Вот и дошли у меня руки до постройки модели самолёта, с которого начинался путь в небо для многих пилотов гражданской авиации, самолёта, который до сих пор в строю - Як-18Т.
Ещё тарахтел в небе мой бензиновый "Аист", а в голове уже назревал новый проект. На этот раз решил снова строить электричку. Достались мне по случаю несколько не новых, но вполне ещё работоспособных аккумуляторов
5S 5000mAh. Да и мотор давно без дела лежал на 2 кВт. Заказал у китайцев регулятор и стал не спеша готовить чертежи.
Размах крыльев по всем прикидкам вышел 1900 мм. При таком размахе полётный вес виделся в районе 4 - 4,5 кг.
Ну что же, будем к этому и стремиться!
Однако, как оказалось, хороших картинок, тем более чертежей Як-18Т, на просторах тырнета не найти. В конечном итоге остановился на этом:




Этот единственный приличный чертёж, скорее рисунок из старого советского журнала, вполне мне подходил.
По вечерам, после работы, начал я на основе этого чертежа создавать свой. Работа хоть и долгая и нудная, зато интересная. По крайней мере мне она, как ни странно, приносит удовольствие. Впрочем как и весь процесс строительства, а скорее, создания модели.
На создание удобного мне чертежа ушёл примерно месяц работы по вечерам, за компьютером. Запасся фанерой, бальзой и плёнкой. ЧПУ всегда под рукой, начал пилить детали. На этот раз начал с фюзеляжа. Хотя некоторые модели начинал строить с крыльев. Не знаю, почему так.
Хотя нет, соврал)))) Всё же начал я с шасси. Когда шасси готовы, на основе их размеров, точек крепления и приходится проектировать некоторые другие детали конструкции. Забегая вперед, покажу фото уже готовых шасси, потому, что в процессе как-то забывал их фотографировать.
Основные стойки проблем не вызывали. Выточил стойки из алюминия, штоки амортизаторов сделал из направляющих старых принтеров (их у меня запас). Внутри пружинки от старого зонта. Сами ретракты применил готовые, производителя не скажу, не знаю, они у меня давно лежали без дела.


С передней стойкой пришлось уже повозиться... Помимо амортизации, она ведь ещё и поворачиваться должна. Хотя на прототипе, передняя стойка шасси свободноорентирующаяся, на модели такой вариант не прокатит)))) Невозможно будет управлять самолётом на земле. В конструкцию была добавлена микросерва с металлредуктором для поворота стойки. Сама стойка сделана, как и на прототипе, со складным подкосом. Выпуск и уборка осуществляется с помощью стандартного ретракта, такого, как на моей предыдущей модели - Ан-24. Он тянет подкос, который, в свою очередь, убирает и выпускает стойку.




Вернёмся к началу, к шпангоутам, стрингерам и т. д. Шпангоуты, традиционно, из фанеры 3 мм, стрингеры из сосны, бальзы и абаши 5Х5 мм, в зависимости от предполагаемых нагрузок. Стапелем послужил неизменный квадратный алюминиевый профиль12Х12 мм., на который и нанизан набор шпангоутов. Такой вот шашлычок)))))





После приклеивания всех стрингеров, стапель убирается.


Приклеены лонжероны центроплана, стыковочные нервюры, площадки для сервоприводов и шасси.



Кстати, сервы руля высоты и руля направления, а так же серва выпуска посадочного щитка расположены как раз под этим щитком.
Далее наступил черёд консолей крыльев. Профиль крыла я применил не такой, как на прототипе, а свой, проверенный ClarkYM. Да и толщина его получилась поболее. Иначе колёса не уместились бы в своих нишах при более тонком профиле. Ну да не на чемпионат же нам))) Лишь бы полетел!
С центропланом консоли стыкуются на алюминиевых трубках, диаметром 16 мм, как всегда доступных, из хозмага. Пеналы для них скрутил из обычной бумаги для принтеров, с клеем, конечно же. Кроме фанерной стыковочной нервюры, остальные все из бальзы 3 мм.





Крепление консолей к центроплану при помощи фанерных ушек. После стыковки вкручиваются два самореза и всё. Время и эксплуатация покажет надёжно ли такое решение. Но сборка по крайней мере, довольно удобная.



Набор стабилизатора полностью из бальзы. Нервюры 3 мм, передняя кромка из бальзы 8 мм, а задняя из бальзы 5 мм. Рули высоты навешены на пластиковые петли. Собираются обе половинки стабилизатора на алюминиевой трубке, диаметром 8 мм.


В хвостовой части фюзеляжа, П-образная скоба приводит в действие обе половинки руля высоты и управляется тягой, протянутой через трубочки из коктейльной соломки, закрепленные на некоторых шпангоутах.




Аналогичным образм выполнен киль и руль направления. Только управляется он не тягой, а двумя тросиками из рыболовных поводков.



Решил немного поизвращаться с отделкой пассажирской кабины. Раз уж двери будут открываться, значит придётся делать приборы, сидения - всё по-взрослому)))) Правда пришлось отступить немного от копийности в верхней части лобового стекла. Нужно было обеспечить жесткость всей средней части фюзеляжа, двери-то довольно большие.
Петли дверей сделал из стеклотекстолита 1,5 мм. Их конструкция, как и конструкция дверных ручек, надеюсь будет понятна по фото.





После всего этого, приступил к обшивке фюзеляжа и крыльев бальзой 1,5 мм. Фюзеляж обшил полностью, консоли только до лонжерона. На правой части центроплана сделал воздухозаборник маслорадиатора. Зализы зашпаклевал.



На брюхе самолёта организовал большой люк для установки всей бортовой электроники и аккумулятора.



А так выглядит посадочный щиток в выпущенном положении:



На законцовках крыльев установил светодиоды бортовых навигационных огней, а в передней кромке левой консоли - посадочную фару из двух ярких белых светодиодов.




Ну вот и собраны все части вместе! Уже похоже на самолёт. Осталось сделать окна и можно обтягивать.




Долго думал, какую цветовую схему применить. В конце концов нашёл на просторах интернета прототип, с которого скопировал окраску и конечно же бортовй номер. Именно этот самолёт изображён на фото в заголовке статьи. Утюг в руки и вперёд! Всего два цвета - белый и синий.
Как ни оттягивал этот момент, он всё же настал..... Капот... Вышкурил из пеноплекса болванку, и начал лепить скульптуру. Смола и стеклоткань. Перепачкался, конечно же весь, но вот такое чудо вылепил:



Затам шпаклевал, шкурил, шпаклевал, шкурил, грутовал.... Короче, что получилось - то получилось.

Два фанерных кольца + створки из пластика - получились жалюзи капота.



Самый смак - отделка кабины. Нарисовал приборную панель. Застеклил приборы. Комбинация приборов правда от Як-18Т 36 серии, но думаю никто не заметит)))). Солнцезащитные козырьки. Передние сиденья и задний диван из пенопласта. Покрасил сиденья и весь салон водными красками, добавляя колер нужного цвета.



Рядом с левым сиденьем расположен выключатель питания борта. У меня такой регулятор - с выключателем. Очень удобно, кстати. Между полётами не надо лезть и отключать аккумулятор.



На верхушке киля соорудил мигающий красный фонарик.



Мотор в итоге поставил не такой мощный - 1,5 кВт L 5055 - 600об/в. Думаю, вполне хватит.



Покрасил деревянный винт. Точнее два винта, 15Х8 и 16Х7. Буду пробовать оба.

Всё, к полёту готов!!!!






Как оказалось, возникли некоторые проблемы с центровкой. Думал, тяжёлый мотор и передняя стойка компенсируют хвостовую часть. А нет... Аккумулятор вперёд двигать некуда, передняя стойка в убранном положении занимает всё место(((. Пришлось расположить аккумулятор поперечно, точно по центру тяжести, межде труб крепления крыла.
Ну и под капот пришлось добавить груз - около 200 гр.

Итого полётный вес получился 4200 гр. Если бы не этот груз, в 4 кг. уложился бы.

Ну вот, в последний день октября, я не вытерпел и решил облетать это чудо техники.

Температура около нуля, холодно, блин... Но что делать - охота пуще неволи, как говорится. Тем более зима на носу, другого шанса может и не быть в этом сезоне. Приехал на поле. Один. Дрожащими от холода, а может от волнения руками, прикрутил консоли, поставил аккумулятор. Включил. Вроде всё работает, рули шевелятся. Для облёта поставил некрашеный винт, мало ли что...

Ну, с Богом!!!

Даю газ, Як бодренько начинает разбег. Вполне хорошо управляется по курсу...
Неожиданно легко для такого, казалось бы не малого веса отрывается от асфальта. Набираю немного высоты, убираю шасси. Разворачиваю самолёт к себе. Летит, однако! Убираю газ до половины, всё же мотор прожорливый, на сколько хватит аккумулятора - неизвестно. Немного триммирую по тангажу. Летит вполне ровненько. Немного покачивает ветром, решаю включить стабилизацию. Полетел гораздо ровнее, скорость набольшая, особенно против ветра. После пары кругов, решаю заходить на посадку. Разворачиваю против ветра, выпускаю шасси, затем щиток. Самолёт немного "вспухает" - компенсирую рулём высоты. Продолжаю снижение и перед самой полосой немного прибираю правый стик на себя...
Мягкое касание и самолёт катится, как будто прилипнув к асфальту. Вот, что значит мягкие пружины в стойках шасси! Они прожимаются до половины под собственным весом модели.

А руки-то трясутся... И похоже коленки тоже))))

Подруливаю к себе, выключаю борт, всё! Перекур!

Ну что, можно сказать, испытания прошли успешно! Жаль, что никто не снимал ни видео, ни фото(((((.

Позже сделал ещё несколько коротких полётов на этом же аккумуляторе. Всё штатно и предсказуемо.
Пока снимал крылья, руки от холода совсем не слушались. Как люди зимой летают?!!!

В общем вполне себе летучий самолёт получился. Жаль, что зима неожиданно подкралась. Не успел распробовать этот самолёт))))). Но, надеюсь, на следующий сезон ещё полетаем!

Вот ещё несколько фоток с телефона, извиняйте за качество.









Вот видео одного из полётов:



ТТХ

Размах: 1,9 м.
Вес: 4,2 кг.
Материал: фанера, бальза, плёнка.


Комплектующие:
Бесколлекторный мотор с внешним ротором L5055B-600 600kv
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/302317/
Turnigy Type D Light Wood Propeller 15x8
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/101691/
Регулятор скорости Turnigy 85A с 5A SBEC для бесколлекторных моторов
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/10331/
Turnigy nano-tech 5000mah 5S 25~50C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/102398/


Сервы стандартного размера


Мои чертежи (Yak-18t.rar)

Спасибо за внимание!!!