю придумывать свою конструкцию). Как говорится - мы не ищем лёгких путей))))
Стойки сделал из алюминиевых трубок, диаметром 8 и 10мм, купленных в хозмаге. Хомуты на стойках из 1мм листового алюминия. Крестовина из стеклотекстолита, вырезана на ЧПУ. Внутри стоек, естественно пружины. Не очень тугие, поскольку их всё-таки четыре.
С подкосами пришлось повозиться. Сделал их из алюминиевого прутка, диаметром 6мм. Самое сложное было сделать соединительный шарнир. Не буду описывать этот процесс, на пальцах не объяснить. Обе стойки шасси, на левом и правом крыле через складывающиеся подкосы приводятся в движение одной длинной алюминиевой трубкой, диаметром 8мм, проходящей через весь центроплан. В середине к ней крепится качалка и через тягу - на сервомашинку. Серва стоит мощная, с большим усилием, на 12 кг. В итоге получилось вот это:








Когда всё заработало, я понял, что допустил большую ошибку при проектировании. Складывающиеся при уборке подкосы, уходя внутрь крыла, пересекают линию нижнего лонжерона!!! Пришлось его в этом месте удалить, что значительно снизило прочность крыла. Отступать назад и переделывать всё не хотелось, и я стал усиливать крыло в этом месте другими способами, приклеивая дополнительные фанерные и бальзовые пластины. В резульате прочность увеличилась, хотя и за счёт увеличения веса. Короче стало примерно так:



Так что если будет кто строить, не повторяйте моих ошибок. Надо сделать как на прототипе - вынести ось складывания стоек ниже, чтоб подкосы при убранных стойках располагались ниже лонжерона.

Остальная часть крыла сделана по привычной мне технологии. Бальзовые нервюры, толщиной 3мм, сосновые рейки 5Х5. Обшивка бальзой 1,5мм. Посадочные щитки из бальзы 3мм, навешены на пластиковые петли и приводятся в действие 6кг сервой через общую ось-трубку из угля. Её диаметр 6мм. Качалки из фанеры надеты на неё и приклеены циакрином. В середине установил мелкую серву 9гр для сброса подвесной бомбы. Привод по принципу шпингалета.








Так как захотелось мне озвучить самолёт, в середину центроплана был установлен небольшой динамик от китайского
магнитофона. Конечно слабоват он, но более мощный имеет гораздо большие вес и размеры. Пусть так будет.




Далее как скульптор, начал лепить из кусочков бальзы гондолы шасси.))))) Муторно это, честно говоря... Результат был далёк от совершенства, но что получилось, то получилось. Результат на фото:



Створки шасси навешены на пластиковые петли и закрываются просто силой натяжения мелких пружинок. При выпуске шасси стойки сами открывают створки, растягивая пружинки, а при уборке створки захлопываются вслед за стойками. Как видите, всё просто.




Правда впоследствии пришлось пружинки заменить на более сильные, иначе в полёте створки открывались потоком воздуха. Это видно на фото летящей модели в конце статьи.

Фюзеляж собирал из фанерных шпангоутов на квадратной алюминиевой трубе-стапеле 12Х12мм. Шпангоуты толщиной 3,2мм. Стрингеры 5Х5мм из сосны и бальзы. Всё как обычно, ничего нового.




Киль и стабилизатор по аналогичной с крылом технологии. РН и РВ навешены на пластиковые петли. П-образная скоба из велосипедной спицы соединяет две половинки руля высоты. В середине к скобе припаян кабанчик из фольгированного стеклотекстолита. Таким образом тяга РВ идёт внутри фюзезяжа. Тяга сделана из деревянных палочек-шампуров диаметром 3мм. На концах при помощи ниток и циакрина прикручены стальные наконечники с резьбой М2, на которые наворачиваются шарниры. Тяга двигается внутри "рубашки" - трубочки для коктелей. Она закреплена на некоторых шпангоутах задней части фюзеляжа.
К рулю направления крепится ось хвостового колеса, тоже из спицы. К ней припаяна качалка, от которой идут тросики к серве РН. Внизу на резьбе М2 крепится вилка хвостового колеса и контрится гайкой. Вилка из тонкой стали, к ней припаяна гайка М2. Честно говоря, надо было сделать эту ось потолще. Как показала практика, при грубых посадках, она изгибается в месте крепления вилки колеса. Правда и выпрямляется без проблем)))).








Фюзеляж обшит бальзой 1,5мм.







В очередной раз не смог удержаться от некоторых изысков в отделке кабины)))). Хотя это громко сказано.




Дуги фонаря кабины из той же фанеры. Всё покрашено обычными водными красками. С приборами не заморачивался, просто распечатал на цветном принтере.
Воздухозаборники возле кока винта сделал немного увеличенными, отступив немного от копийности, для лучшего охлаждения двигателя. Он же внутри, жарко ему будет))).



Вот добрался и до обтяжки. Вооружившись модельным утюжком, начал обтягивать плёнкой. Верх цвета хаки, низ голубой. Голубая плёнка слишком яркая, хотелось бы побледнее, но такой не смог найти. Обтягивал той, что осталась от предыдущего проекта ( GRUMMAN AMERICAN - мой первый бензиныч+236
2 января 2015 года в 10:57 | Дмитрий Киселёв Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10227/
). Хватило только-только. Местами приходилось лепить мелкими кусочками, буквально 1Х1см.








Остекление фонаря получилось не очень красиво, но переделывать, честно говоря не хотелось, оставил так.
Для пущей важности сваял пулемёт УБТ для заднего стрелка.




Выхлопные патрубки из кусочков угольной трубки 10мм. Крыльевы пушки из угольных трубочек 5мм. На концах их вставлены белые светодиоды. Они сверкают вместе со звуком выстрелов из динамика. При перевозке пушки убраны внутрь крыла, чтобы не сломать. Перед полётом их выдвигаю.




Для облёта поставил двухлопастной винт, хотя вообще планировал трёхлопастной. Но так как он у меня один, решил не рисковать в первом полёте. Позже, после устранения всех недостатков в ходе лётных испытаний, поставлю такой:



Ну вот вроде бы и всё о постройке. Осталось дело за малым - облетать самолёт.

Очень долго ждал нормальной погоды. Сильные ветра у нас были, да и сейчас тоже((((
Но вот выдался солнечный день. Ветер около 7м/с, порывы. Да ещё направление его почти поперёк полосы. Но делать нечего, раз приехал на поле - надо лететь. Собрал самолёт и вот мы на старте.



Начинаем разбег.... Сильно сносит боковым ветром, стараюсь выровнять....



Через 15 метров отрыв...





Убрать шасси...
Поднять закрылки...
Разворот...




полёт по прямой. Слегка тянет вниз, держу " на ручке"....



Пытаюсь триммировать, не очень получается. Передатчик новый, для него это тоже первый полёт. Непривычно мелкий шаг триммирования, поэтому решаю сажать самолёт после двух кругов.
Захожу под приличным углом к полосе, попасть бы....
Выпускаю шасси, закрылки не трогаю....



Самолёт заходит почти боком, сильно флюгерит боковым ветром.....


Касание! Почти поперёк довольно узкой полосы....
Небольшой пробег, выкатился на прошлогоднюю траву, и пару раз подпрыгнув на кротовых кучах, встал....




Всё, победа!

Теперь можно неспеша триммировать. Хотя триммировать не пришлось. Убрал 100 грамм свинца из-под капота, лишним оказался.
Следующие несколько полётов были более приятными, да и стабилизатор полёта включал, при таком ветре приличная подмога. Правда так и забыл выдвинуть крыльевые пушки и установить пулемёт заднего стрелка. Ну да ладно, успею ещё.
А вообще облёт модели, считаю удался. Первый полёт после долгой зимы, новый самолёт и новая аппаратура. Всё как впервые.
Вот ещё несколько фотографий этого первого полётного дня.
Видео, к сожалению нет, но если появится позже, обязательно выложу здесь. Хотелось бы со сбросом бомб)))))











Ну вот и подошёл к концу мой рассказ.
Спасибо всем за внимание и до новых встреч.
А они непременно будут)))))

Отдельное СПАСИБО моему знакомому, Ивану Баикину за хорошие снимки!

Вот видео одного из полётов:


Ил-2 ТТХ

Размах 1,6 м
Вес 3,1 кг
Площадь крыла 44 кв.дм.
Нагрузка на крыло 70 г/ кв.дм.
Винт 14Х8
Время полёта 15 -20 минут
Материалы: фанера, бальза, плёнка
Мои чертежи (IL-2.rar)

Двигатель Turnigy Aerodrive SK3 - 5045-660kv Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/product/115012/


Регулятор Turnigy AE-80A регулятор скорости для бесколлекторных моторов
Товар http://www.parkflyer.ru/product/447925/


Аккумулятор ZIPPY Compact 5000mAh 4S 25C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/product/393863/


Серва шасси Сервомашинка с металлическим редуктором Power HD 60г/12.2кг/.16сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9618/


Серва закрылков, РВ и РН Сервомашинка с металлическим редуктором Power HD 56г/6.0кг/.16сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9620/


Сервы элеронов Аналоговый сервопривод Turnigy TGY-50090M 9g с металлическим редуктором
Товар http://www.parkflyer.ru/product/529858/