В течении почти года,участвуя в обсуждениях представленных моделей спортивных лодок и судов, почувствовал,что у многих пользователей есть интерес к судомоделям. Многие интересуются с желанием начать что-то делать впервые, многие обмениваются опытом постройки моделей. Эту статью выношу в обсуждение с целью привлечь в наши ряды неравнодушных к моделированию. Отработав свыше 25 лет руководителем судомодельного кружка и тренером команды Бурятии по судомодельному спорту, последние 10 лет перед заслуженным отдыхом вынужден был работать на заводе по основной специальности, ввиду того, что заводской КЮТ закрыли а ДОСААФ устранился от спортивной деятельности.
За это время техника шагнула далеко вперед .Теперь,с выходом на пенсию появилось масса времени, чтобы возобновить активные занятия судомодельным спортом.
К сожалению с "перестройкой" порушилась система поддержки судомоделизма со стороны ДОСААФ или как эту достойную организацию назвали в последствии РОСТО.
По порочной цепочке порушилась и система профсоюзных технических клубов при предприятиях и моделок по месту жительства.
Поэтому моделисты теперь в большем случае работают по домам .
Но дух соревновательности и соперничества заставляет нас собираться на водоёмах и проводить соревнования местного,городского масштаба. Или устраивать как сейчас принято говорить - покатушки.
Если этот материал привлечет в ряды судомоделистов хоть одного новичка - буду безмерно рад.
Исходя из реалий было принято решение обратиться к новой технике, появившейся в моделизме и построить скоростную модель с электродвигателем из комплектующих предлагаемых на данном сайте.
1.Двигатель.
Захотелось попробовать "аутраннер", хоть и критиковали сторонники "инраннеров" за возможно высокий гироскопический эффект данного типа двигателей, что может отрицательно повлиять на управляемость модели.
Бесколлекторный двигатель Turnigy AquaStar 3720-1500KV с водяным охлажением для моделей лодо
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1455916/
2.Регулятор скорости.
Выбрал с небольшим запасом по току.
Лодочный регулятор HobbyKing 90A Boat ESC 4A UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/643234/
3.Карта программирования к регулятору.
Впоследствии пришлось приобрести , чтобы "подружить" двигатель с регулятором.
Карта программирования для ESC HobbyKing с водяным охлаждением
Товар http://www.parkflyer.ru/product/449077/
4.Переходник от двигателя к гибкому валу.
Идеально подошел по всем параметрам для сочленения вала с двигателем.
Адаптер - с вала электромотра диаметром 5 мм на гибкий вал 4 мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102690/
5.Гибкий вал
Гибкий вал 4x300мм (1шт)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102667/
6.Патрубок разветвления охлаждения
Large Plastic Fuel Line Y Connector
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1081180/
7.Гребной винт
Turnigy 2 Blade Boat Prop 42 x 25 x 15 (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1466680/
Нейлоновый гребной винт для гоночных катеров Quanum Aquaholic / Relentless, (2шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1144518/
8.Трубка охлаждения
Силиконовая трубочка для организации системы охлаждения гоночных катеров Sprint F3, OuterLimits и Smash Shark Racing
Товар http://www.parkflyer.ru/product/817124/
9.Индикатор напряжения приемника.
Для контроля наличия выходного напряжения из BEC регулятора.
LED RX Voltage Indicator for Lipoly & LiFe Battery
Товар http://www.parkflyer.ru/product/411123/
10.Сигнализатор просадки напряжения аккумулятора.
Может и не так нужен т.к. отсечка настраивается регулятором.
Сигнализатор просадки напряжения LiPo аккумулятора "HobbyKing" (2S-4S)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/114335/
11.Аккумулятор.
Выбрал побольше емкости. Не прогадал-хватает на 12-15 минут непрерывной работы на полном газу.
Аккумулятор ZIPPY Compact 4000mAh 4S 25C литий-полимерный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1082876/
12.Зарядное устройство.
Оказалось простеньким и надежным, с возможностью зарядки аккумулятора на водоеме от автомобильного аккумулятора.
В стационарных условиях запитывается от преобразователя на 15В , 4 А.
iMAX B4 компактное автоматическое зарядно-балансировочное устройство 35Вт 4A для литий-полимерных аккумуляторов 2~4S
Товар http://www.parkflyer.ru/product/998769/
13.Аппаратура управления.
Можно было брать и 4 канальное, но на момент оформления заказа - в наличии не было.
Уверенная работа в пределах 150 м на воде (да дальше и не надо, модель практически не видно в большем удалении).
Р/аппаратура Turnigy 6X FHSS 2.4ghz (Mode 2) (передатчик+приемник)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/462541/
14. Тестер состояния аккумулятора.
Цифровой тестер HobbyKing™ Cellmeter-7 для проверки аккумуляторов Lipo/Life/Li-ion/Nimh/Nicd с функцией балансировки
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1085528/
Ввиду того, что до этой модели работал с коллекторными двигателям на КС магнитах и с серебряно-цинковыми аккумуляторами, пришлось приобретать полный комплект комплектующих "нового поколения".
КОРПУС МОДЕЛИ.
Поскольку в домашних условиях затевать процесс выклейки корпуса модели было бы проблематично, за основу принял старый, довольно прилично сохранившийся корпус от модели с ДВС 3,5 .
Корпус выклеивался по традиционной в 80 годы прошлого века технологии:
- вычерчивался теоретический чертеж ( Обводы проектировал сам и к сожалению за давностю лет чертеж не сохранился.Размерения модели L-800мм, В-300 мм). Показываю транцевый шпангоут. Корпус с внутренними продольными реданами.

- из пенопласта вырезался корпус-болванка
- по болванке выклеивались две матрицы для верхней части модели и днища
- в подготовленные матрицы на слой стеклоткани выкладывалсь сэндвич-основы из пенопласта толщиной 3 мм
- сверху закрывалось одним слоем стеклоткани, все тщательно пропитывалось эпоксидной клеевой основой
- в полиэтиленовом мешке с отбором воздуха вакуумным компрессором формовались две "корочки", впоследствии соединявшиеся между собой по линии разьема.
На этом фото - днище реставрированной модели

А вот что представлял из себя корпус модели на момент переделки -

Потребовалось убрать крепления моторамы редуктора ДВС, крепление бака и резонансной трубы.
С учетом габаритов электродвигателя - уменьшен агрегатный отсек.
Крепление двигателя - на AL пластину (дополнительный теплоотвод) и через две поперечных AL балочки - к корпусу.

Сочленение двигателя и гибкого вала через адаптер.
Подводка охлаждения к двигателю и отводные трубки охлаждения.

Крепление регулятора оборотов двигателя - к вертикальной стенке агрегатного отсека - резинкой через два крючечка.
Регулятор фиксируется от перемещений - рамкой, выпиленной из 2 мм фанеры, наклеенной на вертикальную стенку.
Здесь же видна и проводка трубок охлаждения по двум каналам регулятора для эффективного отвода тепла.
Забор воды идет от винта раздельно для двигателя и регулятора, для регулятора использован разветвитель на два канала для эффективного охлаждения.

Трубки забора воды для двигателя и регулятора.
Разветвитель охлаждения для регулятора.
Крепление регулятора и отводные трубки охлаждения.
Дейдвуд,гибкий вал и руль поворота.
Дейдвуд изготовлен из тонкостенной нержавеющей трубки с внутренним диаметром 5 мм. запрессованной в обойму-кронштейн гребного винта. Внутри кронштейна вал врашается на двух шарикоподшипниках с прошлифованной внешней обоймой.После каждого дня на воде - вынимаю и промываю в керосине.

Вариант изготовления дейдвуда из 3 частей (трубка,обойма,кронштейн - все из нерж.)
Показан ключ для снятия подшипников из обоймы и подшипники.


Вариант дейдвуда под подшипник скольжения (трубка,бронзовая обойма-подшипник, вокруг неё "обжат" кронштейн из полоски нерж. и пропаян).

Конструкция гибких валов - на этих фото.
Варианты под крепление гребного винта на резьбу и на шлиц с фиксацией стопорной гайкой.

Гибкие валы в сборе.
При сборке шприцем заправляется в дейдвуд смазка (использую авто-для ШРУС).

Руль поворота на разрезной полумуфте для удобства смены пера руля, не разбирая узел рулевых тяг. Перо руля крепится к полумуфте двумя винтами М2.

Крепление аккумулятора в корпусе модели.

Исходя из размеров выбранного аккумулятора, по левому борту (для устранения момента реакции от гребного винта) вклеена площадка с направляющими из бальзы.Площадка удлиненная для возможности изменения центровки модели путем смещения аккумулятора по длине модели.

Крепление аккумулятора, как и регулятора хода - на резинках через несколько пар крючков.
Герметичные крышки и аппаратурный отсек.
Доступ к агрегатам через два лючка. Первый закрывается прозрачной крышкой из оргстекла толщиной 1 мм через герметик-прокладку после установки аккумулятора.
Второй-для быстрого обслуживания-пенал с выдвижной крышкой из оргстекла.(можно использовать стеклотекстолит толщиной 0,5 мм).

Расположение и крепление аппаратуры управления.

Рулевой сервопривод закреплен на площадке из бальзы перед гельмпортом и соединен двумя тягами с коромыслом.
Приемник через "липучку" на этом же возвышении для защиты от возможного попадания забортной воды в отсек.
На площадке рядом с серво на "липучку" крепится сигнализатор просадки напряжения.



Отделка и окраска модели.

Шпаклевка модели производилась автохимией - двухкомпонентный NOVOL финишный.

Грунтовка - универсальная автомобильная.

Окрашен корпус автоэмалью SADOLIN из баллончиков.

Не торопясь, за долгую зиму подготовили очередную модель для летних запусков.

Первый выход на воду - 1 мая с кабинетными настройками т.е. как дома выставили, с синим гребным винтом.




Если у уважаемого Сообщества будут вопросы, с удовольствием отвечу всем.
В отзывах и обсуждениях вышеперечисленных комплектующих, приобретенных на "ПАРКФЛАЕР" обозначены проблемы и пути их устранения.
Вопросы изготовления гибких валов, дейдвудов, корпусов из стеклопластика и т.п. были затронуты и подробно мною освещены в обсуждениях моделей коллег, выставлявших свои статьи на этом сайте.
Если будут нужны подробности, пишите, сброшу ссылки.
С уважением, Ваш - А.Полтавцев.
Добавил 7 июня после сравнительных тестов.