Здравствуйте!
Я думаю каждый или большенство из нас начиная новое дело думает "Ох как ща я эггегей и все будет пучком",но в большенстве все затягивается немного дольше чем задумывалось....
В случае с началом постройкои данной модели дело затянулось на 2 долгих года,благодоря которым у меня сложилось четкое понимание чего я хочу и как нужно делать,но самое главное что необходимо иметь терпение,коего у меня диффицит, и акуратность,которой еще меньше.
Данная модель рассматривалась как мой первый тренер,но мне подарили старенький низкоплан еще made in USSR,за что я благодарен Сергею Ивановичу...Этот низкоплан был ободран,облегчен,укомплектован современной аппаратурой и новеньким двиглом.Как первый самолет он был достаточно сложен,но симулятор оч помог в его освоении.Но хотелось спокойных полетов,и в "Спорт и Хобби" я приобрел верхнеплан SkyStar,он бы и подошл как первый самолет,но он был вторым.=)
Летая относительно часто стало хотется чего то более маневренного и более интересного,тогда то я и вспомнил о чертежах кальмато,которые я нашел на сайте белорусских моделистов,чертеж разработан Ушаневым Валерием,за что ему огромное спасибо!!!
(http://forum.alexwest.ru/index.php?showtopic=5475&st=0)
В ходе обсуждения на форуме чертеж доделывался с разными модиффикациями...
Для себя я принял такие параметры:
Размах 1550
Материал:
Фюз-3мм фанера с зашивкой 1,5мм бальзы
Крыло-пенопласт(шарик),лонжерон сосна,зашивка 1,5мм бальза
Все бы хорошо но мысли о шустрой пилотажке все больше и больше не давали мне покоя.Искомые чертежи я немножечко изменил,а именно:
переделал шипы под 3мм фанеру
заменил профиль на симметричный представленый Валерием
поправил немножечко боковины,чтобы крыло легло ровно в фюз
так же было проработано хвостовое оперение
 
Постройка была начата 5го мая,начал я ее с вырезания шпангоутов...

 

Далее были распечатаны чертежи коробки фюза.Хочу заметить что чертежи необходимо клеить акуратно,чтобы они были одинаковы,это вдальнейшем поможет избежать мелких перекосов и крутки конструкции.



Чертежи были приклеяны клеем "карандаш" на фанерку.Заход инструмента в фанеру необходимо выбирать для удобства разворотов.Так же оч помогли выкружные пилки для лобзика.После пару вечеров пиляния получился скелет...



Были распечатаны и склеяны чертежи стабильника и киля.Склейку бальзы с помощью иголок я делал первый раз,и она мне оч понравилась,быстро и шустро...





Оперение было подогнано под фюз



Все еще на прищепках и не склеяно...
Шасси было задумано проволочное,уж больно мне понравилось на одной из моих моделей.Площадка была выпиляна из 6мм фанеры и усилено двумя фермами по отношению к шпангоуту.





Далее настал этап работы с гарглотом и "капотом" =)
С полки был притащен транс ТС180 с перемотаной вторичкой шагом в 3 вольта и проволочный "реостат" подареный мне другом.Сей девайс незаменимая штука =)



Пенопласт был вставлен между шпангоутами без клея и вырезан струной без пенорезки (на отвертках)





"Под шумок" пока транс был на готове я вырезал нервюры с заходами и вырезал ядра крыла.





Далее в фюз перед обшивкой были вклеяны боудены для рулей и "грибки" под мотораму





Настал этам зашивки фюза
Первыми были зашиты гарглот и "капот".Предпологалось мочить бальзу спиртом "чистым",но она не хотела гнуться,поэтому склеяные панели были пролиты в ванной горячей водой.После размокания они стали достаточно податливы.







Все это дело было замотано нитками,как оказалось зря!Нужно использовать ленту,чтобы не оставалось борозд от нити.Для того чтобы не намокла сильно фанера все просушино феном.
Получилась вот такая петрушка...






Зашивка фюза продолжелась брюхом модели.Направление волокон выбрано перпендикулярно для большего сопротивления.



Далее зашиты были бока модели.Стоит четко фиксировать модель на стол или стапель чтобы небыло деформаций после застывания.



Утром следующего дня я оценил масштабы бедствия =)



Далее настал этап изготовления крыла.Тут я проявил излишнюю параною по поводу крепости конструкции и методов ее усиления,впрочем как и во все остальном.
Лонжерон крыла был сделан из сосновых реек и трех линеек склеяных в корневой части тройным слоем.Полученый бутерброд был проверен парой ударами о колена...и тест выдержал =)

Это центральная часть


Верхняя накладка


Нижняя накладка


И куча прищепок =)



Далее я сделал отступление и собрал обкаточный стенд "на коленке" выходил во двор и обкатывал двиг.Замечу о "пользе" нитрометана в топливе,а вернее его взаимодействие с железом..ржавеет однако...Двигатель запускался еще в прошлом году,но я забыл или "забил" помыть его и весной получил убитый подшипник.Пришлось разбирать все и чистить.Двиг катался на оч богатой смеси около литра топлива,далее перенастройка и доводка под приемистую работу.



 Хочу посоветовать хорошо обкатывать двигателя,тогда они будут работать работать и работать =)
Ну и параллельно с обкаткой строилось крыло.Лонжерон после склейки представлял длинную "П"-образку с двух сторон.Ядро было подшкурено и в его несущей части с помощью толстой нихромовой нити были выбраны пазы.


 
также вырезано место под корневую часть лонжерона



Пенопласт как на полозьях оделся на лонжерон,осталось только склеить.



Из одной из оставшихся нервюр после работы с пеной было изготовлено усиление под крепление крыла к фюзюляжу.



Все это дело разрезалось по линиям и примерялось на крыле.



Так же в угоду заводского прототипа были срезаны законцовки под угол примерно 60' точно не помню.
Парно по шаблонам привинченым к столу это труда не составило.


 Склейка крыла производилась потолочным клеем.Места склейки после проливки закрывались малярным скотчем чтобы не протекал клей.В таком закрытом состоянии клей полимеризовался долго,но акуратно.



Крыло было зафиксированно на строительном правиле,и пригружено равномерно по всей длинне.
После застывания были вклеяны корневые законцовки из бальзы.



Далее размечаны места под место для установки машинок и вклейки брусов под навесы элеронов.Рука дрогнула,получилось не оч ровно,но видно этого не будет. 


и вот



Провода для подключения протянул сразу и навсегда =)
Убедившись что ничего добавлять не нужно я начал крыло заклеивать тонким двусторонним скотчем.
Скотч наредкость зараза липкий и клеить нужно точно,лучше оставляя перу мм между полосками.
За недолгое время я укатал все крыло.





На законцовки так же был наклеян скотч.
Этап обшивки крыла я начал с того что подготовил "периметр"
Наклеял законцовки из 3мм бальзы с запасом и сточил наждачкой.



Наклейл заднюю законцовку и монтажную кромку,склеяв стыки циакрином.



 

Ошкурив до защитной пленки скотча я отложил крыло всторону и занялся самым неприятным для меня этапом - склейкой 1,5мм бальзы под зашивку крыла.Листы бывшиее у меня в распоряжении имели размеры 970*93мм их на одну сторону необходимо было склеить 6 шт...дли склеяных слоев составляла около 1800мм с учетом того что стыковал я их в центре срезая под 45'
Портянки получались достаточно большими и клеить на раскладном секционнм столе их было отвратительно...
Доделав этот этап я приступил к зашивке...
Обшивка с помощью иголок крепилась к монтажной кромке спереди по всей длинне,далее точечками клея приклеивалась и после фиксации проклеивалась основательно.



Далее что необходимо сделать,это удалить защитный слой скотча и пригладить обшивку.



Обшивка со всех сторон в местах контакта с законцовками клеится циакрином.
Основной этап работ был завершен..
Элероны Задумывались с нервюрами,наборные...обшивка 2мм и усиления в местах вклйки навесов из 8мм бальзы.Нудное занятие скажу я вам выпиливать эти клинушки-нервюры =)





В торец спереди приклеивалась полоска 2мм быльзы а сзади на законцовку полоска 8*10,все это стачивалось и шлифовалось "на ус",так же был наклеян брус на переднюю часть и сточен на угл 45'.

Далее в крыле были вскрыты места под установку сервомашинок.





Провода мешались,вдальнейшем было выбрано тело пенопласта под карман для них.
Были изготовлены щитки из фальгированного стеклотекстолита с наклеяными брусами под креплениее.
Все примеряно и отложено всторону




По ходу действия были навешаны рули направления и высоты,так же навешаны элероны.

По трагическому случаю мне достался фанарь кабины...Он был немного меньше чем место кабины предпологаемой и было принято решени продлить как гарглот так и фанарь,к тому же те что были поумолчанию не подходили под задуманый рисунок и не нравились вцелом.















В месте вклейки киля в фюз были наклеяны и сошлифованы бруски,сначало грубой пото мелкой наждачкой.




Подошло дело к механизации
Руль направления должен был работать на тросиках.Тросик был куплен в магазине и распущен на 3 части...было в нем 7 жилок 3+3+1 (одну в утиль)
С помощью паяльника и высверленного в фанерке отверстия был налужен шарик на кончик тросика,думаю его будет тяжело сорвать...



Был расшит низ модели в месте крепления шасси и оно было премеряно =)



Так же после предварительной проверки центровки была изготовлена площадка под машинки



Удостоверевшись что все протянуто проброшено и приклеяно внутри фюза я начал затяжку пленкой...
С этим процесом я уже сталкивался но в меньших объемах,намного меньших...
Затяжка прошла за 4 дня,неспеша...



Пленочку я купил еще давненько =)уж больно хотел зелененький пипелатц =)))
Расцветку частично стырил,частично придумал =)))









Модель была собрана и готова к облету поздно ночью с воскресенья на понедельник.
Днем в на работе созвонившись со своими ребятами договорились вечером съездить на поляну и полетать...Весь день стояла относительно спокойная погода,но к 17-00 ветер поднялся.Собравшись мы  двоем добрались до поляны разложились,завели двиг,погоняли самоль по полю и начали пускать крыло ZAGI которое я собирал месяцем раниие =)
Дождавшись третьего товарища и еще немного пощелкав клювами я подготовил себя к первому поднятию в небо модели =)
Снова поделав пробежки при боковом ветре поставил модель поветру,прогазовал двигатель и начал разбежку.....отрыв... небольшой крен влево.....слабый отклик на зажатых расходами и экспонентами рулях...Поднявшись повыше триммировал крен,установил ручку газа на половину и вуаля....самолет пошел по рельсам =))))быстро....шустро....но по рельсам....!!!На тот момент датчик адреналина в организме ну просто поплавился =))))))))
Покружив вокруг я начал примеряться на посадку,сделав пару пролетов я поветру...акккккуратненько плюхнул модель в траву не дотянув метр до полосы.
Во время полета у двига выдавило прокладку на глушак и поэтому немного на перегазовках он "тупил" =)Глушак был затянут без прокладки,бак дозаправлен и я снова полетел.Второй полет был уже с попроавлеными настройками,поэтому можно было смело крутить петли и бочки,что я собственно и делал =)
Режим посадки толком настроить не удалось...в сл раз думаю удастся....
Я пока не знаю что ждет меня с этой моделью,но знаю точно что она может то,чего пока я не умею =)))

З.Ы.Кому нужны чертежи под 3мм фанеру могу выслать.
Валерию Ушаневу большое спасибо за них!
"о Великом и Могучем.." в школе считал ворон и языка родного граматическе плохо знаю,жестко зато честно... =)


А вот и мы!!! =))))Наш клуб!Маленький,но клуб!