Как известно, фюзеляж‌ авиамодели - одна из самых трудоемких и крупногабаритных частей, имеющая множество сложных поверхностей двойной кривизны. Для его изготовления часто есть смысл применить "бумажную" технологию, которая заключается в разбиении сложной детали на достаточное количество прямолинейных фрагментов. Название пошло от изначального применения этой технологии для бумажных стендовых моделей.

Потом эту технологию полюбили и создатели летающих моделей- достаточно взять готовые выкройки обшивки, масштабировать их под свой размер и собрать такую же модель из потолочки. Но иногда такие выкройки не сходятся (достаточно почитать отзывы тех, кто собирал данную модель), иногда не устраивает точность получаемой детали, порой бумажной модели нужного самолета просто не существует в природе. В конце концов, хочется самому сделать выкройки и таким образом повысить ЧСВ (забегу вперед и признаюсь, что это почти мой случай- в сети есть несколько нормальных моделей Ил-14 модификаций П и М и одна отличная Ил-14М, а надо Т (внешне он почти один в один с П, но пусть будет точное соответствие). Итак, постараюсь по шагам расписать процесс создания выкроек для фюзеляжа Ил-14Т. Возможно, где-то инструкция будет слишком подробной, какие-то моменты могут остаться за кадром- прошу прощения. Спрашивайте, объясню.
1) Разработке и постройке модели предшествует поиск приличных чертежей. Картинок с видами и сечениями в сети много, но нередко они не совпадают не только с оригиналом, но и друг с другом. Выбираем самую правдоподобную.

2) Вставляем картинку в Autocad, подгоняя размер под нужный размах крыла- 1500 мм- с помощью "Масштаб- Опорный отрезок".



3) Теперь, когда чертеж соответствует размерам, можно заняться обрисовкой контуров. Лучше начать со шпангоутов. Выбираем "Сплайн" (или "Дуга окружности", если повезет) и ставим побольше точек на половине контура шпангоута (но без фанатизма, 7-10 определяющих точек вполне достаточно). Добавляем отрезки на осевые линии.


4) На виде сбоку через метки сечений проводим вертикальные линии, к которым привязываем контуры шпангоутов. Поскольку чертеж не идеален, осевые линии на сечениях оказываются бесполезными- они не совпадают с осью фюзеляжа. В таком случае привязываем к контуру фюзеляжа, при необходимости корректируя сечения.


5) Сплайном обрисовываем верхний и нижний контур фюзеляжа, используя конечные точки контуров сечений. Удаляем или скрываем чертеж, чтобы не мешал.

6) Поворочиваем контуры сечений на 90 градусов, чтобы сделать их поперечными. Важно проследить, чтобы конечные точки сечений по-прежнему совпадали с контурами фюзеляжа- иначе в дальнейшем будут проблемы!

7) Через середины контуров сечений проводим сплайн, соответствующий виду сверху.

8) Из контура сечения и отрезка- осевой линии создаем плоскую поверхность. Затем из полученных поверхностей создаем тело- половинку фюзеляжа (пока без носовой части- до сечения №6, считая с хвоста). Для точного построения используем направляющие- контуры видов сверху и сбоку.

9) Исходя из воображения видов сбоку, сверху и спереди создаем контур остекления кабины и сечение фюзеляжа сразу за остеклением. Сразу же достраиваем фрагмент от сечения №6 до конца остекления. Не вредно было бы уже сейчас сделать его не поверхностью, а телом- потом все равно пришлось переделать.

10) Создаем дополнительные сечения и кусочки обшивки носовой части, используя "По сечениям".



11) Переходим к разбиению фюзеляжа. Прикидываем, сколько и где надо сделать новых сечений. Создаем вспомогательные линии, а затем секущие плоскости.

12) Извлекаем пересечения фюзеляжа и плоскостей. Результат- красные сечения на желтых плоскостях.

Здесь я забыл учесть, что внутри фюзеляжа проходит технологический короб (о нем чуть позже).
13) Удаляем плоскости и изначально построенный фюзеляж, оставляя только полученные сечения. Строим между каждым из них новые тела. Точность вполне приемлема.

14) Создаем короб, на котором будут собираться фрагменты. Затем вычитаем его из фюзеляжа, получая вырез.

После этого фрагменты с вырезом слиплись в одно тело, пришлось делать лишнюю работу и разрезать их. В 12 шаге я говорил, что забыл про короб- его надо было вычитать из первоначального фюзеляжа примерно после 9 шага, тогда в 12-13 шагах получились бы готовые фрагменты.
15) Преобразуем фрагменты в формат STL, необходимый для дальнейшей работы. Командой "Экспорт" задаем место расположения и имя получаемого файла, затем выбираем тело для преобразования. Так поступаем с каждым фрагментом.

16) Теперь Автокад можно закрыть, пусть оперативная память отдохнет. Открываем программку Pepakura Designer. Сначала ее надо скачать- например, отсюда‌ http://pepakura.ru/skachat-pepakura-designer ‌.

Классная программа, предназначенная специально для создания бумажных моделей. Ничего сложного в ней нет, подробно останавливаться на интерфейсе не буду- из подсказок самой программы все ясно.
17) Открываем полученный файл STL. Это тот формат, которым Autocad и Pepakura пересекаются. На предупреждение о чрезмерной сложности модели не обращаем внимания, видали и посложнее. Предложение отзеркалить модель или придать разным поверхностям свои цвета тоже закрываем.

18) Снимаем галочку "Автоматически" возле единственной большой кнопки "Unfold" (Развернуть) и жмем на нее. Видим окно, где предлагается задать размер или масштаб собранного бумажного объекта. Масштаб в нашем случае должен быть равен 1.

Результат видим на листе справа. Сейчас получи‌лось относительно неплохо- иногда развертку даже на плоскостях разрывает на такие кусочки, что сложно представить, как из них что-то собрать.
Например, вот так.

19) Но такую неприятность легко починить. В контекстном меню развертки есть инструмент "Join/disjoin faces"- "Соединить или разорвать поверхности". Клик по отрезку, соединяющему два кусочка развертки, подсвечивает его зеленым и разрывает развертку. Клик по отрезку, который отделен от своего законного соседа, подсвечивает обоих красным и показывает стрелку, в направлении которой произойдет соединение. Удобнее сначала разъединить в необходимых местах, а потом склеивать- иначе отрывается автоматически, но маленькими кусочками. Да пребудет с вами пространственное воображение, алюминь.

Получаем вполне приличную развертку. Если бы модель на самом деле была бумажной, ее (развертку) можно было уже сейчас отправлять на печать. Но торопиться не будем.
Кстати, сейчас можно перекомпоновать выкройку на листе- повернуть, переместить, изменить лепестки для склейки. Можно измерить какой-нибудь размер, если он заранее известен. Полезно добавить на шпангоуты номера фрагментов, но я сразу не догадался.
20) Преобразуем выкройку в один из множества выходных форматов. Подойдет DXF- его можно скормить Автокаду. Multi-files DXF может быть нужен, если развертка разместилась на нескольких листах- тогда на выходе будет несколько файлов, каждый по листу. Склеивать их- сомнительное удовольствие, так что пусть все будет в одном файле.

21) Снова возвращаемся в Автокад и открываем полученный файл DXF. Пока в нем много лишнего.

22) Сплайном обрисовываем контуры выкройки. Затем удаляем все кроме контуров.


23) Делаем симметричную копию всех трех частей. Вырез под короб находится в нижней части шпангоутов, там же (внизу) пранируется стык обшивки. Не вредно хотя бы сейчас пронумеровать фрагменты- снова забыл.

24) Чтобы фрагмент правильно собрался, контуры обоих шпангоутов надо сместить на толщину обшивки. С помощью "Подобия" задаем расстояние смещения- 3 мм (среднестатистическая потолочка). Так поступаем с обоими шпангоутами, затем старый контур удаляем.

25) Повторяем шаги 17-24 для каждого фрагмента. Получаем развертки, по которым можно строить фюзеляж. Если интересно, могу поделиться ими и пригласить присоединиться к проекту совместной постройки Ил-14 ‌ http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=7884 !
Вроде все. Что делал, то описал. На возникающие вопросы обязательно отвечу. Удачи в постройках!