Для тех, кто уже успел забыть первую часть напомню:



В первой части речь шла о том, чтобы сделать модель по параметрам не ниже чем модели ParkZone, весом в 38-40 грамм (справа на снимке).  Прототипом был выбран самолет ЛА-11, модель которого должна быть сделана по т.н. "бумажной технологии" в основном из пенопласта(потолочки) толщиной 1.5-2 мм.  Для проверки сходимости бумажных разверток была изготовлена бумажная модель из фотобумаги - слева на снимке.

Процессу изготовления пенопластового планера модели по т.н. "бумажной технологии" и посвящена предлагаемая Вашему вниманию статья...


Мои статьи на аналогичные темы:
1.  Применение "бумажных" технологий в постройке полноразмерных моделей...
2.  Товары на Паркфлаере пригодные для создания микромоделей.
3.  Моторные установки для моделей класса UltraMicro на основе БК двигателей.
4.   "Ультрамикро" копия по бумажной технологии. Часть 1. Предварительная проработка.

 

Далее планируется еще 2 части:
   - Комплектация борта ультрамикро модели;
   - Окончательная отделка ультрамикро копии.

На всякий случай еще раз пара слов о поставленной задаче:

  • Вес модели не более чем у моделей ParkZone или Nine Eagles - т.е. не более 38 грамм.
  • Степень копийности - выше чем у Паркзны или у Орлов - желательно приблизиться к реальной модели копии по степени отделки.
  • Как предельная цель - получить вес модели такой, чтобы можно было по 5-му каналу задействовать ретракты - сделать убирающееся шасси для повышения степени копийности. Это цель опциональная - получится хорошо, нет - значит в данной модели не судьба.

   В модели предполагается использовать описанную ранее в статье [2] аппаратуру - скорее всего Spektrum приемники и РМ (или SuperMicro), а также редукторную мотоустановку из статьи [3].  Общий взлетный вес модели (в варианте с убирающимся шасси или без) должен быть ниже, чем у ParkZone Мустанга P-51. Отделка по возможности лучше, чем у моделей ПаркЗоны.

 

    Предполагаемые ретракты(будут на фото ниже) - от GWS - весом примерно 1 грамм каждый давно дожидаются своего часа.  Я даже и не помню когда и где их купил - вероятно здесь же - в Паркфлайере.

 

Оценки веса модели я делал в предыдущей части.  Цель получить чистый вес планера (без начинки в пределах 15-25 грамм.  Тогда с электроннной начинкой от Спектрума и редукторной мотоустановкой с БК мотором легко получится модель весом около 30-35 грамм.

 

Итак - начало с чертежей естественно.  Заново проработаны профили и сечения Ла-11. Отобраны необходимые развертки для склейки фюзеляжа и крыла.

 

                     Рис 1.  Развертки и сечения.

 

    В процессе работы над чертежами родились еще 2 идеи:

  1. 1)  Параллельно с работой по "бумажной технологиии" сделать еще бальзовую модель путем  выдавливания фюзеляжа из тонкой бальсы на болване. Будет хороший вариант для сравнения.
  2.  2) Попробовать сделать чисто бумажную модель из ватмана. Мне кажется, что при весе бумаги в 90-120 грамм/кв.метр может получиться достаточно жесткая и легкая модель.

   Однако эти две идеи я откладывю на потом.  Единственное, что я решил сделать параллельно этой работе - это прорисовал будущие шаблоны ЛА-11 для изготовления болвана для бальсовой модели.   Модель из бумаги скорее всего будет другая.   У меня давно в планах постройка АНТ-25 (Сталинский Маршрут) - вот его я и попробую сделать по чисто бумажной технологии из одного только ватмана с минимумом бальсы или пенопласта.

 

 Возвращаемся к ЛА-11.   Как и в случае бумажного ЛА-11 - сперва делаем фюзеляж.

                    Рис 2.  Шпангоуты пенопластовой модели.

 

   Шпангоуты на этот раз делаем из 5-6 мм пенопласта по заранее напечатанным выкройкам.   Отдельные части выкроек фюзеляжа наклеиваем на 2.0-2.5 мм пенопласт, и оклеиваем скотчем - как это следует делать по "бумажной технологии" пенопластовых моделей.  Делается это для того, чтобы во-первых при изгибах не рвался и не ломался пенопласт, а во вторях для того, чтобы при склейке можно было стянуть гораздо более упрямые (чем из бумаги) развертки скотчем и как следует склеить швы.

 

                     Рис 3.  Подготовленные к склейке шпангоуты и развертки фюзеляжа покрытые скотчем.

 

   Отдельные части фюзеляжа тут собираются точно так же как и в бумажной модели - на шпангоутах.  Все склеивается клеем Титан, причем экономно, чтобы не добавлять лишнего веса. Швы фиксируются скотчем, который впоследствии будет удален - потому скотч не жалеем и стягиваем везде, где это надо для придания правильной формы.  Размер шпангоутов для пенопластовой модели скорректирован на толщину пенопластовой общивки - т.е. примерно на 1.5 мм в "минус" для того чтобы наружный размер после ошкуривания был именно такой, как был у бумажной модели-копии.

 

                     Рис 4.  Склеены отдельные фрагменты фюзеляжа.

 

    В общем, пока отличий от сюорки бумажной модели почти никаких, кроме того, что при склейке отдельные части фиксируются скотчем.

 

                    Рис 5.  Собранный фюзеляж.

 

    Заканчивается все это сборкой всего фюзеляжа от хвоста до носового обтекателя, который будет сделан чуть позже из пенопласта без применения бумажной технологии.... Результат на рис 5. выше...

И немного в другом ракурсе ниже на рис 6.

 

                       Рис 6. Продольный вид почти готового фюзеляжа.

 

    Далее наступает очередь крыла.  За основу снова взяты бумажные развертки, а порядок склейки такой же, как у бумажной модели из предыдущей статьи... Сначала склеиваются консоли с центропланом встык по нижней части см. рис 7.

 

                     Рис.7 Склееные по нижней поверхности консоли и половинки центроплана.

 

   В конструкцию крыла для летающей модели внесены небольшие изменения против бумажной версии:

  1. 1) Лонжерон для большей жесткости снизу и сверху усилен полоской бальзового шпона толщиной 0.6 мм
  2. 2) Сделана еще одна промежуточная нервюра между крайней нервюрой центроплана и нервюрой законцовки крыла.

   Это сделано для повышения жесткости будущего крыла.   Итого стало не 3 (как в бумажной копии), а 4-е нервюры и повышена жесткость лонжерона за счет бальсовых полосок 0.6 мм. Вес это сильно не увеличит (уд.вес бальсы примерно такой же как у пенопласта), а вот жесткости крылу придаст.

 

                     Рис.8. Нервюры и вклееный лонжерон.

    После вклейки нервюр, поверх лонжерона приклеивается усиливающая бальсовая полоска 0.6 мм и консоли крыла можно заклеить. См. рис.9 ниже.

 

                    Рис. 9.  Зашитые консоли крыла.

   Перед склейкой центроплана в него вклеиваются элементы ниши шасси из тонкой бальсы см. рис.10.  Рядом Вы видите обещанный выше ретракт весом 1.0 грамма без стойки.  Будет он использован или нет - это будет зависеть от общего веса планера.

 

 

                     Рис.10. Зашитый центроплан с нишами шасси. Рядом ретракт 1.0 грамма весом.

 

   Хвостовое оперение.  Его нет смысла делать по бумажной технологии.  Я его решил сделать из 5-6 мм слоя пенопласта с обрамлением из бальзы с последующим вышкуриванием для получения требуемого профиля и веса.  См. рис 11.

 

 

                    Рис. 11. Хвостовое оперение - 2 версии: 1:1 и увеличенное на 25% в длину.

 

   По моему опыту при изготовлении хвостового оперения согласно принятому масштабу модель получается плохо управляемой по курсу и тангажу.  Поэтому я заложил две версии - одну версию хвостового оперения согласно масштабу и вторую увеличенную в длину и высоту на 25%.  Во время испытаний сделаю окончательный выбор.  Увеличение длины (и высоты)  хвостового оперения на 25% на глаз не сильно заметно, а вот управляемость модели повышает очень сильно.  В общем - на всякий случай делаю 2 версии...

 

                    Рис.12. Хвостовое оперение из пенопласта с окантовкой бальзой.

 

   Вышкуренное начерно, до требуемого профиля, хвостовое оперение весит 4 грамма - неплохо, но можно уменьшить его вес еще грамма на 1.5... 

 

  Наступил момент оценки веса.  Из крыла были вырезаны элероны - вдвое больше чем у прототипа - заодно с закрылкими, примерно на 2/3 длины крыла во всю длину консоли без тормозных щитков центроплана.  Я не планирую делать 3D модель и этого достаточно для классического пилотажа, ну а 3D вообще не мой стиль - на мой взгляд для классического самолета-истребителя это противоестественно.

 

   Итак - элероны отрезаны от крыла.  Контрольное взвешивание с бумагой и скотчем дает вес элерона около 2 грамм.

 

                     Рис.13.  Вес элерона с бумагой и скотчем.

 

    Ободрав бумагу и скотч получаем на 1/3 меньший вес: 1.28 грамма см. рис.14.

 

                    Рис.14. Вес ободранного элерона.

 

   Затем наступает шкуринг для придания правильного профиля.  Вес элерона становится 0.9 грамма. Запоминаем - практически в 2 раза легче после ошкуривания.

 

                    Рис.15. Вес двух готовых элеронов после ошкуривания - 1.82 грамма.


   Теперь взвешиваем фюзеляж с крылом и хвостовым оперением. См. рис 16.

 

                     Рис. 16. Контрольное взвешивание планера. Вес 28.4 грамма.

 

   Выходит, что при тщательном шкуринге, вес всего планера в 15-20 грамм вещь вполне доступная.  Это обнадеживает. Все крыло после сборки и ошкуривания получило вес около 8 граммов. Затем наступила очередь фюзеляжа.

 

                       Рис 17. Вес ободранного фюзеляжа и ошкуренного уже крыла - 16.4 грамма.

   Ободрав скотч и бумагу с фюзеляжа и взвесив его вместе с ошкуренным крылом имеем вес 16.4 грамма... Фюзеляж я пока сильно вышкуривать не хочу - его конструкция не имеет ни стрингеров, ни других усилений - только шпангоуты и сама обшивка, но 2-4 грамма все же надо снять.

                      Рис 18.  Предварительное ошкуривание завершено - вес планера 14.8 гр.

   В итоге после вышкуривания остатков бумаги с фюзеляжа, общий вес планера модели составил 14.8 грамма.   Планировавшийся вес взят!

 

 

                      Рис 19.  Контрольное взвешивание планера ЯК-54 от Nine Eagles.

 

    Для сравнения я взвесил также пустой планер от ЯК-54 Nine Eagles, его вес 15.94 грамма. Более чем 1 грамм больше, но правда с кабиной и весьма относительной окраской.   Реально при необходимости я могу сошкурить со своей модели еще примерно 2-3 грамма, но оставлю этот запас на потом - после окончательной сборки, перед покраской загрунтую и отшлифую окончательно.

 

   Итак констатируем:

  1. 1) Запланированный вес взят и цель достигнута - пустой планер, после чернового ошкуривания имеет вес менее 15 грамм.
  2. 2)  При весе мотоустановки 4-5 грамм + приемник с 2 РМ 3.6 гр + 2 дополнительных РМ на элероны 3.0 гр + 1S батарея 160 мАч 4 гр = вес бортовой начинки 14.6-15.6 грамм
  3. 3)  Еще 2-3 грамма дадут тяги и шасси минимального веса.
  4. 4)  В итоге взлетный вес модели без ретрактов ожидается в пределах 30-33 грамма.

 

   По сравнению с продукцией ParkZone (Мустанг Р-51) имеем запас примерно в 8 грамм, т.е. есть возможность потратить их на одну дополнительную РМ и копийное шасси с ретрактами. (РМ 2 гр + 2х(ретракт и стойка 2 гр)) = 6 грамм и еще 2 грамма должно остаться...


Пока все идет по задуманному плану.

Следующий этап - комплектование борта. Там тоже есть на чем сэкономить несколько грамм веса.  Начинка от Спектрум у меня давно закуплена, а альтернативный вариант - оборудование от Супермикро уже заказан и находится в пути от ХоббиКинга до меня.

 

   Кроме того у меня появилось еще две идеи:

  1. 1)  Cделать тонкий "корковый" вариант ЛА-11 из бальсового шпона для сравнения технологий.
  2. 2)  Сделать чисто бумажную RC-модель АНТ-25 ("Сталинский Маршрут") из ватмана в масштабе 1:33 (размах крыла выйдет около 1 метра!)

 

На сегодня все...

Спасибо за внимание.

Николай П.