Определение центра тяжести модели – один из важнейших моментов при её конструировании и изготовлении. Если крыло имеет традиционную – прямоугольную форму, тут проблем нет – ЦТ находится на 30 % от передней кромки крыла.
А если крыло имеет иную геометрию ? Треугольную, многоугольную или вообще сложную экзотическую форму ?

В свое время я перепробовал кучу формул и потратил массу времени, однако конечный результат меня не удовлетворял – нормальной центровки добиться не удавалось и первые полеты моделей были проблемными. Тогда я задумался над иным – без математики – решением вопроса определения ЦТ модели. И пришел к выводу, что место нахождения ЦТ модели зависит только от геометрии крыла, а установлена на ней вся электроника, или не установлена, то есть ВЕС модели, при этом не имеет никакого значения ! Только геометрия крыла определяет ЦТ модели. Например известно, что ЦТ треугольника расположен в точке пересечения его медиан. Величина нагрузки такого крыла (веса крыла) не имеет никакого значения – ЦТ в любом случае будет находиться в точке пересечения медиан независимо от того, сделано крыло из потолочки или из металла.


Поэтому я попробовать найти ЦТ экспериментальным путём, запуская почти собранную, но пустую модель с руки как планер. Для облегчения веса модели никакой электроники на неё я не ставлю, даже рулевых машинок и шасси. Только фюзеляж, крыло и хвостовое оперении, причем элероны и рули высоты пока не вырезаю, это обеспечивает горизонтальный полёт модели. Киль пока тоже не нужен, так как лететь модели всего несколько метров. Пустая модель весит при этом 200…..300 грамм в зависимости от размаха крыла, что совершенно безопасно для посадки на траву (или в комнате), так как нагрузка на крыло очень маленькая, вследствие чего и горизонтальная скорость тоже очень маленькая.

Итак, собираю пустую модель, и запускаю её с руки прямо в комнате, как планер, слегка наклонив нос и придав необходимый толчок. Модель планирует, а я наблюдаю за её полетом. В первом же полете модель задирает нос и опускается на хвост, что совершенно безопасно, так как модель легкая и скорость её маленькая. Ясно, задняя центровка. Теперь нагружаю нос (гайки, болтики) и опять запускаю. После 3 – 4 запусков с руки с подбором груза в носу, модель летит как положено, с плавным снижением. Это означает, что модель СБАЛАНСИРОВАНА !

Покажу это на примере заготовки крыла для изготовления одной из многочисленных импеллерных модели летающего крыла. Итак, крыло склеено. Буду запускать его с руки в комнате.


Запускаю, крыло летит, задирает нос и падает на хвост. Задняя центоровка. Подбираю груз в носу и добиваюсь
правильного полета как у планера. Модель сбалансирована. Теперь определяю, где находится центр тяжести. Для этого я из отрезка потолочного плинтуса и двух вертикальных карандашей сделал приспособление. На карандаши крылом я кладу модель и двигая её взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы она находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить. Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.



Приспособление для балансировки. Кусочек потолочного плинуса. Тут все ясно





На карандаши кладу крыло и двигая его взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы оно находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить.





Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.



ЦТ определен и обозначен. Теперь вернусь к реальной модели.

Раскладываю на модель всю электронику – двигатель, мотор, аккумулятор, регулятор, шасси и распределяю её по модели сохраняя балансировку. Затем устанавливаю электронику на свои места. Приклеиваю киль. Опять ставлю модель ранее сделанными метками ЦТ крыла на карандаши приспособления и передвигая в носу аккумулятор, перемещая при необходимости другие элементы, вновь привожу модель в состояние равновесия. Вырезаю элероны, рули высоты, ставлю сервы и ещё корректирую балансировку модели на приспособление. Все, задача выполнена ! На всех своих моделях ЦТ я определяю именно таким образом. Все делается быстро, точно и никаких проблем с ЦТ.

А это моя новая импеллерная модель. Сделал в Апреле, ЦТ определял именно по этой технологии, как впрочем и во все других моделях, изготовленных за последние 2 года.



Фото с первого полета 7 мая 2016 г. Полетела сразу и отлично ! Абсолютно никакой корректировки не потребовалось.
Видео снять пока не получило, ограничился только фотографиями. Видео планирую записать на выходных.





Всем успехов в творчестве и мягких посадок !

Александр.