Привет моделистам! Это моя первая статейка, так что буду рад услышать объективную критику в коментах.
Речь в данной публикации пойдет о моем первом опыте изготовления и облета радиоуправляемой пилотажной модели самолета. Забегая вперед скажу, что на самом деле о целых двух моделях (о второй расскажу вкратце)


В начале небольшая предъистория... О авиамоднлизме я более менее подробно узнал пару лет назад. Первым моим
самолетом стал ЛМ-17, который, как и полагается разбился после пятого взлета (назвать первые попытки полетом не могу). Причиной краша стали сложившиеся факты : Во первых я абсолютно не умел управлять самолетом, во вторых модель была сделана откровенно неумело.
После, в течении года я не поднял в воздух ни одного самолета. Учеба особо не оставляла времени моделизму, хотя желанае смастерить модельку было ужасное. С приходом каникул ,изучив множетсво модельной литературы и полетав на симуляторе, приступил к строительству тренера по образу и подобию stik-а. Аппарат вышел даже излишне надежным, но тяжеловатым, что для первого-втрого самолета не так уж плохо. На нем я и научился чему-то уже напоминающему полет.


С низу обтянул скотчем полосами нескольких цветов. В последствии это удачное решение перекачевало в пилотажки. Читаемость положения самолета в воздухе значительно возрастает по сравнению с одноцветно обтянутой поверхностью.

Полеты проходите на большой скорости, но самолет был стабилен и управлялся отменно.


Налетав какое-то количество времени, я почувствовал желание строить пилотажку.
Тут все и началось... Жутко понравились мне микро модели, и захотел я строить "катану" размахом в 40см, да еще и из бальсы. Идея безумная , но этим она меня и вдохновила).
Немного расскажу о постройке, к сожалению фотографий этапов создания модели почти нет, потому что надумал писать статью только сейчас)

Немного о постройке
.
Для начала начеркал примитивный чертежик в Компасе повторяющий обводы фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения с увеличенной относительно оригинальной "катаны" маштабной площадью. Еще для придания более агрессивного вида кабину сдвинул назад.
После распечатки чертежа приступаю к работе с деревом. Модель целиком сделана из бальсы за исключением капота, фонаря и первого шпангоута. Я использовал только миллиметровку и трех миллиметровку. Из первой сделаны стенки фюзеляжа, места стыка граней боковых поверхностей с верхней и нижней усилил реечками 3x4мм. Клеил на циакрин и титан.


Хвостовое оперение из реек 3x5мм


Рулевые поверхности навешаны на ас петли, разрезанные на полосы примерно 3x20мм.

Крыло не поленился сделать с объемным симметричным прифилем. Фото не обтянутого крыла нет, по этому конструкцию (она предельно простая) покажу так:
задняя и передние кромки крыла из небольших брусочков бальсы шириной в 5мм.
нервюрки из 1мм бальсы.
задняя кромка элерона тоже из миллиметровки.
оранжевым цветом обозначена бамбучина.
крыло на половину от передней кромки зашито миллиметровкой, на кою и крепится сервочка.



Качалка сервопривода с тягой и и микро кабанчиком

Часть верха фюзеляжа съемная для доступа к электронике.

Крепится она на магнитах и двух штырьках из зубочисток. Фонарь в начале собирался делать из чулков пропитанных эпоксидной, но после двух неудачных попыток, решил больше не парится и сделать кабину и капот из сантиметрового пенопласта склеенного в бутерброд и доработанного наждачкой.


В капоте пришлось с помощью паяльника сделать отверстие под двигатель

Кок изготовлен аналогичным образом, только шлифовал я его насадив на шуруповерт.

Обтяжка.
Тянул пленкой "Toughlon" Обычным гладильным утюгом, при таких размерах это далеко непростая задача... Декали из цветной самоклеющейся пленке из "Леруа" контуры рисунока распечатывал прямо на обратной стороне самоклейки, не забыв о зеркальном отоброжении. Вот фото результата:





Увлекшись наведением "красоты", я забыл о весе а он для такой модельки вышел очень солидный: аж 140г
Двигатель - 22г
Регулятор 10А - 8г
Аккум 2s на 180 махов -16г
4 сервопривода - 4х3г = 12г
Итого: 70г одной электроники + вес пустого планера 50г
О постройке пока все, вопросы жду в комментариях.

Вторая часть статьи о полетах.
Если честно то "катану" я завершил еще в середине весны, а первый запуск совершил только в конце августа, то есть совсем недавно. Естественно такое достаточно долгое время я ждал из за боязни разбить модель, ведь у меня не было опыта управления пилотажной. Ну а если совсем честно, то я решил в начале научится летать на классической модели начального уровня для пилотажа -"слойке".

Вот и полосы о которых говорил в начале:

Описывать ее процесс изготовления не имеет смысла, поскольку в интернете и в том числе на этом ресурсе есть предостаточное количество информации на эту тему. Летела она очень даже не плохо. Самое то для обучения.
И вот когда я освоил "начальный курс высшего пилотажа" настал черед "катаны". Не без страха, но я решился на первый полет. Осознавая огромную нагрузку на крыло в 40г/дм при таком масштабе я не сомневался в высокой минимальной полетной скорости. Первый полет это полностью подтвердил.



Сразу же хочется поставить в пример полет "слойки"


Возвращаясь к теме "катаны" скажу что получилась у меня красивая стендовая модель, да еще и с возможностью так называемого полета...) Есть мысть максимально облегчить модель, обрезав лишнюю часть проводки, и возможно установкой меньшего мотора, но вряд ли это даст идеальную "летучесть". Вывод следующий: учится летать нужно на проверенных временем моделях, а эксперементы со своими разработками приветствуются при наличии достаточного опыта.
В дальнейшем планирую расширить свой авиапарк второй версией пилотаги с размахом в 40см, но не из бальзы, а из потолочки, впрочем это уже совсем другая история...