Судя по количеству вопросов в комментариях/чате, многие моделисты довольно плохо ориентируюся в вопросах объединения элементов борта модели в единую, надежно работающую схему. Порывшись как следует в Интернете, я обнаружил, что полного описания, что, куда и как подключать просто не существует. Есть немного устаревшие рекомендации Дядьки Глайдера, есть отдельные дискуссии и рекомендации, которые зачастую грешат различными ошибками и ляпсусами типа: "в качестве BEC для питания борта можно использовать регулятор от коллекторного мотора...". Почти всегда, в таких описаниях и обсуждениях, авторы забывают подсчитать оценить суммарный ток потребления рулевых машинок, которые подключаются к BEC через приемник.
В общем ни одного более-менее полного и правильного описания - как объединить отдельные компонеты борта модели в единую схему я просто не нашел.
Удивившись такому положению дел я решил написать собственное. Это не совсем FAQ, это описание основной идеи. Для умудренных опытом моделистов оно возможно и не содержит ничего нового, но для очень многих оно, по моему мнению вероятно окажется полезным.
В общем ни одного более-менее полного и правильного описания - как объединить отдельные компонеты борта модели в единую схему я просто не нашел.
Удивившись такому положению дел я решил написать собственное. Это не совсем FAQ, это описание основной идеи. Для умудренных опытом моделистов оно возможно и не содержит ничего нового, но для очень многих оно, по моему мнению вероятно окажется полезным.
В простейшем случае все достаточно просто. Имеем:
Здесь все просто. Используя обычные кабели соединяем все как показано на схеме 1. Мотор присоединяется к трем соответствующим проводам регулятора (три толстых провода одного или разных цветов - как правило на них есть маркировка), три тонких цветных провода регулятора (черный,красный и желтый) включаются чаще всего в третий канал приемника. Черный провод это земляная шина и "-" питания, красный это "+" питания приемника и рулевых машинок, а желтый провод (иногда белый) - это шина управления регулятором по каналу "газ". В последнюю очередь, обычно перед запуском модели, подключаются провода идущие к батареи. Это два очень толстых провода, которые как правило расположены на регуляторе с двух сторон, по краям, вокруг тонкой, трехжильной шины питания-управления уходящей на приемник, черный идет к "-" батареи, а красный соответственно к "+" силового разъема батареи.
Назначение регулятора в этой схеме двойное. С одной стороны он формирует диаграмму и напряжение питания мотора, а с другое преобразовывает высокое напряжение батареи 7.4-14.8 вольт с помощью схемы BEC (или UBEC) в напряжение питания приемника и РМ (4.8-6.0 В).
Каждая рулевая машинка, в свою очередь, присоединяется к соответствующему каналу приемника трехжильным проводом с помощью штатного разъема. Цвета отдельных проводов такие же как на шине управления регулятором: черный - земля и "-" питания РМ, красный "+" питания, а желтый или черный это сигнальная шина управления РМ. Таким образом, ток питания снимется с BEC (UBEC) регулятора, проходит в приемник и там распределяется по рулевым машинкам.
В простейшей схеме очень важно не перегрузить BEC регулятора. Сумма максимальных токов потребления всех рулевых машинок не должна превышать максимально возможную токоотдачу схемы BEC. Как правило максимальная токоотдача схемы BEC в большинстве регуляторов имеет значение порядка 1.5-3 ампера. Ток потребления рулевых машинок в спокойном состоянии чаще всего небольшой (20-50 mА), но очень сильно возрастает во время работы под нагрузкой и может достигать в режиме удержания (когда машика уже не может повернуть рычаг, но еще в состоянии его удерживать в неподвижном положении) величины порядка 1.0-1.5 ампера. Таким образом суммарный ток потребления РМ в наихудшем случае иногда может достигнуть величины в 3 ампера и более. Однако при рассмотрении этой простейшей схемы мы будем считать, что с током потребления РМ у нас все в порядке. Обычно в всего случае 3-4 РМ мощности схемы BEC почти всегда достаточно для питания всех РМ в любых режимах при обычных примениях. Заметим только то, что весь этот ток идет от BEC через приемник и только потом поступает в РМ-ы. Не очень хорошо, но для простейшей схемы более-менее допустимо. Пока просто запомним этот факт.
Требования к аккумуляторной батарее очень простые: она должна обеспечивать токоотдачу равную или больше максимального тока потребления мотора плюс максимально возможный суммарный ток потребления всех РМ и приемника. От емкости аккумуляторной батареи будет зависеть время полета вашей модели. Время полета в часах можно вычислить так: берем емкость батареи в мАч и делим на средний ток потребления всего борта (ток приемника+средний ток всех РМ+ средний ток мотора). Результатом будет количество часов полета в часах... К примеру батарея иммет емкость 2000 мАч, ток потребления мотора - 10 ампер или 10000мА, ток потребления приемника ~ 20 мА, а средний ток потребления каждой РМ - 50 мАч. Сумма токов будет 10170 мА (т.е. в основном это ток мотора). Делим 2000 мАч на 10170: 2000/10170 = 0.197 часа или около 12 минут полета на среднем газе. На максимальном газу время полета естественно сократится.
Отдельный вариант схемы 1, для случая коллекторного мотора мы рассматривать не будем, т.к. он совершенно тривиален. Отличие только в том, что используется регулятор именно для коллекторного мотора, а не регулятор для БК-мотора. Он отличается от нашего случая тем, что имеет только два провода идушие к коллекторному мотору, который также имеет только два провода питания. Все остальное в Схеме 1 остается точно таким же.
Вот пожалуй и все что нужно знать для начала в случае простейшего борта на Схеме 1.
Один из наиболее часто возникающих вопросов у новичков: а как подключать два или больше моторов? В случае подключения одинаковых коллекторных моторов для многомоторной модели все достаточно тривиально: моторы просто подключаются параллельно к двум проводам регулятора, предназначенных для питания мотора. Если надо получить вращение мотров в разные стороны, то на одном из них изменяется полярность питания(т.е. меняются местами два провода) и все. Самое главное, что нужно не забывать, это то, что максимальный ток регулятора отдаваемый моторам должен быть не меньше суммы максимальных токов потребления всех моторов, а лучше больше хотя бы с небольшим запасом. В идеале токоодача регулятора должна быть больше чем N*Iост, где N-количество моторов, а Iост - это ток потребления мотора в режиме остановки(когда его вал не может провернуться из-за нагрузки - к примеру его заклинило, или мы сами не даем провернуться удерживая винт модели).
Для нескольких БК-моторов все становится существенно сложнее. Каждый БК-мотор должен иметь свой регулятор оборотов. Дело тут в том, что Регулятор не только изменяет величину напряжения и тока протекающего через мотор, но и еще формирует вполне определенную диаграмму включения-выключения обмоток БК-мотора, отслеживая положение ротора мотора по ЭДС самоиндукции, возникающей при вращении ротора. Соединять БК-моторы просто впараллель категорически не рекомендуется и даже просто запрещается.
Не верьте никому, кто Вам скажет: а вот я соединил и они у меня вертятся хорошо. Да - без нагрузки обычно крутиться будут, т.к. повторяемость параметров моторов достаточно высокая и они на холостом ходу без нагрузки, как правило, будут оба крутиться синхронно. Но как только появится нагрузка - так все и закончится. Нагрузка на одном моторе неизбежно будет отличаться от нагрузки на другом - причин для этого очень много: чуть разные винты, разные режимы обдува винтов при повороте модели, в конце-концов разное количество грязи, которое попало в подшипники - да мало ли что... В итоге произойдет рассинхронизация моторов, импульсы ЭДС самоиндукции и ее диаграммы будут разными, они просуммируются, и не будут соответствовать ничему. Это запутает регулятор и диаграмма импульсов от регулятора к моторам станет неправильной, что приведет в конце-концов к остановке одного или обоих моторов и к их перегреву.
Правильная схема подключения 2-х БК-моторов представлена ниже на Схеме 2.
Схема 2. Простейший борт с двумя БК моторами.
На Схеме 2 все почти так же как на схеме 1, но регуляторов два и два БК-мотора. Раширение схемы до тре-четырех моторов тривиально просто станет больше моторов и регуляторов. Что тут важно заметить? А то, что приемник и рулевые машинки питаются только от регулятора 1. На втором регуляторе на т.н. Y-кабеле красный провод перерезан (не присоединяется к приемнику) и питание приемника и РМ идет только от BEC Регулятора 1. Это важно запомнить и тщательно соблюдать в такой схеме. Нельзя соединять вместе красные провода разных BEC-ов. Да особенно и не нужно в нашем случае. Вариант их объединения через диоды Шоттки рассматривать тут не будем из-за его весьма низкой полезности.
Все остальное на Схеме 2 точно так же как на Схеме 1 и все сказанное про схему 1, также будет справедливо для схемы 2.
Теперь отдельно рассмотрим ток потребления РМ. Дело в том, что ток потребления рулевой машинки, в зависимости от нагрузки способен изменяться в десятки и сотни раз. В спокойном состоянии она потребляет от 20 мА до 50 мА, при интенсивном движении ее ток вырастает до 200-300-500 мА, в зависимости от ее конструкции, а при очень большой нагрузке может достигать величины в 1.0-1.5 Ампера. Все это было бы ничего - экстремальные нагрузки явление редкое, но вот в сложных случаях - количество РМ на модели растет и может достигать 10-12 и более штук.
Соответственно максимальный суммарный ток потребления РМ становится порядка тока потребления двигателя. Причем рамер РМ имеет очень малое значение. Совсем не факт что под критической нагрузкой мини(микро) РМ потребляет меньше чем полноразмерная машинка. Она может потреблять даже больше, чем большая РМ, - из-за меньшей эффективности двигателя. Вот теперь вспомните как проходит ток в простейшей схеме.... Вспомнили? Да - весь суммарный ток потребления от BEC идет прямо на разъем приемника, а внутри приемника расходится по кабелям РМ... Что будет с вашим приемником в критическом случае, когда к примеру 10-15 ампер пройдут через разъем канала газа? Приемник перегреется как минимум, а как максимум просто погорит со взрывом и мгновенным испарением печатных проводников на плате. Слава богу почти никакой BEC такой ток выдать не способен. Но тут другая засада.
BEC такой ток дать не может но, перегревается и напряжение на его выходе резко падает до тех пор, пока нагрузка на РМ не упадет и не снизится их ток потребления. Чем черевато падение напряжения питания борта? А тем, что приемник это почуствует и перезапустится... Современные приемники на 2.4 Ггц вначале работы(после включения питания) довольно долго ищут свой передатчик (Bind приемника) и синхронизируются с ним в течении нескольких секунд. Старые FM-приемники 35-40 мГц этой особенности не имели - ну упало напряжение и упало, выключился-включился когда оно поднялось и почти порядок... Сейчас как правило еще несколько секунд после провала-подъема напряжения приемник не в состоянии управлять РМ.... Ну вот и представьте себе - заход на посадку, интенсивная работа всеми рулями, выпуск шасси, выпуск закрылков - вот вам уже перегрузка BEC - все работает практически одновременно - почти все рулевые машинки, да еще и под большой нагрузкой, т.к. углы отклонения рулей могут быть значительно больше обычных. Просело напряжение питания и привет, - в последние 3-5 секунд, у самой земли, модель теряет управление (пилот в обмороке). Результат - дрова.
Вывод из этого длинного пассажа: нельзя использовать простейшую схему соединения элементов борта, если число РМ превышает 3-4 штуки.
Видео 1. Токопотребление РМ под нагрузкой..
Для пущей убедительности посмотрите ролик про рост тока потребления РМ под высокой нагрузкой. Или покопайтесь на сайтах rcgroup.com - там много сообщений о замерах токопотребления РМ в разных режимах работы. К сожалению такой информации в одном месте Вы нигде не найдете - производители скромно умалчивают о потреблении РМ под нагрузкой и вообще как правило о токе потребления не говорят, а совершенно зря. Я лично уже давно, прежде чем ставить борт в модель стараюсь сам измерерить возможные токи РМ в различных режимах. Именно это я рекомендую делать и Вам.
Это нетрудно - любой измеритель мощности(их много есть на Паркфлайере) включаете в цепь аккумулятора, отключаете мотор, фиксируете ток потребления борта в покое. Затем как можно больше и беспорядочнее двигаете все рулевые машинки и снова фиксируете токи - это будет ток потребления при работе РМ без нагрузки. Затем, закрепив машинки любым подходяшим способом, фиксируете среднее положение коромысел с помощью пружин или резинок под каким-нибудь натяжением иммитирующим вашу нагрузку и измерение повторяете снова интенсивно двигая все машинки - вот это и будет максимальный ток потребления сразу всеми РМ. Не забудьте также контролировать напряжение на выходе BEC отдельным вольтметром во время всех этих манипуляций - оно должно быть не ниже чем нужно приемнику для уверенной работы. Вот только путем таких измерений можно избежать проблем - т.к. никаких официальных данных по токопотреблению под нагрузкой нет.
Схема соединения элементов борта, учитывающая описанные выше проблемы, для случая шести РМ приеведена на Схеме 3 ниже.
Схема 3. Мощный борт. Раздельное питание разных групп РМ.
Здесь для питания второй группы РМ использован отдельный BEC не слишком большой мощности, сравнимый со встроенным BEC регулятора. Первые три машинки питаются по прежнему через приемник от BEС регулятора, и регулятор и приемник это выдержат. А для питания второй группы машинок используется независимы BEC с отдельной шиной питания Шина 2 (см схему). Кроме того, чтобы избежать прохождение большого тока через приемник проведена отдельная земляная шина ко всем РМ - это сушественно уменьшит нагрузку на внутренние проводники приемника. Детали соединений рассматривайте сами, все схемы кликабельны и их можно рассматривать в деталях. Простое пересечение шин на схеме - это не контакт - это просто прводники пересеклись без контакта. А там где проводники должны контактировать, там поставлена жирная круглая точка на пересечении. Естественно для такого соединения стандартные кабели уже не годятся, их так или иначе придется модернизировать. Как и какие разъемы для этого использовать - решайте сами - Вы на то и моделисты. Я не скоро возьмусь за модель с большим количеством РМ на борту скорее всего, потому мануала "Как это спаять" не ждите пока, у меня сейчас много другой работы, а от старых решений фоток не сохранилось.
Третья схема возможна во многих вариантах. Например в схеме с двумя и более моторами + 2 и более регулятора, независимый BEC не нужен - вторую группу машинок можно запитать по Шине 2 от второго BEC-а, который в схеме 2 был незадействован, сделать можно по аналогично тому, как это сделано на схеме 3. Другой вариант: берем независимый BEС помощнее и все машинки запитываем только от него и вообще не используем BEC регулятора или от него запитывает один только приемник и тогда провалы на шине 2(питания РМ) нам будут не страшны - приемник их не увидит. В общем допустимых вариантов много.
Последнее замечание в этой статье: выбирая между линейным BEC и импульсным (трансформаторным) UBEC, я бы сделал выбор в пользу UBEC, помехи от него не так значительны как их часто расписывают и от них легко защититься, зато мощность он обычно имеет большую и не греется так как линейный. Это происходит потому, что в линейном BEС лишнее напряжение по сути переводится в тепло (прикиньте - ток 1-3 ампера и при батарее 14.8 вольта 10 вольт гасится на внутреннем сопротивлении самого BEC - т.е. он рассеивает тепловую мощность от 10 до 30 ватт!). А это между протчим далеко не лишняя энергия. Модель сможет летать существенно дольше при той же батарее, если использовать регуляторы с UBEC вместо BEC.
Да - еще одно(самое последнее) замечание, на первой схеме у меня показана аккумуляторная батарея от 1S до 4S, а я везде говорю про питание РМ и приемника от 4.8 до 6 вольт. Это не ошибка! На парклайере есть регуляторы 1S c импульсным, повышающим BEС, который имеет выходное напряжение порядка 5-6 вольт - я такой пользую если мне нужно 5-ти вольтовое питание от одной банки LiPo....
Здесь я сосредоточился только на мощностных аспектах схемы борта и оставил за бортом изложения например борьбу с помехами приемника, за рамками изложения остались так же вопросы подключения оборудования FPV и другого оборудования современных моделей, но нельзя объять необятное за один раз и сразу. Это все оставим для других авторов и другого случая...
Успехов Вам в конструировании бортов!
Николай П.
- БК мотор
- БК регулятор со схемой BEC (Battery Eliminator Circuit)
- Батарею питания (от 1 до нескольких банок LiPo)
- Приемник на 4-8 каналов управления
- 1-2-3 рулевые машинки
Здесь все просто. Используя обычные кабели соединяем все как показано на схеме 1. Мотор присоединяется к трем соответствующим проводам регулятора (три толстых провода одного или разных цветов - как правило на них есть маркировка), три тонких цветных провода регулятора (черный,красный и желтый) включаются чаще всего в третий канал приемника. Черный провод это земляная шина и "-" питания, красный это "+" питания приемника и рулевых машинок, а желтый провод (иногда белый) - это шина управления регулятором по каналу "газ". В последнюю очередь, обычно перед запуском модели, подключаются провода идущие к батареи. Это два очень толстых провода, которые как правило расположены на регуляторе с двух сторон, по краям, вокруг тонкой, трехжильной шины питания-управления уходящей на приемник, черный идет к "-" батареи, а красный соответственно к "+" силового разъема батареи.
Назначение регулятора в этой схеме двойное. С одной стороны он формирует диаграмму и напряжение питания мотора, а с другое преобразовывает высокое напряжение батареи 7.4-14.8 вольт с помощью схемы BEC (или UBEC) в напряжение питания приемника и РМ (4.8-6.0 В).
Каждая рулевая машинка, в свою очередь, присоединяется к соответствующему каналу приемника трехжильным проводом с помощью штатного разъема. Цвета отдельных проводов такие же как на шине управления регулятором: черный - земля и "-" питания РМ, красный "+" питания, а желтый или черный это сигнальная шина управления РМ. Таким образом, ток питания снимется с BEC (UBEC) регулятора, проходит в приемник и там распределяется по рулевым машинкам.
В простейшей схеме очень важно не перегрузить BEC регулятора. Сумма максимальных токов потребления всех рулевых машинок не должна превышать максимально возможную токоотдачу схемы BEC. Как правило максимальная токоотдача схемы BEC в большинстве регуляторов имеет значение порядка 1.5-3 ампера. Ток потребления рулевых машинок в спокойном состоянии чаще всего небольшой (20-50 mА), но очень сильно возрастает во время работы под нагрузкой и может достигать в режиме удержания (когда машика уже не может повернуть рычаг, но еще в состоянии его удерживать в неподвижном положении) величины порядка 1.0-1.5 ампера. Таким образом суммарный ток потребления РМ в наихудшем случае иногда может достигнуть величины в 3 ампера и более. Однако при рассмотрении этой простейшей схемы мы будем считать, что с током потребления РМ у нас все в порядке. Обычно в всего случае 3-4 РМ мощности схемы BEC почти всегда достаточно для питания всех РМ в любых режимах при обычных примениях. Заметим только то, что весь этот ток идет от BEC через приемник и только потом поступает в РМ-ы. Не очень хорошо, но для простейшей схемы более-менее допустимо. Пока просто запомним этот факт.
Требования к аккумуляторной батарее очень простые: она должна обеспечивать токоотдачу равную или больше максимального тока потребления мотора плюс максимально возможный суммарный ток потребления всех РМ и приемника. От емкости аккумуляторной батареи будет зависеть время полета вашей модели. Время полета в часах можно вычислить так: берем емкость батареи в мАч и делим на средний ток потребления всего борта (ток приемника+средний ток всех РМ+ средний ток мотора). Результатом будет количество часов полета в часах... К примеру батарея иммет емкость 2000 мАч, ток потребления мотора - 10 ампер или 10000мА, ток потребления приемника ~ 20 мА, а средний ток потребления каждой РМ - 50 мАч. Сумма токов будет 10170 мА (т.е. в основном это ток мотора). Делим 2000 мАч на 10170: 2000/10170 = 0.197 часа или около 12 минут полета на среднем газе. На максимальном газу время полета естественно сократится.
Отдельный вариант схемы 1, для случая коллекторного мотора мы рассматривать не будем, т.к. он совершенно тривиален. Отличие только в том, что используется регулятор именно для коллекторного мотора, а не регулятор для БК-мотора. Он отличается от нашего случая тем, что имеет только два провода идушие к коллекторному мотору, который также имеет только два провода питания. Все остальное в Схеме 1 остается точно таким же.
Вот пожалуй и все что нужно знать для начала в случае простейшего борта на Схеме 1.
Один из наиболее часто возникающих вопросов у новичков: а как подключать два или больше моторов? В случае подключения одинаковых коллекторных моторов для многомоторной модели все достаточно тривиально: моторы просто подключаются параллельно к двум проводам регулятора, предназначенных для питания мотора. Если надо получить вращение мотров в разные стороны, то на одном из них изменяется полярность питания(т.е. меняются местами два провода) и все. Самое главное, что нужно не забывать, это то, что максимальный ток регулятора отдаваемый моторам должен быть не меньше суммы максимальных токов потребления всех моторов, а лучше больше хотя бы с небольшим запасом. В идеале токоодача регулятора должна быть больше чем N*Iост, где N-количество моторов, а Iост - это ток потребления мотора в режиме остановки(когда его вал не может провернуться из-за нагрузки - к примеру его заклинило, или мы сами не даем провернуться удерживая винт модели).
Для нескольких БК-моторов все становится существенно сложнее. Каждый БК-мотор должен иметь свой регулятор оборотов. Дело тут в том, что Регулятор не только изменяет величину напряжения и тока протекающего через мотор, но и еще формирует вполне определенную диаграмму включения-выключения обмоток БК-мотора, отслеживая положение ротора мотора по ЭДС самоиндукции, возникающей при вращении ротора. Соединять БК-моторы просто впараллель категорически не рекомендуется и даже просто запрещается.
Не верьте никому, кто Вам скажет: а вот я соединил и они у меня вертятся хорошо. Да - без нагрузки обычно крутиться будут, т.к. повторяемость параметров моторов достаточно высокая и они на холостом ходу без нагрузки, как правило, будут оба крутиться синхронно. Но как только появится нагрузка - так все и закончится. Нагрузка на одном моторе неизбежно будет отличаться от нагрузки на другом - причин для этого очень много: чуть разные винты, разные режимы обдува винтов при повороте модели, в конце-концов разное количество грязи, которое попало в подшипники - да мало ли что... В итоге произойдет рассинхронизация моторов, импульсы ЭДС самоиндукции и ее диаграммы будут разными, они просуммируются, и не будут соответствовать ничему. Это запутает регулятор и диаграмма импульсов от регулятора к моторам станет неправильной, что приведет в конце-концов к остановке одного или обоих моторов и к их перегреву.
Правильная схема подключения 2-х БК-моторов представлена ниже на Схеме 2.
Схема 2. Простейший борт с двумя БК моторами.
На Схеме 2 все почти так же как на схеме 1, но регуляторов два и два БК-мотора. Раширение схемы до тре-четырех моторов тривиально просто станет больше моторов и регуляторов. Что тут важно заметить? А то, что приемник и рулевые машинки питаются только от регулятора 1. На втором регуляторе на т.н. Y-кабеле красный провод перерезан (не присоединяется к приемнику) и питание приемника и РМ идет только от BEC Регулятора 1. Это важно запомнить и тщательно соблюдать в такой схеме. Нельзя соединять вместе красные провода разных BEC-ов. Да особенно и не нужно в нашем случае. Вариант их объединения через диоды Шоттки рассматривать тут не будем из-за его весьма низкой полезности.
Все остальное на Схеме 2 точно так же как на Схеме 1 и все сказанное про схему 1, также будет справедливо для схемы 2.
Теперь отдельно рассмотрим ток потребления РМ. Дело в том, что ток потребления рулевой машинки, в зависимости от нагрузки способен изменяться в десятки и сотни раз. В спокойном состоянии она потребляет от 20 мА до 50 мА, при интенсивном движении ее ток вырастает до 200-300-500 мА, в зависимости от ее конструкции, а при очень большой нагрузке может достигать величины в 1.0-1.5 Ампера. Все это было бы ничего - экстремальные нагрузки явление редкое, но вот в сложных случаях - количество РМ на модели растет и может достигать 10-12 и более штук.
Соответственно максимальный суммарный ток потребления РМ становится порядка тока потребления двигателя. Причем рамер РМ имеет очень малое значение. Совсем не факт что под критической нагрузкой мини(микро) РМ потребляет меньше чем полноразмерная машинка. Она может потреблять даже больше, чем большая РМ, - из-за меньшей эффективности двигателя. Вот теперь вспомните как проходит ток в простейшей схеме.... Вспомнили? Да - весь суммарный ток потребления от BEC идет прямо на разъем приемника, а внутри приемника расходится по кабелям РМ... Что будет с вашим приемником в критическом случае, когда к примеру 10-15 ампер пройдут через разъем канала газа? Приемник перегреется как минимум, а как максимум просто погорит со взрывом и мгновенным испарением печатных проводников на плате. Слава богу почти никакой BEC такой ток выдать не способен. Но тут другая засада.
BEC такой ток дать не может но, перегревается и напряжение на его выходе резко падает до тех пор, пока нагрузка на РМ не упадет и не снизится их ток потребления. Чем черевато падение напряжения питания борта? А тем, что приемник это почуствует и перезапустится... Современные приемники на 2.4 Ггц вначале работы(после включения питания) довольно долго ищут свой передатчик (Bind приемника) и синхронизируются с ним в течении нескольких секунд. Старые FM-приемники 35-40 мГц этой особенности не имели - ну упало напряжение и упало, выключился-включился когда оно поднялось и почти порядок... Сейчас как правило еще несколько секунд после провала-подъема напряжения приемник не в состоянии управлять РМ.... Ну вот и представьте себе - заход на посадку, интенсивная работа всеми рулями, выпуск шасси, выпуск закрылков - вот вам уже перегрузка BEC - все работает практически одновременно - почти все рулевые машинки, да еще и под большой нагрузкой, т.к. углы отклонения рулей могут быть значительно больше обычных. Просело напряжение питания и привет, - в последние 3-5 секунд, у самой земли, модель теряет управление (пилот в обмороке). Результат - дрова.
Вывод из этого длинного пассажа: нельзя использовать простейшую схему соединения элементов борта, если число РМ превышает 3-4 штуки.
Видео 1. Токопотребление РМ под нагрузкой..
Для пущей убедительности посмотрите ролик про рост тока потребления РМ под высокой нагрузкой. Или покопайтесь на сайтах rcgroup.com - там много сообщений о замерах токопотребления РМ в разных режимах работы. К сожалению такой информации в одном месте Вы нигде не найдете - производители скромно умалчивают о потреблении РМ под нагрузкой и вообще как правило о токе потребления не говорят, а совершенно зря. Я лично уже давно, прежде чем ставить борт в модель стараюсь сам измерерить возможные токи РМ в различных режимах. Именно это я рекомендую делать и Вам.
Это нетрудно - любой измеритель мощности(их много есть на Паркфлайере) включаете в цепь аккумулятора, отключаете мотор, фиксируете ток потребления борта в покое. Затем как можно больше и беспорядочнее двигаете все рулевые машинки и снова фиксируете токи - это будет ток потребления при работе РМ без нагрузки. Затем, закрепив машинки любым подходяшим способом, фиксируете среднее положение коромысел с помощью пружин или резинок под каким-нибудь натяжением иммитирующим вашу нагрузку и измерение повторяете снова интенсивно двигая все машинки - вот это и будет максимальный ток потребления сразу всеми РМ. Не забудьте также контролировать напряжение на выходе BEC отдельным вольтметром во время всех этих манипуляций - оно должно быть не ниже чем нужно приемнику для уверенной работы. Вот только путем таких измерений можно избежать проблем - т.к. никаких официальных данных по токопотреблению под нагрузкой нет.
Схема соединения элементов борта, учитывающая описанные выше проблемы, для случая шести РМ приеведена на Схеме 3 ниже.
Схема 3. Мощный борт. Раздельное питание разных групп РМ.
Здесь для питания второй группы РМ использован отдельный BEC не слишком большой мощности, сравнимый со встроенным BEC регулятора. Первые три машинки питаются по прежнему через приемник от BEС регулятора, и регулятор и приемник это выдержат. А для питания второй группы машинок используется независимы BEC с отдельной шиной питания Шина 2 (см схему). Кроме того, чтобы избежать прохождение большого тока через приемник проведена отдельная земляная шина ко всем РМ - это сушественно уменьшит нагрузку на внутренние проводники приемника. Детали соединений рассматривайте сами, все схемы кликабельны и их можно рассматривать в деталях. Простое пересечение шин на схеме - это не контакт - это просто прводники пересеклись без контакта. А там где проводники должны контактировать, там поставлена жирная круглая точка на пересечении. Естественно для такого соединения стандартные кабели уже не годятся, их так или иначе придется модернизировать. Как и какие разъемы для этого использовать - решайте сами - Вы на то и моделисты. Я не скоро возьмусь за модель с большим количеством РМ на борту скорее всего, потому мануала "Как это спаять" не ждите пока, у меня сейчас много другой работы, а от старых решений фоток не сохранилось.
Третья схема возможна во многих вариантах. Например в схеме с двумя и более моторами + 2 и более регулятора, независимый BEC не нужен - вторую группу машинок можно запитать по Шине 2 от второго BEC-а, который в схеме 2 был незадействован, сделать можно по аналогично тому, как это сделано на схеме 3. Другой вариант: берем независимый BEС помощнее и все машинки запитываем только от него и вообще не используем BEC регулятора или от него запитывает один только приемник и тогда провалы на шине 2(питания РМ) нам будут не страшны - приемник их не увидит. В общем допустимых вариантов много.
Последнее замечание в этой статье: выбирая между линейным BEC и импульсным (трансформаторным) UBEC, я бы сделал выбор в пользу UBEC, помехи от него не так значительны как их часто расписывают и от них легко защититься, зато мощность он обычно имеет большую и не греется так как линейный. Это происходит потому, что в линейном BEС лишнее напряжение по сути переводится в тепло (прикиньте - ток 1-3 ампера и при батарее 14.8 вольта 10 вольт гасится на внутреннем сопротивлении самого BEC - т.е. он рассеивает тепловую мощность от 10 до 30 ватт!). А это между протчим далеко не лишняя энергия. Модель сможет летать существенно дольше при той же батарее, если использовать регуляторы с UBEC вместо BEC.
Да - еще одно(самое последнее) замечание, на первой схеме у меня показана аккумуляторная батарея от 1S до 4S, а я везде говорю про питание РМ и приемника от 4.8 до 6 вольт. Это не ошибка! На парклайере есть регуляторы 1S c импульсным, повышающим BEС, который имеет выходное напряжение порядка 5-6 вольт - я такой пользую если мне нужно 5-ти вольтовое питание от одной банки LiPo....
Здесь я сосредоточился только на мощностных аспектах схемы борта и оставил за бортом изложения например борьбу с помехами приемника, за рамками изложения остались так же вопросы подключения оборудования FPV и другого оборудования современных моделей, но нельзя объять необятное за один раз и сразу. Это все оставим для других авторов и другого случая...
Успехов Вам в конструировании бортов!
Николай П.
очень познавательная статья,видно вы Николай на этом "собаку съели))",не могли бы вы посоветовать мне схему подключения вот этого мотора http://www.parkflyer.ru/product/451454/ (собираюсь поставить его с этим http://www.parkflyer.ru/product/449333/ импеллером),я пока выбрал вот такой http://www.parkflyer.ru/89120/product/403007/ регулятор,наверное его совсем впритык,но мощнее не нашёл,с UBEC вообще беда,в моей схеме мотор должен подключаться от двух аккумов по 6S каждая,а беков на 12 банок я так понимаю в природе не существует,либо они слишком тяжёлые,что будет не гуд для имплеерника с и без того массивной силовой установкой((,получается что мне надо ставить UBEC со своим отдельным аккумом? потому как подсоединять его к одному из 6S аккумов которые работают в паре на один мотор наверно совсем неправильно,т.к.просадка одной из батареек всегда будет сильнее...вобщем буду вам очень благодарен за дельный совет P.S силовая начинка нужна для импеллерной модели типа летающее крыло,
размах крыла 2м (самодельное),примерный вес 1.5кг
начинка (включая сервы и батареи) 2.5кг
выбор мотора может показаться не совсем правильным,просто он у меня есть в наличии
PS: т.к. мой коммент могут читать моделисты, не имеющие опыт работы с микроконтроллерами (МК), обращаю особое внимание, что под программированием я имел в виду внесение изменений в область именно программ, а не данных МК (Во многих МК программы и данные записываются в разные области памяти). Для этого надо считать программный код МК, дизассемблировать, покопаться в даташите на МК, сопоставить со схемой регуля, исправить/написать программу на ассемблере, откомпилировать ее и прошить МК. "Программирование" регуля с передатчика или карты - это как раз внесение изменений в область данных, то есть, программа остается неизменной, изменяются только ее входные параметры, с тем, о чем шла речь, это разные вещи.
PPS: Николай, это не наезд на один из тезисов Вашей статьи, а рассмотрение частного случая, который кому-то под конкретные задачи может пригодиться. Я исходил из того, что сложное это не невозможное.
Это суммарный ток..? Там не зря про Ома напомнили...Ток "растекается" по ветвям наименьшего сопротивления,и Марат правильно заметил в приёмнике запаралелены только две полоски фольги (шины) и пик будет на промежутке от ШР-а ввода до первой РМ,а дальше уменшается на величину каждой РМ. Шины расчитаны от ШР-а ВАТ и далее на максимум нагрузок всех машин фирмы изготовления приёмника и машин этой же фирмы.ВЕС выдаёт стабильное напряжение и после выключения двигателя и тут надо подумать о нагрузках на РМ при посадке. И если токи перегрузки будут, то сгорит ВЕС в регуляторе.
И если для новичков то и схемы надо для новичков "рисовать", а то спалят всё новички по этим схемам, и не было бы перепалки между "профи".А вобще нужная статья.
P.S. А вобще можно обеспечивать питанием отдельно хоть приёмник хоть каждую машину,обеспечив гальваническую связь и управляющие сигналы,а плюсы отдельно к каждому"сосущему" агрегату!
Видите ли...
Вы во-первых в итоге сказали по сути ровно то же что и я, но в форме возражения - а зачем?.
Во-вторых я закон ома выучил и успешно применял и применяю еще тогда, когда Вас и на свете не было.
В третьих - а вот не надейтесь на то, что разработчики приемника предусмотрели пиковый ток через разъм батареи или регулятора. Я бы с удовоьствием Вам бы выложил фотку со cгоревшим от пиковой нагрузки разъемом и прогоревшими полностью за одно мгновение шинами питания, да только вот приемник тот я уж как минимум три гоа как выбросил...
В четвертых - если BEC подобран правильно (по нагрузке) - то это Вам не гарантирует ничего относительно пиемника. BEC может выдержать максимальну токовую нагрузку, а приемник как раз и воспламенится - начиная от разъема питания и до разъемов РМ...
Именно поэтому в тяжелых случаях РМ лучше запитывать по отдельной толстой шине минуя приемник вообще.
Ну и потом - зачем считать новичков "дурачками" не способными понять ничего кроме простейшей схемы для новичков? Я считаю - это просто неверно...
Люди понимающие о чем идет речь в статье, могут быть и совсем зелеными новичками в моделизме, а могут быть и с опытом - это все-таки чистая электротехника, ею человек должен владеть в достаточном объеме с тех пор как выучил раздел физики "Электричество"...
C другой стороны вроде бы опытные моделисты, делающие RC-модели чуть ли не десяток лет часто проявляют в этих вопросах такое дремучее невежество, что только диву даешься...
Так что - вот как-то так.
В общем и целом нет нужды возражать, если Вам по сути возразить нечего...
Разве !? Если мне память не изменят, то вроде ВСЕ каналы в приёмнике запараллелены. Т.е. ток идёт сразу на все каналы и все машинки куда-бы не было бы воткнуто питание.. а вот с приёмника поступает только управляющий сигнал на Руль.машинки.
http://rc-aviation.ru/mtech/46-avtech/1054-electronika-mnogomotornika
http://www.rcdesign.ru/articles/radio
на дизайне все, что надо есть.
1) Во втором источнике питания нет никакой неоходимости,
2) Если хочется использовать оба, то их надо развязать друг от друга диодами Шоттки так, как это сделано в схеме 4 ниже, чтоб они не нагружали друг-друга и не мешали один другому.
Пожечь если не делать развязку диодами можно не приемник, а сами регуляторы - это зависит от их внутренней схемотехники - она у регуляторов бывает разная
PS: уточнение специально для тех, кому до радиомагазина ехать десятки км, а выпрямительные диоды можно выпаять из чего-нибудь сильно сломанного.
Кремниевые до 1.0 вольта, а Шотки не более 0.25-0.4.
Если через них питается только приемник - тепловыделения будут небольшими при токах потребления приемника и диоды большой мощности необязательны.
Найти их легко в старых сломанных компьютерах - сейчас этого добра полно.
Изложите пожалуйста причины по которым она Вам понадобилась - просто интересно.
Мое мнение Вы видите в дополнении ниже и собственно в статье, но мне интересно отчего Вы так настойчиво интересуетесь этим вариантом схемы(схема 4).