Близится день Победы, а значит, пора расчехлять военную технику. Но что-то у меня все истребители, да истребители год от года... Нужно отдать дань и более тяжелой, но от этого не менее легендарной технике.
Во время поиска прототипа, в сети наткнулся на очень хорошие чертежи полукопии легендарного "летающего танка" Ил-2 (модификация 1942г.) под лазерную резку из бальзы. Кто автор - неизвестно, но огромная ему благодарность за свободный доступ к материалу: сэкономило просто кучу времени.

Как обычно, делать модель решил из наиболее доступных материалов: потолочной плитки (подложки под ламинат), деревянных реек, "фруктовой" фанеры, пеноплекса и т.п. К тому же, на этот раз, будет "кризисный вариант", т.е. без развитой механизации и не очень большого размера, а именно, размахом 1 метр. Еще одно преимущество небольшого размера, помимо стоимости комплектующих и простоты транспортировки в собранном (или вообще неразборном) виде - не требуется много пространства для полетов, модель неплохо разворачивается на школьном стадионе. Степень копийности - на уровне узнавания прототипа, но без точной подгонки всех элементов "до последней заклепки": и делать быстрее, и модель с прицелом на использование в кружке, т.к. ученики что-то более сложное вряд ли осилят, по крайней мере - пока.

Чертежи были немного переработаны и отмасштабированы до нужного размера: (Ил-21000.cdr).
Работу я начал с фюзеляжа. Вырезав из потолочной плитки шпангоуты, нанизал их на карбоновую трубу по заранее поставленным отметкам:


Моторный шпангоут склеил из 4 слоев "фруктовой" фанеры. Такая толщина потребовалась для того, чтобы можно было спрятать хвостовик адаптера винта. А вес... Не так уж он и велик, особенно с учетом большого отверстия под вал двигателя.


Вместо десятка стрингеров из тонких реечек, я решил ограничиться всего двумя, зато широкими: 15х2мм. В принципе, рейки можно было и поуже взять, сантиметра хватило бы не хуже, но это я понял уже задним числом... Пока клей не засох, контролирую перпендикулярность шпангоутов и трубки при помощи небольшого уголка. Моторама же, сразу вклеивается с небольшим выкосом вправо-вниз.


После просушки клея, монтажную трубку можно извлечь. По низу фюзеляжа вклеиваю брусочки из упаковочного пенопласта, которые будут играть роль еще одного стрингера, а заодно послужат площадками для приклейки обшивки. Параллельно начинаю оформлять батарейный отсек и будущую кабину. Пришлось аккуратно вырезать в шпангоутах соответствующие ниши:




Из срезанных частей первых трех шпангоутов формирую заготовку крышки батарейного отсека с характерным ИЛовским каналом воздухозаборника:



Подогнав будущую крышку, окончательно доделываю батарейный отсек. На этом же этапе поставил на место мотор: не то, чтобы до него потом было вообще невозможно добраться, но пока есть свободный доступ ко всем углам, нужно этим пользоваться. Мотор, кстати, очередной "франкенштейн", собранный из частей от разных движков. Получилось нечто среднее, между 2826 и 2830. Обмотка тоже своя, по 8 витков на зуб проводом 0,7мм в 2 жилы. Kv мотора, по ощущениям, порядка 1600-1700 - многовато для не очень-то скоростного штурмовика, но под рукой больше ничего подходящего не было...



Воздухозаборник в крышке будет рабочим. Для этого, прорезаю отверстия для прохода воздуха. Заборное отверстие закрыл мелкой металлической сеткой: она нужна не только для красоты, но и не даст проминаться обшивке:




Теперь фюзеляж можно обшивать. С носовой частью проблем не возникло. Но, понадеявшись на эластичность подложки под ламинат, я начал обшивать хвостовую часть фюза единым куском, однако его довольно сложная форма двойной кривизны не очень-то способствует таким опытам:


Несмотря на сделанные вырезы в нижней части обшивки по некоторым шпангоутам, лист подложки лег не очень ровно, а местами помялся... Ну да, как говорится, кабы не клин, да не мох, плотник бы сдох... А моделист, наверное, загнулся бы без шкурки и шпаклевки. После шпаклевания и вышкуривания, фюзеляж стал выглядеть так:


Прорезав крышку, получаем доступ в батарейный отсек. Да уж, тесновата коробушка... С размещением аппаратуры могут быть трудности...


Хвостовое оперение "классической", для меня, конструкции. Стабилизатор склеен из двух слоев подложки. Половинки руля высоты соединяются П-образной проволочной скобой, вращающейся в жестяных шарнирах. В качестве петель используются полоски пленки для ламинатора. Также, для жесткости в стабилизатор вклеен обрезок 2мм карбонового прутка - единственная карбоновая деталь в этой модели ;-)


Киль выполнен в виде развертки, внутрь которой, для объема, вклеены вставки из пары слоев подложки, причем в вертикальной детали, по линии отрезки руля направления, сразу же заложены петли из все той же пленки для ламинатора:


После вышкуривания кромок и прорезки рулей, хвостовое оперение выглядит так:


Ну а дальше, монтирую оперение на фюзеляж. Стабилизатор вклеивать довольно удобно: стрингеры играют роль направляющих, так что стаб встает сразу на место и без перекоса. Пока клей сохнет, можно разметить и вырезать из пеноплекса части хвостового конуса. Последним этапом приклеиваю киль, для надежности установив его на пару зубочисток:


На этом этапе фюзеляж пока отложил в сторону и взялся за крыло. Разметил и вырезал нижнюю часть обшивки, оставив припуск в пару сантиметров по передней кромке. Нарезал нервюры: в основном, они из потолочки, но те, к которым будут крепиться стойки шасси - из "фруктовой" фанеры. Центроплан также будет усилен вставкой из 3мм рекламного пластика ПВХ. Эта вставка, заодно, задает поперечный угол V крыла. Лонжероны и передняя кромка - из 4мм липовых реек.


Собираю силовой набор крыла. В фанерных нервюрах, для облегчения, прорезаны отверстия. Также, перед приклейкой нервюр, сделал в обшивке вырезы под ушки крепления шасси. Так как крыло по передней кромке имеет излом, кромка набрана из трех частей: центроплан - до фанерных нервюр, и консоли. Обшивка к ней приклеивается в последнюю очередь, после основательного просыхания клея между рейкой и нервюрами.


Устанавливаю на место сервоприводы элеронов и бомбодержателей. Да, бомбы на этом самолете будут. Какой же штурмовик без бомб? Вот ракеты на пенолет вешать опасно: прожжет крыло реактивной струей, и амба...
Машинки элеронов - самые дешевые SG90 с Алиэкспресс. На приводы фиксаторов бомб пошли старые, изношенные микросервы, которые по прямому назначению уже не годятся, что-то вроде Микросервомашинка Hobby King 4.3g / .5kg / .10sec
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/5458/

Люфты качалок здесь сильно не мешают, так что, сойдут и такие.



По линии отреза элеронов вклеиваю брусочки из пеноплекса и зашкуриваю их по профилю нервюр. Также, на клин сошкуриваю и заднюю кромку:


Все, теперь крыло можно зашивать. Главное, не допустить перекручивания консолей.



Подогнав посадочное место, приклеиваю крыло к фюзеляжу - модель не настолько большая, чтобы заморачиваться с разборкой. Вот, теперь это уже напоминает самолет:


Сделал уголки перехода крыла к фюзеляжу. Шаблонов нет, примерял и подгонял их по месту:


Так же, по месту пришлось подгонять развертки фонаря кабины и зализы.
Фонарь вырезан из ПЭТ-бутылки. Чтобы он держал угловатую "штурмовиковскую" форму, пластик от бутылки приклеивался к фанерным дугам (сразу за лобовым стеклом и перед козырьком кабины стрелка, на фото ниже задняя дуга еще не вклеена) и имитации заднего бронестекла из тонкого акрила. Лобовое стекло также согнуто из тонкого акрила - линии сгиба прогревались паяльником.



Нарисовал расшивку фонаря. За точным соответствием размеров окон не гонялся, тем более, что различных вариантов было много.


Немного помудрив, вырезал заготовки зализов:


Благодаря эластичности материала, они достаточно аккуратно приклеились на место:


На всякий случай, все шаблоны зализов и фонаря кабины я отсканировал. Если кто-то захочет повторить модель, достаточно будет скачать файл и распечатать его в любом графическом редакторе в масштабе 100%: (img485.jpg)

Ну что, можно сказать, основная работа завершена. Теперь на очереди покраска, отделка и прочие украшательства.
За основу при покраске я взял машину героя Советского Союза, армянина по национальности, Нельсона Георгиевича Степаняна. Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

Красил модель я акриловой краской с различными колер-пастами, простой кисточкой для рисования. Чтобы было не так видно разводы, краску наносил в 2-3 слоя, стараясь делать мазки в различных направлениях. Фото ниже - после нанесения первого слоя:


А в паузах на просушку очередного слоя краски, вырезал элероны и сделал имитацию радиатора под крылом:


Номера, звезды и надписи я распечатал на самоклеящейся фотобумаге для струйного принтера. Чтобы буквы не "уплыли", вырезал я их прямо на подложке, тонким ножом, причем так, чтобы подложка осталась более-менее целой. Затем, аккуратно удалял излишки бумаги, но чтобы буквы надписи, молния, звезда и номер остались приклеенными к подложке на своих местах, аккуратно проклеивал их полосой прозрачного скотча, и уже вместе со скотчем отделял от подложки и переносил на модель. После чего обтянул весь самолет прозрачным скотчем, а в процессе, навесил на скотч же элероны:


Кок винта выточен из пеноплекса, его части соединяются между собой при помощи винтовой крышечки и горлышка от пакета сока. На опорной шайбе кока я приклеил 4 небольших полоски из ПВХ - во время полета они будут работать как лопасти центробежного вентилятора, подсасывая воздух через большое центральное отверстие в мотораме и продувая все, что находится в подкапотном пространстве. По сути, имеем активное охлаждение силовой установки и батареи.



Собственно, в подкапотном пространстве больше ничего и не помещается, только мотор, регулятор, да батарея на фанерной наклонной площадке (чтобы в случае аварии аккум не напоролся на двигатель). Приемник и сервомашинки хвостовых рулей пришлось выносить в кабину. Так что, от оформления кокпита пришлось временно отказаться... Впрочем, фонарь намертво не приклеен и держится на полосках скотча. Если уж возникнет непреодолимое желание изобразить приборную панель и кресла пилота и стрелка, это легко можно будет сделать. А пока, пускай в кабине стоит аппаратура для беспилотного полета ;-D.


Основные стойки шасси я сделал из 6мм алюминиевых трубок. Крестовины - стальная проволока 2мм (спицы от сломанного зонтика).
Из этой же проволоки сделаны и подкосы. Так как уборка шасси не планировалась изначально, мудрить с копийной формой подкосов я не стал, а сделал прямые прутки: не слишком копийно, зато жестко и надежно.
Хвостовое колесико неподвижное.



Вот в таком виде он и пошел на облет. Так уж получилось, что в тот день была наиболее удобная погода: ясно, тепло и ровный ветер 2-3м\с без особых порывов. А на следующие 3 дня прогноз обещал усиление ветра до 5-6м\с. Пацаны вон, даже в такую погоду побоялись летать...


Тем не менее, облет состоялся. Плавно даю газ на 2/3, и самолет, после короткого пробега, неожиданно легко прыгает в воздух. Да, неоттриммированную модель повело на левое крыло, но это не беда, главное, что рулей он слушается нормально. Также, некоторой неожиданностью стала довольно резкая реакция на руль высоты, видимо, сказалась одна из "болезней" прототипа - тенденция к задней центровке. Но в целом, если приноровиться к особенностям, самолет ведет себя в воздухе адекватно.
Если управления я ожидал не такого резкого, то скорость мне виделась более высокой. На самом деле, модель летит относительно медленно. По крайней мере, если не газовать до упора. Временами даже казалось, что самолет практически зависал на месте против ветра.
Посадка только вот, получилась не очень: побоялся далеко пролететь и "забодать" кого-нибудь из футболистов, поэтому слишком рано начал гасить скорость. В результате, в паре метров от земли самолет клюнул носом и дал хар-рошего "козла"... Но, как ни странно, никаких повреждений, кроме грязи, не получил.
Послеоблетное фото:


Ну а теперь, когда появилась уверенность в летных качествах модели, можно и внешний вид довести до ума.
Из пеноплекса были вырезаны гондолы шасси:



Из бамбуковых шпажек и кусочка плотного пенопласта изготовил стволы пушек и пулемет УБТ:



Выхлопные коллекторы сделал из полоски потолочки и коктейльных трубочек:



Ну и, конечно, сами бомбы. На этот раз действующие: в качестве боезаряда будут применяться капсюля от охотничьих патронов. Основа бомб выточена из дерева. В просверленные отверстия вклеил куски арматуры подходящего диаметра. Затем, для объема, обернул деревянную сердцевину полосой потолочки, носовую часть бомбы скруглил шкуркой, а в хвостовой - приклеил стабилизаторы из той же потолочки. Снаружи бомба оклеена черным скотчем, а стабилизаторы красные - чтобы легче было искать.



Ну, вот и все. На этом считаю модель готовой.
Взлетный вес с батареей Turnigy 3S 1000mAh 30C получился ровно 650г.
Первого мая запланированы показательные полетушки в местном парке - постараюсь снять и выложить более серьезное видео полетов.

p.s. По многочисленным просьбам трудящихся, попробовал переточить кок. Не скажу, что получилось идеально, однако поборники чистоты форм уже Гансом обзывать не будут:


P.P.S. Видео первомайских полетов (лучше поздно, чем никогда):