Очень понравился этот самолетик и в плане простоты изготовления и в плане доступности электронной начинки! Грубо говоря, по начинке та же Цессна 150 с изменениями, но более шустрая в небе.
Первый вариант этой пилотажки после нескольких крашей было решено списать на вечный покой, ибо после нескольких "морковок" и ремонтов он стал тяжелым (термоклей в таком количестве грамм 50 точно прибавил к общему весу), а последний краш вообще согнул фюзеляж в невыпрямляемое положение, а крыло превратилось в кучу линеек и куски потолочки. В результате у меня осталось только хвостовое оперение и вся начинка.

Чертежи были взяты отсюда, как и в первый раз - Чертежи самолета IAK-11 X-dream , но свои изменения я все же решил внести. Изменения делал больше, что называется "под себя", так как пилот я начинающий, но может кто-то информацию тоже примет к сведению.

Итак, про изменения:
Во-первых, решил сделать фюзеляж немного (на 1 см) пошире и не сужать его в носовой части, чтобы вмещалась вся начинка, особенно после ремонтов.
Во-вторых, низ (или дно, кому как удобней) фюзеляжа решил делать не из потолочки, а из пеноплекса (2 см толщиной). По идее, преследуется цель укрепить фюзеляж, но что из этого выйдет - покажет время.
В-третьих, - сместить крыло назад на 15 мм, так как в прошлый раз была сильная задняя центровка, а в носовой части не хватало места для начинки. Кроме того само крыло сделать без нервюр, с продольным лонжеронами (вот так - Крылья из экструдированного пенополиуретана по многолонжеронной схеме ).
В-четвертых, без шасси решил модель не оставлять, а потому под крылом еще будет усиление и площадка для крепления стойки.

Но обо всем по порядку.

Постройку решил начать с крыла. Вырезаем из потолочки (не забываем, что в одном направлении она гнется лучше, чем в другом) четыре листа размерами 155х470 мм (вообще размеры по чертежу чуток побольше, но у меня ограничение в виде размера потолочки). Это будут верхние и нижние плоскости крыла. На них размечаем места приклеивания лонжеронов. На фото видны размеры, но тут все зависит от того, какой профиль выбирать. Я профиль взял из интернета, распечатал, прикинул толщину потолочки, разметил места будущих лонжеронов и просто замерил их толщину и расстояние между ними.
Между прочим, столкнулся с тем, что потолочка на лицевой стороне всегда ровная, а вот на обороте частенько попадаются такие кривулины и изгибы, что "ажно оторопь берет". Пришлось из всех кривых выбирать самые ровные.




Вырезаем из потолочки лонжероны (по две штуки), центральный - из пеноплекса.


Вырезаем и склеиваем из линейки лонжерон (длиной 800 мм),который потом будет приклеен к лонжерону из пеноплекса.



Дальше я чуток увлекся и парочку фоток забыл сделать, но думаю понятно - склеиваем нижние половинки крыла, приклеиваем лонжероны, приклеиваем верхнюю часть. В средней части (на фото видно) добавил внутрь два кусочка линейки примерно по 200мм длиной на переднюю и заднюю кромки, ибо в этом месте у меня трижды ломалось крыло на первой версии этой модели.


Вырезаем из пеноплекса переднюю кромку - два бруска (размеры - согласно профилю с запасом на обработку) и приклеиваем к крылу.


Через пару часов, когда высохнет клей, можно переднюю кромку обрабатывать. Я использовал грубую наждачку.


Вот так выглядит крыло с торца.


Законцовки крыла вырезал так же из потолочки.


В верхней части крыла в середине вырезаем отверстие для вывода проводов сервомашинок элеронов. Рекомендую не усердствовать в этом плане - на первой версии я внутри фюзеляжа безжалостно выкромсал чуть ли не все крыло, в результате прочность стала в разы меньше...


Согласно чертежу вырезаем элероны, они из двух слоев потолочки.


Чтобы элероны были одинаковыми, после склеивания прикладываем их друг к другу и выравниваем края наждачкой. Для удобства по периметру закреплял изолентой, она хорошо держит, но так же хорошо отлипает от потолочки.


После получения абсолютно одинаковых элеронов стачиваем их с двух сторон под углом 45 градусов.


Крепление элеронов к крылу - на полосочках скотча, уж слишком долго ждать петли. Сначала крепим только один элерон, иначе потом крыло не вставить в фюзеляж!


Теперь можно отложить крыло и перейти к фюзеляжу.
Половинки фюзеляжа я размечал прямо на потолочке маркером для CD-дисков, центральную линию (по сути ось, на которой расположены крыло, двигатель и стабилизатор) чертил прямо снаружи, потом будет легче делать цветовое разграничение при обтяжке скотчем.



Половинки фюзеляжа должны быть одинаковыми, а потому их тоже надо скрепить внутренними сторонами и обработать наждачкой.


Далее фото того, как НЕ НАДО! размечать половинки хвостовой части, иначе получите две абсолютно одинаковых части, а не зеркальные.


Когда вырезаны обе хвостовых части, выравниваем их так же, как и носовую часть. А затем, пока они скреплены вместе, делаем вырез под стабилизатор, руль высоты и сервоприводы. Очень хорошо выравнивать потолочку надфилем - получается быстро и без задиров. Кстати, чем ровнее все будет на этом этапе, тем меньше будет в дальнейшем возни с выравниванием стабилизатора.

Склеивать половинки фюзеляжа лучше по центральной (осевой) линии, так не будет перекосов, а края всегда можно выровнять наждачкой. На стык наклеиваем полоску потолочки.


После подсыхания клея можно приклеивать нижнюю часть фюзеляжа из пеноплекса. Стараемся максимально перпендикулярно все закреплять, иначе будут перекосы, что скажется на поведении модели в воздухе.


Далее можно приступать к мотораме и той конструкции, название которой я так и не смог придумать (завис на терминологии, ибо это и моторама, и основание шасси, и рамка вокруг крыла). Из линеек прямо на чертеже начинаем склеивать каркас. Я использовал клей ПВА.


Сама моторама из фанеры, вырез в нижней части - для проводов от двигателя к регулятору. Не забываем про перпендикулярность - по угольнику.


Далее приклеиваем стоечки для площадки крепления шасси.


И готовим саму площадку. Отверстия для облегчения, но я сильно не старался, ибо с моими посадками это место будет получать самые большие нагрузки.


Вот так выглядит вся конструкция.


Далее примеряем эту конструкцию к половинке фюзеляжа. На фото видно, что низ фюзеляжа из пеноплекса не достает до нее (не расчитал я чуток), а потому позже я просто вклеил туда кусочек. Саму конструкцию выравниваем по центральной оси.


Для укрепления всей конструкции и самого фюзеляжа, готовим из пеноплекса шпангоут, в который будет упираться крыло и вся моторама в целом.


Склеиваем конструкцию и шпангоут вместе. Заодно в районе крепления стойки шасси изнутри приклеиваем кусочек пеноплекса, чтобы шурупы, которыми эта стойка будет крепиться, не торчали внутри.


Приклеиваем это все к половинке фюзеляжа, не забываем пользоваться угольником.


Теперь можно приклеивать вторую половинку фюзеляжа. Внутрь вклеиваем шпангоуты. Я решил не вырезать отверстия в центре шпангоутов (для проводов), а просто вырезал часть сверху. Прищепка на заднем плане - это приклеивается случайно отломанная часть.


Передняя часть фюзеляжа. Внутри можно укрепить площадку шасси и ее стойки термоклеем.


Готовим верхнюю часть фюзеляжа из двух половинок (или из одной, если хватает длины потолочки), но вклеивать ее пока рано - лучше сначала провести провода сервоприводов хвостовой части.


Вставляем (но не приклеиваем) сервоприводы хвоста, протягиваем от них провода и закрепляем в передней части малярным скотчем, чтобы не "ускакали" в самый неподходящий в момент.


Теперь можно вклеивать верх.


В нижней части хвоста вырезаем небольшую часть из пеноплекса, подготавливаем (из двух кусочков линейки) площадку для заднего шасси и приклеиваем на потолочный клей.



Теперь в верхней части хвоста делаем вырез под киль.


Далее фюзеляж можно отложить и начать капот, под которым у нас будет прятаться вся начинка.
Его я делал из потолочки, в центральной части - усиление из бамбуковой шпажки. Гнул шпажку над утюгом, хотя подойдет любой нагревательный аппарат (главное не обжечься!) - сверяясь с чертежом. Приклеивал на потолочный клей, а после высыхания закрепил каплями термоклея. Получилась прочная и легкая крышка.

Можно приступать к обтяжке модели скотчем.
Цветовую схему выбрал простую, но хорошо различимую в воздухе: черный низ, красный верх, а у крыльев красный низ и белый верх. Граница цветов фюзеляжа по осевой линии.

Начнем с фюзеляжа.


После обятжки хвоста можно вклеивать сервы. Я использовал двухсторонний монтажный скотч на ушки + термоклея капельку.

Обтягиваем капот и псевдофонарь.



Приступаем к обтяжке половинки крыла. Черную преднюю кромку в последний момент - так легко скрыть все неровности.


Цветовую схему по сути придумывал на ходу, так что у каждого могут быть свои предпочтения и фантазии...

После обтяжки половинки крыла, вставляем его в фюзеляж, но не приклеиваем.

После приклеивания второго элерона, продолжаем обтяжку крыла.


Когда процесс обтяжки завершен, можно крыло приклеивать. Я приклеивал на потолочный клей, дополнительно изнутри закрепляя термоклеем.


Вот так выглядит модель снизу после обтяжки.


По поводу хвостового оперения: у меня оно осталось с первой версии, а потому фотографий процесса изготовления не будет. Но там все достаточно просто. Стабилизатор и руль высоты из двух слоев потолочки, а киль с одного слоя (все по чертежам). Не забываем проволочное усиление на руль высоты. Петли из двухстороннего скотча - на руль высоты, и из простого скотча с двух сторон - на руль направления. Кроме того, на переднюю кромку стабилизатора добавляем бамбуковую шпажку, с запасом, чтобы при посадке не забивалась трава, и обтягиваем все скотчем под утюг.


К килю, для закрепления в фюзеляже, приклеиваем две полосочки потолочки и делаем полукруглый вырез для руля высоты, чтобы не задевал.


Далее вклеиваем стабилизатор, проверяя его параллельность поверхности.


Когда подсохнет, вклеиваем киль.

Вид на киль сзади. Можно усилить парочкой капель термоклея.


Стойку шасси делаем из дюралевой пластины (такие продают в строительных магазинах, закрывать стыки в линолеуме). Она легкая и прочная и хорошо гнется.


Крепление колес на болтиках.


Закрепляем шасси на площадку двумя шурупами.


Заднее колесо самодельное, как и вся стойка из проволоки. Крепится кусочком жести на один шуруп. Все это осталось от первой модели. Кривулина еще та, а потому повторять ее было как-то лень, хотя есть покупные колеса...


Теперь можно приступать к самому интересному, ибо вот тут приходит осознание того, что через пару часов модель уже полетит, - установка двигателя, сервоприводов, тяг и вообще всей электроники.

Начнем с сервоприводов в крыло.
Для начала вырезаем в верхней части крыла отверстия под сервы и с помощью проволоки и пинцета протягиваем Y-кабель.


Вклеиваем сервы крыла на кусочки двухстороннего монтажного скотча (на ушках), можно закрепить капелькой термоклея.


Кабанчики для рулей и элеронов самодельные, из пластика, который остался с какой-то упаковки. В нижней части кабанчика отверстие, в которое будет продет кусочек проволоки, чтобы кабанчик не выламывался. Клеить можно на потолочный клей.


Форма тяг стандартная: с одной стороны изгибаем, с другой - крепим с помощью фиксатора тяги.


Устанавливаем тяги хвоста.


Все тяги закреплены.


Приступаем к установке двигателя, для чего в передней части фюзеляжа вырезаем небольшие отверстия для закручивания болтиков крепления двигателя на мотораме.


Осталось сделать какое-то крепление крышки капота. Я остановился на самом простом - "липучка". Внутрь "кабины" вклеиваем два брусочка из пеноплекса, к которым приклеены половинки "липучки". (Сами липучки нашел в упаковке от USB-модема).


На крышку капота приклеиваем другие половинки "липучки", а заодно делаем небольшое проволочное "ушко", за которое эта крышка будет выдираться из фюзеляжа. "Ушко" загнуто изнутри на бамбуковую шпажку и залито термоклеем.


Теперь можно располагать остальную электронику (на фото нет приемника, он в другой модели был, но места для него достаточно). Центровка получилась очень даже подходящей, что подтвердилось в поле.


Вот так выглядит модель целиком в сборе.


А вот вид снизу.


И еще фото модели в поле.


Вес модели без аккумулятора получился примерно 530 грамм. АКБ весит примерно 110 грамм.
Сэкономить можно на шасси - минус 50 грамм.
Хотя и с тем, что у меня получилось (то есть около 640 грамм), модель на трехбаночном АКБ летает весьма резво, для меня, как для начинающего, даже сложновато ей управлять (после Цессны).

Теперь о начинке:

Двигатель - FC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Товар http://www.parkflyer.ru/product/5354/


Пропеллер (есть мысль попробовать 10 дюймов с шагом 3,8) - SF E-Prop 9x4.7 / 229x119.5mm w/ Adapters Black (5pcs/bag)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9845/


Регулятор - Регулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102843/


Сервы - Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9549/


Аккумуляторы - Аккумулятор Turnigy 1300mAh 3S 20C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1520475/


Кроме этого:
Удлинитель для сервомашинки 32AWG длинной 30CM (Futaba) ,лёгкие (10шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9705/
Фиксатор тяги (10 шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/8519/
Цанговый адаптер пропеллера (3 мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103270/
Легкое колесо из пены (5шт/компл.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9855/

Материалы, которые использовал:
- потолочка
- пеноплекс
- потолочный клей
- термоклей
- клей ПВА
- линейки
- фанера
- скотч (и двухсторонний тоже)
- стальная проволока
- жесть
- дюралевая пластина
- бамбуковые шпажки
- болтики и шурупы
- застежка "липучка"
- пластик (для кабанчиков)
- старые плакаты для чертежей

Инструменты:
- канцелярский и модельный ножи
- ножницы
- маркеры для дисков
- угольники
- стальная линейка
- лобзик
- надфили
- наждачка
- пассатижи
- кусачки
- отвертки
- шуруповерт и сверла
- термопистолет
- изолента
- малярный скотч
- утюг
- паяльник
- музыка!
- и то, чего сейчас не вспомню :-)

Ну, и конечно, видео первого полета. Специально сегодня с женой прокатились в поле, я как пилот, она как оператор, за что ей отдельное и очень большое спасибо! Снимала она на фотоаппарат с большим зуммом впервые, уж простите ее за пропадание модели из кадра... До этого были съемки на смартфон - было вроде как постабильней, но все приходит с опытом...
К слову, в вечернее время не очень видно на большом расстоянии положение модели, потому летал больше "блинчиком", стараясь не разбить модель в первом же полете. Хотя немного покрутил модель, чтобы хоть что-то попало в кадр.



Большое спасибо всем, кто осилил статью до конца! Очень жду конструктивной критики и отзывов от опытных моделистов!