И все-таки лень – двигатель прогресса!

Начал заниматься FPV в 2011 году. Естественно, сначала хотелось просто попробовать, но, как говориться захватило, затянуло и понеслось… Самолёты - носители становились всё больше всё сложнее, всё дороже, требовали всё большего времени на сборку – разборку в поле. ВПП для них становились всё длиннее, а “катапультёры” требовались сильнее потому, что хотелось летать всё дальше выше быстрее.

В 2013 году познакомился с замечательным человеком, зовут его Василий. “Заболевание” у нас общее, поэтому и “пилюли” с тех пор мы тоже принимаем вместе. Вместе летали на 20 км, если скажу, что не интересно получится лукавство. Конечно, это здорово, адреналина полные штаны, но ИМХО только один раз. И действительно разработать маршрут, держать курс в одном направлении более 30 минут к ряду, прикидывать остаток “топлива” с учетом скорости ветра, подыскивать запасные аэродромы, оно конечно нервы щекочет, но для рядового полёта (в кайф) это явный перебор, хотя каждому, безусловно, своё.

К слову, в последнее время редко когда улетаем дальше 7-8 км. Гораздо важнее стала скорость! Для тех “кто не в теме” скажу, что ветер оказывает огромное влияние на “медленные” аппараты. Например, если у земли он 5 м/с, что вполне приемлемо, то на высоте, ветер может быть и 10 и 15 м/с, а это 36 и 54 км/ч соответственно. Чтобы снизить зависимость от погоды, иметь возможность летать не только в одном направлении (против ветра), ”гарантированно” возвращаясь на базу, был спроектирован и построен самолёт, который в горизонтальном полёте удалось разогнать до 170 км/ч. Сейчас по этому проекту Василий достраивает уже 3-й аппарат. Подобные аэропланы естественно требуют хорошо подготовленной площадки, ибо посадочные скорость и дистанция тоже не маленькие. Такую технику летом мы приноровились эксплуатировать на аэродроме дельталетчиков в 15 км от дома.

Время шло и постепенно приходило осознание, что хочется иметь простой самолёт для полётов низко близко медленно, не требующий выездов на природу с шашлыками, продолжительной подготовки к полёту, на котором в идеале смог бы летать, не выходя из своей любимой моделки. Она у нас расположена чудеснейшим образом, прямо на берегу водохранилища, которое при соответствующем оснащении летательного аппарата, хоть зимой хоть летом может служить замечательным аэродромом.

С этой мыслью в конце 2015 года и сел за чертежи.

Хочу сразу оговориться, все аппараты, на которых летаю, проектирую и строю сам, применяя классическую бальзово - фанерную технологию + лазерную резку, для изготовления фонарей, обтекателей и прочих декоративных элементов использую стеклопластик и/или “бутылочную” технологию. Покрытие чаще всего тоже классическое – специальные модельные плёнки (нравится работать с Oracover, Monokote, Hyperion). Был опыт покрытия стеклотканью 0,03мм, положенной на лак, затем краска. Такой путь мне показался более геморройным и тяжёловесным. Применение этих технологий позволяет добиваться большой точности в сочетании с хорошим внешним видом при относительно маленьком весе.

На внешнем виде остановлюсь отдельно. Не хочу умолять ни чьих достоинств, но мне честное слово иногда просто больно смотреть на некоторые поделки (моделями их назвать язык не поворачивается). Прежде всего, не материал из которого они сделаны, а их состояние и внешний вид. Есть масса примеров, и этот ресурс не исключение, великолепных аккуратных красивых самолётов построенных из разных видов пенопласта, но некоторые, уж извините, но вызывают рвотный рефлекс. Авиамоделизм как таковой и FPV в частности вызывает неподдельный интерес у многих. Кто-то скажет: “Я летаю для себя”, и будет абсолютно прав, но в целях популяризации такого прекрасного очень красивого и интересного хобби лично я не могу позволить себе даже мысль о том, чтобы появиться “на людях” с подобным, с позволения сказать шедевром. Перефразируя классика: “В моделизме всё должно быть прекрасно: и модель, и пилот, и полёт, и задача”.

При проектировании пользуюсь программой CorelDRAW. Для анализа и подбора профилей применяю Profili (2.24). Расчеты мне привычно и удобно вести в Excel. Для оценки и подбора ВМГ (винтомоторной группы) хорошо подходит Prop Selector.




На одно из первых мест при разработке была поставлена задача простоты размещения и доступа ко всей используемой аппаратуре. Поскольку речь идет о носителе FPV, оборудования на таких самолётах несоизмеримо больше чем на моделях управляемых визуально. Все, кто хотя бы раз комплектовал, к примеру, Skywalker для полёта километров на 10 меня уже поняли. При этом существует необходимость хотя бы иногда залазить внутрь, для установки дополнительного оборудования или замены вышедшего из строя… Критически важно при этом разместить оборудование так, чтобы исключить или свести к минимуму взаимное негативное влияние компонентов системы друг на друга (многие знают, например, о влиянии излучения видео передатчика на работу некоторых видов серво машинок, также оно влияет со знаком “-” и на приёмник управления и на приёмник GPS). Организация внутреннего пространства еще на этапе проектирования как раз и позволяет этого добиться.

Универсальных летательных аппаратов не существует. В идеале под каждый вид полётов необходим специальный аппарат. Например, для полётов “далеко – высоко” предпочтительно иметь планер с максимальным качеством, а соответственно минимальной потребной мощностью. Но подобный аппарат плохо подойдёт для полётов “низко и близко” т.к. скорее всего, будет иметь недостаточную манёвренность, большой размах. Конкретный самолет был рожден бипланом, с относительно толстым профилем крыла (CLARKY15), для того чтобы он смог летать максимально медленно. Понятно, что когда речь идет о биплане, аэродинамическое качество отходит на второй план, задачи полёта на продолжительность перед ним тоже не стояло изначально.

К слову о компоновке хочу рассказать одну короткую историю… Летели мы как то на Як12 над тайгой на высоте метров 120 (партизанили), пролетели каких то 30 км, но мне показалось целую вечность. Мотор у него один, а постарше он был меня раза в два. Сложив 1+2, не могу сказать, что чувствовал себя абсолютно комфортно. С тех пор считаю, что 2 мотора это плюс, причем существенный. Все свои носители FPV строю по двухмоторной схеме, обеспечивая, таким образом, большую надёжность. Это важно, особенно вспоминая про цену всего того, что регулярно приходится отправлять на поиски приключений. Ведь два мотора это еще и 2 регулятора, а значит и 2 BEC-а. Именно наличие второго мотора однажды позволило вернуть модель на базу, один попросту заклинил, из-за оторвавшегося магнита.

Предлагаю Вашему вниманию серию фотографий, иллюстрирующих процесс его создания. Описывать весь процесс, думаю, нецелесообразно. Остановлюсь по ходу лишь на самых “тонких” моментах. Для тех, у кого есть опыт постройки подобных моделей, думаю, и так будет всё понятно, а тем, у кого его нет, но возникнет желание повторить, настоятельно рекомендую потренироваться на кошках (С), т.е. для начала попробовать собрать что-нибудь состоящее из меньшего числа элементов, почувствовать материал, оценить свои силы и сложные места. Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал один великий дедушка.

Много раз на просторах Паркфлаера встречал, как Моделисты используют трубу в качестве стапеля. Представленный подход несколько отличается. Подставки так же вырезаются на лазере, а в качестве “ровной” основы используется ламинат. Шпангоуты изначально фиксируются на подставках при помощи резинок, ну а дальше всё видно из фотографий.








Постройка крыльев, которые достались FPV биплану от этого самолёта, да крылья были построены на 2 года раньше.




Хочу заметить фамилия моя не Туполев ))), хотя конечно и у него не обходилось без “детских болезней”. При первом облёте проявилась недостаточная продольная и поперечная устойчивость. Для устранения первой был увеличен стабилизатор, и верхнее крыло было сдвинуто назад!!! Для этого пришлось всего лишь перерезать на лазере четыре опоры, которые его поддерживают, стабилизатор просто был изготовлен новый. А для устранения второй на стабилизаторе были добавлены дополнительные кили, что ИМХО придало биплану еще более необычный вид. Опытный глаз конечно уже заметил не соответствие некоторых чертежей. И действительно на одном из них верхнее крыло и стабилизатор изображены так, как они были сделаны изначально, а на другом уже исправленные. Ранее при расчете продольной устойчивости пользовался материалом, столкнувшись с данной проблемой на этом самолёте очень помог такой расчет. Казалось бы, парадокс, крыло сдвигаем назад, а устойчивость увеличивается, всё из-за того, что оказывается, для бипланов в расчет принимается проекция крыльев. После этих изменений полетел “как по рельсам”.

Больше всего конечно радует возможность летать из тёплого помещения, параллельно попивая горячий чай. Те включаю передатчик. Первый раз выхожу, выношу штативы (управление + видео), всё беспроводное, ретрансляторы и на управлении (2,4 - 433), и на видео сигнале (1,2 – 5,8), включаю питание. Затем возвращаюсь, включаю самолёт, и приёмник видео, проверяя, что всё работает, выношу на лёд, ставлю на исходную. Потом спокойно захожу в моделку, завариваю чай – май, не забываем включить писалку и полетели.



ТТХ:
Размах верхнего крыла – 1420мм
Размах нижнего – 990 мм
Вес без АКБ на лыжах – 1750 г. (с поплавками не взвешивал, приблизительно +210 г)
Длина – 1020мм
Хорда одинаковая – 200 мм
Длина поплавков – 700мм
Водоизмещение поплавков расчетное полное – 3600г

Добавлю, сегодня уточнил вес с поплавками – 1820 г (выше написал примерно, чтоб не соврать).

Думаю оборудование моторы, сервы, реги, АКБ, описывать нет особого смысла, тк есть огромное количество всевозможных аналогов, а на вкус и цвет все фломастеры разные.

Должен сказать, что в качестве LRS использую Expert Tiny, с приёмником 12 каналов с пищалкой, её, а так же пищалку на АКБ в купе с микрофоном использовал пока в качестве телеметрии. Полноценный автопилот (ну скорее рулилку) заказал, придет, поставлю, станет поспокойнее.

Для всех адептов авиационной безопасности, бессчетное число раз летали с этого места, ни одного, повторяю, ни одного фэил сэйва на расстояниях менее 10 км никогда, повторяю, НИКОГДА не ловил!

После того как самолёт был облётан и настроен оставался последний штрих. Впереди лето, и, конечно же “обувка” нужна будет соответствующая. По той же самой технологии были изготовлены поплавки (конечно, их можно было купить, но вес, имеющихся в продаже меня не устраивал). Сказано – сделано.









Положил 5 слоёв своего любимого паркетного лака,

тщательно вышкурил с водичкой и покрасил. Если честно хотел написать статью исключительно про них, но поскольку уже установил, решил написать и про весь самолёт целиком, а как уж у меня получилось судить Вам.




Видео полётов с поплавками пока сделать не могу, весна в наших краях только началась и лёд толщиной сантиметров сорок еще уверенно закрывает водохранилище. Но как только, так сразу, может к тому времени и автопилот появится.

За любовь к авиации за всё, что я в ней смог постичь и продолжаю постигать за этот прекрасный полный позитивных эмоций мир, мир свободы и отдохновения хочу выразить огромную благодарность моему наставнику, тренеру, летчику-инструктору, верному другу и просто очень хорошему человеку Евгению Мохову!