Все недавно построенные мной модели самолётов были на электротяге и сделаны по одной и той же технологии - фанера, бальза, плёнка. Захотелось чего-то нового. Не только с деревом, но и с металлом поработать, попилить, поточить что-нибудь. К тому же попались на глаза, давно лежащие в моих закромах мебельные газовые амортизаторы. Не оставляла меня мысль приладить их к какому-нибудь самолёту.
Вот и пал мой выбор на этот замечательный прототип - Fieseler Fi-156 Storch. У этого "Аиста" как раз очень длинные ноги - то, что нужно, чтобы воплотить мои идеи.
Размах решил делать не менее 2,5 метров. Вес виделся около 7 кг. Двигатель RCG 26CC вполне должен был подойти для этого неспешно парящего самолёта. Его немецкое происхождение нисколько меня не смущало, так как немцы строили замечательные и выдающиеся по своим характеристикам самолёты. Единственное, что мне не хотелось - это изображать на нём свастику, хотя большинство этих самолётов носили на себе именно эти фашистские символы. Но, покопавшись в интернете, компромисс был найден. Решено было применить окраску болгарских ВВС. Хоть и кресты, да не такие. К тому же понравилась более яркая цветовая схема - капот и руль направления у болгарского самолёта ярко-жёлтого цвета, что выгодно отличало его от своих собратьев из Люфтваффе, где они использовались, в основном, как штабные самолёты.



Как обычно начал с поиска чертежей. Точнее не чертежей, а приличных видов самолёта в трёх проекциях.
Далее загружаем картинку в Арткам, обводим векторами и начинается долгая и нудная прорисовка деталей, нервюр, шпангоутов и подгонка их друг к другу. Попутно продумываю, где что усилить и как что крепить.
Какие-то пара недель и можно приступать к резке. Бальзой я решил не злоупотреблять, и по возможности использовать мой основной строительный материал - обычную берёзовую фанеру, толщиной 3,2 - 3,5 мм. Лонжероны крыльев из сосновой рейки 8Х8мм, стрингеры фюзеляжа из сосновой же рейки 5Х5мм, ну и кое где в ненагруженных местах из бальзы 5Х5.
Нарезав нервюры, начал собирать крылья.






Взвесив такую конструкцию и прикинув в руке, засомневался. Тяжеловато выходит!
Пришлось облегчить. Удалил нервюры через одну и вклеил вместо них бальзовые. Так получилось значительно легче.
Оставил фанерные нервюры в местах установки серв элеронов и закрылков, подкосов, а так же корневые и концевые.
Вклеил площадки для установки серв.


Лобик крыла и заднюю часть зашил бальзой 1,5 мм.
По похожей технологии склеил элероны и закрылки. Их навесил на петли из стеклотекстолита, толщиной 1,5 мм., выпиленные на всё том же станочке ЧПУ. Получилось вот так:




С помощью алюминиевых уголков закрепил сервы и закрыл их крышками из тонкой фанеры 1,5 мм.
Все тяги внутри крыла и никаких выступающих качалок.




Вклеил текстолитовые уши крепления крыла к фюзеляжу и ушки крепления подкосов.


С предкрылками пришлось повозиться, но вроде получилось неплохо. Фанерные и бальзовые нервюрки, сосновая рейка 5Х5 в носке предкрылка и обшито всё бальзой 1,5 мм. Они будут вклеиваться после обтяжки плёнкой их самих и крыльев.




Протянул внутри крыльев проводку и получились вот такие "крылья аиста". После примерки к фюзеляжу можно будет обтягивать плёнкой.



Ну вот, с крыльями закончили, приступаем к фюзеляжу.

На первый взгляд, фюзеляж довольно простой, без закруглений. Но не всё так просто!
У него огромная площадь остекления кабины, да к тому же в самом нагруженном месте - в месте крепления консолей крыла и стоек шасси. Ну да не беда, что-нибудь придумаем)))).
Собирал я фюзеляж с помощью квадратной трубы-стапеля. Основные стрингеры из сосны 5Х5, кое где, а именно в хвостовой части применял и бальзовые рейки - просто для поддержания формы и плёнки. Самые ответственные места, силовой каркас укрепил велосипедными спицами, диаметром 3 мм.
На настоящем самолёте фюзеляж сварен из стальных труб, поэтому спицы внутри кабины смотрятся вполне копийно. Узлы крепления консолей крыла сделал из 2 мм текстолита. К передним ушкам будут крепиться ещё и стойки шасси, а в задних нарезал резьбу М4 для шомпола, которым и будут крепиться консоли. Кстати на прототипе именно так и сделано.






К первому шпангоуту приклеил фанерный мотокороб для крепления двигателя. В нём предусмотрел вырез под серву газа.



В задней части фюзеляжа вклеил пластины крепления стабилизатора.



Получилась вот такая ажурная конструкция.



Закрепил с помощью пластиковых стяжек топливный бак из всем известной бутылочки для воды, объёмом 400 мл.
Внизу установил текстолитовые крепления для рычагов шасси и для подкосов крыльев.




На следующем фото показана конструкция хвостовой стойки. Вилка колеса выточена из толстого стеклотекстолита, и, как показала дальнейшая эксплуатация, оказалась довольно прочной. Так же видна деревянная тяга руля высоты и вертикальный винт для регулировки угла установки стабилизатора (на прототипе этот угол тоже регулируемый).




Мебельные амортизаторы немного доработал. Они оказались очень жёсткими и пришлось выпустить из них газ, или что там у них внутри. На штоки надел пружины из сломанного зонта. Ну и дополнил их обтекателями и кожухами из проклеенного картона. Покрыл их нитролаком и позже покрасил.






Узлы крепления колёс и рычагов выточил из дюраля. Для этих целей набрал на работе у моториста старые штанги толкателей клапанов от двигателей ЗМЗ. Очень удобный материал для таких поделок. Сами рычаги из сварочных электродов 3 мм. На них навёрнуты дюралевые наконечники. Потом эти рычаги, как и подкосы крыльев дополнил по всей длине плоскими обтекателями из полос фанеры, вышкурил и покрасил.

Борта кабины, верх и низ фюзеляжа зашил 1,5 мм бальзой для стойкости на скручивание. Бока зашивать не стал, чтобы сквозь плёнку была заметна структура фермы фюзеляжа, ведь прототип был обтянут тканью.


Ну, можно примерить крылья. Крепятся они к фюзеляжу, как я уже говорил, при помощи шомполов. Узлы крепления подкосов тоже показаны.










Размах впечатляет! Практически от стены до стены! Какие однако тесные у нас квартирки)))))

Раз есть такая просторная кабина, не может же она быть пустой! Нашёлся доброволец, который согласился на ампутацию обеих ног, только бы ощутить радость полёта. Наверное про Маресьева в детстве читал))))



И вот он занимает место в кабине. По-хорошему, надо было бы его приодеть в соответствующую духу того времени одежду, да вот незадача - знакомого портного не оказалось)))) Ну да ладно, как говорится - и так сойдёт.




Остекление кабины я сделал из прозрачного пластика, просто приклеив на циакрин к рейкам переплёта вырезанные по размеру куски этого пластика. Задний выпуклый блистер сделал из упаковки от какого-то дешёвого светильника на батарейках, купленного ради этой упаковки. Пулемётную турель решил не делать, пилот-то у меня гражданский)))).

Стабилизатор и киль сделаны по такой же технологии, что и крыло. Бальзовые нервюры, реечки и частичная обшивка 1мм бальзой. Почему-то забыл сфоткать эти детали не обтянутыми.

Вот и пришла пора обтягивать модель плёнкой. Цвета опять самые банальные, как у всех военных самолётов - верх хаки, низ серый. Тут ничего особенного. Вооружился утюжком и начал обтягивать. Приклеил к крыльям обтянутые предкрылки, покрасил серым текстолитовые петли и шарниры, установил двигатель и вот что получилось:














Сверху для доступа в кабину сделал съёмный потолок, на четырёх винтах. Пилот вместе с сиденьем легко вынимается и вместо него можно установить камеру или видеорегистратор.



Вот и настал момент, которого я боялся и всячески оттягивал.......
Нет, не первый полёт, а изготовление капота. Из бутылки делать не хотелось по ряду причин. Оставалось одно - стеклоткань и эпоксидка. К своему стыду, признаюсь, так я эту технологию и не освоил до сих пор.

Болванку из пенопласта изготовить проблем не составило, а вот дальше.....



Но тут пришёл мне на помощь мой знакомый, который и помог мне в этом грязном, в прямом смысле слова, деле.
Он за один вечер решил мою проблему. На следующий день я уже подгонял, шкурил, шпаклевал и грунтовал новый капот.
Идеально выровнять и вылизать его мне не хватило терпения, и после покраски получилось такое вот изделие:





Заклёпки имитировал с помощью шляпок мелких гвоздиков, вклеивая их в просверленные отверстия. Стал как-то поживее выглядеть. Правда капот получился чуть больше по размеру, чем в нужном масштабе, но иначе двигатель не уместился бы под ним.

Из останков светодиодного фонарика состряпал такую вот посадочную фару, которая находится под левым крылом и перед полётом просто втыкается в гнездо, вклеенное в нижнюю плоскость крыла. Это сделано, чтобы не повредить фару при транспортировке. Она немного великовата по масштабу, но может, если дойдут руки - переделаю.



Доступ к аккумуляторам и прочей бортовой электронике обеспечивается через быстросъёмные крышки-лючки внизу фюзеляжа.



Первый полёт проходил без свидетелей. Просто так вышло. Самолёт довольно уверенно взлетел после короткого разбега. Триммировать пришлось немного по крену, скорее всего из-за того, что выкос двигателя я не делал, возможно сделаю позже, а может так и оставлю. Скорость, как и ожидалось довольно низкая. Если небольшой ветер - завесить можно как планер. Вполне уверенно летит на треть газа. Пробовал свалить, полностью убрав газ, не тут то было - парашютирует. Пробовал резко увеличить тангаж и вызвать срыв, РВ резко на себя - делает короткую петлю и всё. Не очень любит входить в вираж, даю крен и тяну на себя РВ - он наклоняется и опускает хвост, как высокоплан с большим поперечным V. При поворотах приходится ощутимо помогать рулём направления, впрочем прототип именно так и управлялся, судя по видео из интернета (ещё летают такие раритеты). Посадка при небольшом ветре получается почти по-вертолётному. Мягко плюхается на свои резиновые ноги, очень хорошо отрабатывают амортизаторы.

Ну и в заключение несколько фотографий с первого пробного облёта модели, где выявлялись слабые места и недоработки, коих к слову было не много. Капота здесь ещё нет. Видео не снималось, так, как в поле я был один и снимал сам только на свой допотопный телефон.







А это фото полностью готового и облётанного самолёта. Все недостатки устранены, можно эксплуатировать.








Ну и в заключение моего рассказа - немного видео.


ТТХ

Размах: 2,5 м.

Полётный вес: 6,5 кг.

Материалы: фанера, бальза, плёнка и что под руку попало)))))
Двигатель
Бензиновый двигатель RCG 26cc 2.6 Л.С. /1.95 КВт
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9615/

Винт
Turnigy Type C Light Wood Propeller 18x8
Товар http://www.parkflyer.ru/product/101733/

Сервы на элероны и закрылки
Power HD Metal Gear Servo 56g/9.8kg/.14sec
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9619/

Сервы РН и РВ
Сервомашинка с металлическим редуктором Power HD 60г/12.2кг/.16сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9618/
Hitec HS-422 Deluxe servo 3.3kg/45g/0.21sec
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9812/
Линейный стабилизатор напряжения Turnigy dlux 10A (5.2~7.4В)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/746166/
<u> ZIPPY 1300mAh 2S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/product/6469/

Аккумулятор на зажигание
ZIPPY 1300mAh 2S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/product/6469/


Ну и по традиции , вот мои чертежи, может кому пригодятся: (Fi-156.rar)