Всем доброе время суток. Пишу я из Казахстана, из города Усть-Каменогорска. Расскажу о своей модели.

Кузов модели выполнен из вспененного ПВХ. Агрегатная база - от игрушек. Радиоуправление - бюджетное пропорциональное.
Сложилось так, что эта работа практически во всём стала для меня первой.

Хотелось бы описать весь смысл изготовления модели. Поэтому вначале дам многбуквенное пояснение.

Изначально, по самому детству, я увлекся изготовлением различных детализированных стендовых моделей-копий советского автопрома из каких попадётся материалов, в каких захочется масштабах. Позже это переросло в изготовление собственных коллекционных моделей автобусов в 43-м масштабе, а также кузовов-надстроек для покупных моделек грузовиков. Дошло даже до их очень мелкосерийного выпуска.

В силу уже выбранного направления, а также прочих обстоятельств я не придавал значения такому интересному направлению моделизма, как RC-модели. В данном направлении надо было повернуться по необходимости. Оказавшись на должности руководителя автомодельного кружка местной станции юных техников, причём практически заново создавая данный кружок, освоить все тонкости радиоуправляемой техники было просто необходимо. Трассовый моделизм, запомнившийся мне как бывшему кружковцу тогда ещё областной, теперь городской СЮТ, сгинул вместе с трассой за несколько лет до этого, а на одних стендовых моделях далеко не уедешь. И вообще - радиоуправляемому моделизму, как наиболее гибкому и интересному во всех отношениях, учить подрастающее поколение очень нужно. И показать пример собственной работы - просто необходимо.

Надо не забыть напомнить ещё об одной составляющей вопроса - о финансах. А их, естественно, не было. По крайней мере, на серьёзное оборудование - уж точно. Первые республиканские соревнования в классе РЦБ-10 (фигурное вождение) с участием меня как руководителя были благополучно профуканы со срочно купленной в первом попавшемся магазе убогой дешевенькой "типа дрифтовой" машинки, которая, как выяснилось при разборе, была спроектирована китайцами изначально как полный неуправляемый "инвалид". И затем более никаких вещей мне приобретать не собирались, требуя переделать это, "чтобы нормально ездило".

Как быть? Вариантов было немного - или ковыряться с этим китайским чудом, что в конечном счёте мало бы к чему привело, или броситься напропалую, сделав модель с нуля. В любом из случаев - без какого-либо опыта работы именно с р/у моделями.

Почему же не стал переделывать готовое? А сыграло многим знакомое чувство: руки зачесались.

Идея сделать именно "Запорожец" пришла спонтанно. Два фактора выбора данной "иномарки" - интерес к советскому автопрому, и компактные размеры машины. Последнее - как выигрыш в массе модели, в её габаритах.

Вспененный ПВХ в моделизме - недавнее открытие у нас. Честно сказать, я до последнего брезговал с ним работать. Мучиться с таким родным и крепким полистиролом из холодильников было привычнее, чем с ломким пористым ПВХ. В итоге - ПВХ большой бедой не оказался.

Начал работу над кузовом. Наделал сначала детали боковин, из ПВХ 3 и 8 мм.

Стали вырисовываться боковины.

Затем пошли дверные рамки...

Формировал оконные проёмы отдельно под каждое стекло.

Задок кузова, и заготовка передка


Параллельно делаю шасси модели. Шасси как такового у модели и нет, две продольные балки служат для соединения переднего и заднего мостов и их закрепления на корпусе. Кузов модели получился несущим. Колёса, редуктор с дифференциалом, моторчиком и полуосями, рулевая трапеция - всё это взято от какой-то игрушечной машинки. Потребовалось расширение колеи, для чего спереди и сзади были заменены колёсные оси.

Изначально планировалось пробовать модель как есть, с "игрушечной" электроникой, поэтому моторчик из рулевого привода пока не выкидывал. Позже поставил туда маленькую серву, выдранную со старого самолета. Позже оказалось - такой вполне хватает!
Подвеска - примитивнее некуда. В конструкцию переднего моста добавил ещё пружины. Вся механика заднего моста целиком подвешена на двух осях, торчащих из корпуса. Также было на игрушке-доноре, только "родные" пластиковые оси-наросты на корпусе я заменил на металлические. Корпус этого агрегата "моторчик-редуктор-дифференциал" подпружинен с двух сторон, и шарнирно подвешен на осях: спереди - на съёмной конструкции "шасси", сзади - на креплении, вклееном в корпус.
Шасси жёстко закреплено только в четырёх точках в середине кузова - винты видно на фото. При необходимости всё практически мгновенно разбирается.

Кузов понемногу обрастал деталями. Две поперечные балки кузова были усилены металлическими уголками.

В моторном отсеке была сделана имитация внутренней части запоровских вентиляционных "ушей". Планировалось сделать детальную имитацию двигателя, однако от этой затеи пришлось отказаться из-за нехватки времени.

Подошло первое вдумчивое испытание модели. Зимой на улице не погоняешь - погоняли на местной спортивной арене, приткнувшись к проводившим соревнования авиамоделистам.
"Электроника" была взята с той самой китайской дрифтовой лоханки.
Игрушечный двигатель, как ни странно, с честью выдерживал как никель-кадмиевые аккумы, так и липошку из двух банок, одолженную у авиамоделистов.
Это была предварительная версия кузова - нужно было доработать многое, а также предстояло заменить шины на более потребные. Ну и аппаратура, естественно.
Кузов, кстати, получил испытание на прочность. Машинка на ходу свалилась с дорожки, почти с метровой высоты. Отделались лёгким испугом, отколовшимся кусочком переднего свеса и треснувшей стойкой кузова. Ремонта - на одну минуту. :)
Капот и багажник были сделаны съёмными, прижимаются к кузову при помощи маленьких магнитов.

Шпаклёвка, шкурение, грунтовка, повторить...

...и покраска.

Заказал необходимую электронику. Аппаратуру, регулятор, зарядник, сервомашинки.
Пока всё доходило - спокойно занимался отделкой модели, элементами салона.

Проволочный руль.

Приборка отдельно...

...и внутри машины.

Стеклышки задних фонарей - из автомобильного рассеивателя, с подложкой из алюминиевого скотча. Мелкая светотехника была отлита из бесцветной эпоксидки, где надо - с добавкой оранжевого красителя.

Ободки фар выточены из дерева. Рассеиватели и отражатели фар выдавлены из прозрачного пластика на специальных оправках. Лобовое и заднее стекла - также из гибкого пластика, боковые - из оргстекла.

Декоративная блямба с передка. Помнится, настоящие такие чуть ли не на каждом втором КамАЗ-е висели.

"Дворники" и зеркало заднего вида. Также спаял внутренее зеркало, рычаг коробки передач и дверные ручки.

Сиденья вырезаны из ПВХ, из картона и самоклейки сделана внутренняя обшивка боковин и крыши.
Бампера сделал из полистирола, привинтил через резиновые подушечки. Получилось прочные и упругие защитные элементы. Можно смело врезаться в стены, что впоследствие неоднократно проделывалось учениками.

(На фото - шутка юмора ученика, главного пилота модели - Никиты Чащина, его собственная работа "Хот-род" стоит сзади)
Номерные знаки - толстая фольга с рисунком номера, продавленная с изнаночной стороны.

Пришла аппаратура. Подсоединить и настроить не составило труда. Повезло с длиной проводов у регулятора. Поэтому без всяких манипуляций с проводами удалось разместить приемник в багажнике (у Запорожца он спереди), регулятор - в моторном отсеке. Аккумулятор никуда не помещался, и был установлен в салон за заднее сиденье, поэтому оно получилось слишком сдвинуто вперед. Провода аккумулятора выведены через стенку в моторный отсек.
Вот примерно так осуществляется подзарядка.

4,5 месяца работы над моделью - и первая фотосессия, с первыми "официальными" запусками. :)



В первый же день катаний при резком повороте сделал на модели "уши" (результат - маленький отколотый кусочек краски и погнутое крепление зеркала), и влетел на полном ходу передним колесом в камень (результат - поломка сервы).
Серву можно было заменить, причём и на более крепкую. Но мы не ищем легких путей. Вместо раскрошенной шестеренки поставил очень удачно подобранную от инерционной игрушки. Механизм вышел надежнее штатного. Больше поломок не было. :)
На следующий день, 1 мая, ученики показали и хорошенько откатали свои модели на городском массовом мероприятии. Запорожец тоже погоняли. Народ был в восторге.

Затем предстояло очень важное дело: освоение трассы предстоящих соревнований.
Тренировочную трассу спешно нарисовали в случайно найденном логове местных стритрейсеров на окраине города.



Особых проблем также не возникло, разве что однажды хорошо подпортила настроение слетевшая с оси двигателя шестеренка. Нужно было приклеить покрепче, ну и не насиловать модель подъёмами с большим уклоном, подъёмы ей проходить и не обязательно. Остальные доработки - расширил бампера и добавил фигурку водителя. На всякий случай ещё запаслись двигателями.

И вот долгожданные республиканские соревнования технического творчества. В этот раз проходили в сентябре, в г. Актюбинске. Модель имела популярность у участников со всей республики, и не только автомоделистов.

Ученики между делом устроили неофициальный межобластной драг-рейсинг "Запорожец против Ламборджини", победил Запорожец. :)
На самих соревнованиях выступили очень и очень достойно.
Не понравилась трасса: практически внедорожная, бетон сплошь в колдобинах, лучше ничего там найти не смогли. Соперники оказались тренированными и очень сильными, тем паче, самыми сильными оказались те двое, что выступали против шоссейных моделек на... полноприводных багги в 10 масштабе. Что правилами не запрещено, а в условиях такой "хорошей" трассы...
И всё же мы смогли урвать призовое место.

Всё, чего я боялся - как поведет себя двигатель. Слабенький двигатель от игрушки, который даже показывать стыдно, которому пророчили скорую смерть, и все кому не лень советовали заменить на более мощный, всё с честью выдержал.

Вывод из всей этой истории я сделал такой: в целом модель на основе каких-то деталей от игрушек в соревновании по фигурному вождению способна состязаться с дорогой покупной (плюс модифицированной) техникой абсолютно на равных!

Но нужно двигаться дальше. Все возможности - и люди, и знания, и финансы - есть. В нашем кружке обязательно будет построена более совершенная модель. И на этот раз - полностью нашим учеником.

Спасибо за внимание, и побольше творите своими руками. :)

P.S. Видео с моделью на ходу - по ссылке: vk.com/video241024689_456239029