Любой авиамоделист, любящий историю авиации, рано или поздно захочет изготовить историческую модель-копию какой-нибудь летающей "этажерки" начала 20-го века, либо радиоуправляемую, либо стендовую, либо просто модель неопределенного назначения для украшения интерьера квартиры или оффиса.


     Изготовление фюзеляжа модели и ее крыла обычно особых вопросов не вызывают, а вот оспицованные колеса часто ставят моделиста в тупик.  Купить готовые, да еще и нужного размера, как правило трудно или очень трудно. О самостоятельном изготовлении таких колес и пойдет речь в этой статье...

Другие мои статьи по технологии:

1)  Как сделать выкройки модели для бутербродной технологии без специальных программ.

2)  Применение "бумажных" технологий в постройке полноразмерных моделей...
3)  Моторные установки для моделей класса UltraMicro на основе БК двигателей
Для изготовления оспицованных колес подойдет старый и достаточно хорошо забытый способ описанный ниже.  Процесс изготовления одного колеса займет от 30 минут до одного часа в зависимости от вашей сноровки.


    Для начала вам понадобится специальная оснастка - направляющее кольцо показанное на рис 1, внутренний диаметр которого примерно в 2-3 раза больше чем планируемое колесо, а так же челнок который вы видите на рис 3.


                        Рис 1.  Оснастка и подготовка к изготовлению колеса.


     Направляющее кольцо я лично сделал из фанеры. По окружности колеса, с внешней стороны, делается некоторое число технологических пропилов, количество пропилов зависит от планируемого числа спиц колеса и неплохо, чтобы число пропилов было кратно 4-м.


    Затем, из трубочки подходящего размера(материал по желанию и возможностям),   и пары шайбочек изготавливается ступица будущего колеса.  Трубка должна быть раза в 3-4 длиннее размера ступицы, она потом будет обрезана до нужного размера.  Затем ступица закрепляется посередине направляющего кольца парой витков нитки, из которой вы будете делать спицы - так как это показано на рис 1.


   Материалом для спиц может служить гладкая нить, тонкая леска или гибкая, тонкая проволока, если вы хотите иметь именно металлические спицы.  Пара витков проходящие через трубку ступицы делаются только для первоначального закрепления и центрирования ступицы в оправке и спицами не являются.


                       Рис 2. Закрепленная в оправке ступица и внешний обод.

    Внешний обод колеса (светлое белое кольцо на рис 2.) изготавливается из подходящего материала и должен располагаться между нитями технологически витков так, как это видно на рис 2. Заготовки для обода колеса, я лично, обычно вырезаю циркулем из тонкого пластика, но можно их вырезать и из плотного картона или еще какого-нибудь материала.



                        Рис 3.  Инструменты и материалы.


     Теперь в дело вступает челнок с намотанным на него материалом дя спиц см. рис 3.  закрепляем нить для спиц за любой зуб оправки и начинаем "шнуровать" первые спицы в двух взаимно перпендикулярных направлениях (Рис 3).  Алгоритм шнуровки такой: выводим нить вверх из паза оправки, пропускаем ее под ободом, проводим над верхней шайбой ступицы, пропускает под ободом с противоположной стороны, проводим ее над оправкой и вставляем в прорезь оправки.  Затем ведем обратно. Такой виток в одном направлении делаем дважды - слева и справа от оси ступицы.  Потом повторяем все это в перпендикулярном направлении.


   При проводке этих первых спиц, нить должна быть сильно натянута - это позволит точно отцентрировать обод относительно ступицы.  Не волнуйтесь вся эта конструкция получается самоцентрирующейся, никакого дополнительного центрирования ступицы внутри обода или оправки не потребуется, если до проводки первых спиц вы точно выставили ступицу первыми двумя технологическими петлями проходящими через трубку ступицы.


                        Рис 4. Заполнение колеса спицами.

Ну вот самый трудный этап пройден - первые спицы проведены и ступица с ободом уже плотно удерживаются первыми спицами.  Остается теперь заполнить колесо остальными спицами - правило простое: провели спицы в одном направлении и сразу делаем следующие в направлении перпендикулярном предыдущему (рис 5).



                        Рис 5. Спицы проведены в 4-х направлениях.


    Проведя спицы в 4-х направлениях, о центровке конструкции можно уже забыть и удалить первые технологические витки, проходившие через трубку ступицы - "шнуровать" оставшиеся спицы станет намного легче (рис 5.)


                        Рис 6. Заполненное спицами колесо в оправке.

    Заполнив все колесо спицами (рис 6.), можно переходить к закреплению спиц на ступице и ободе. Обычно я для этого использую циакриновый клей - просто капаю на центр ступицы и на точки пересечения спиц и обода.  Если обод вырезан из картона, то его полезно весь пропитать циакрином - он приобретет прочность пластика.   После просушки клея почти готовое колесо можно снимать с оправки.   Просто обрезаем нити выходящие за пределы обода в направлении оправки.


                        Рис 7. Практически готовые колеса, слева без реборд, а справа с ребордами.


     На рисунке 7 Вы видите пару практически готовых колес. Если надо, до к ободу подклеиваем реборды для лучшего закрепления будуших шин. Остается укоротить трубку ступицы до нужного размера и покрасить колесо...



                        Рис 8. Колеса установленные на модели-копии Блерио.


    Вуаля! Колеса готовы! Установленные колеса с шиной показаны на рис 8.

Все.
Спасибо за внимание

Николай П