К моделизму эта статья отношения не имеет, скорее к моделированию. Для многих моделистов интересна информация, связанная с прототипами - реальными автомобилями, самолетами и другими видами транспорта. Как известно, транспорт - источник повышенной опасности, а "если неприятность может случиться, она случается" (закон Мерфи). И если беда - уже случившийся факт, то достаточно часто есть шансы минимизировать ее последствия - в этом и заключается работа спасателей. В этом году День Спасателя (27 декабря) - еще и четвертьвековой юбилей со дня создания ГКЧС, который позднее был преобразован в МЧС России.
В середине октября 2015 года в подмосковном Ногинске состоялись XVI открытые всероссийские соревнования по спасательному многоборью.
Многие слышали про пожарно-прикладной спорт, существуют еще два вида спорта, пожарно-спасательный и спасательный. Ситуации, реализованные в этапах этих видов спорта, носят обобщенно-условный характер, техника и тактика тушения пожаров и ликвидации последствий других чрезвычайных ситуаций очень мало имеет общего с навыками, необходимыми для таких соревнований, поэтому, очень часто в них принимают участие профессиональные спортсмены, а не пожарные или спасатели, особенно в соревнованиях выше, чем областного уровня. В спасательном многоборье все наоборот, на этапах моделируются реальные ситуации, которые с той или иной периодичностью встречаются в работе спасателей, именно поэтому участники соревнований - спасатели, а не спортсмены. Этот вид спорта в дополнение к профессиональной подготовке и работе в спасательных формированиях помогает достичь совершенства в овладении спасательным делом, углубить знания и отточить навыки, а значит - повысить шансы спасения пострадавших.

Видео

Если в прошлые годы соревнования по спасательному многоборью проводились на заброшенных производственных объектах, то на этот раз для этого был выделен специализированный полигон Ногинского спасательного центра и Российского центра подготовки спасателей. Особенно это сыграло положительную роль на техногенной дистанции, а именно, на этапах, связанных с транспортными катастрофами. Возможности полигона позволили смоделировать несколько ДТП, аварии на переезде и в пассажирском поезде и даже жесткую посадку пассажирского самолета. По условиям транспортного этапа, произошло лобовое столкновение Волги с Газелью, еще одна Волга не поделила переезд с поездом, Москвич утонул в пруду, на легковушку неопознанной модели опрокинулся бензовоз, электричка столкнулась с товарняком, произвел жесткую посадку с подломом шасси Ту-134. Разведка условно произведена, т.е., участники уже перед стартом знали, где, сколько и каких пострадавших. Роль живых пострадавших, которым требовалось поставить диагноз и оказать первую медицинскую помощь, сыграли солдаты срочной службы, в остальных случаях использовались манекены - "живые" - деревянные, "погибшие" - тряпично-соломенные. Естественно, что сначала требовалось спасти всех "живых" со всех перечисленных аварий, потом эвакуировать "погибших".
Надо сказать, что все участники, а это 18 российских и 2 белорусских команды, с задачами блестяще справились, штрафов было мало, команды, в основном, соревновались по показателю времени прохождения дистанции. И это не удивительно - все участники - профессиональные спасатели, а большинство команд - победители соревнований по своему федеральному округу.
В заключение хочу поздравить всех российских спасателей (особенно тех из них, кто находит время быть еще и моделистом) с профессиональным праздником и четвертьвековым юбилеем российского спасательного ведомства. Удачи вам во всем!