Началось это давно, ещё тем летом. Я собирался сделать этот самолет к концу весны, на первый кубок Украины который проходил в Киеве в начале июня. Мне все говорили: строй сейчас пока есть время, потом не успеешь. Но я не особо прислушивался к этому и на первый кубок не успел. Но наверстал упущенное и смог поехать на кубок имени Сикорского который проходил в Киеве в августе.
Настоящий самолет это советская самоделка, чертежи которой попали в журнал моделист-конструктор. Вот его общий чертеж (если кому будет нужно у меня есть все подробные чертежи).
А вот и фото самолета с выставки СЛА 1987
Почему все-таки корды? А просто потому что ими мы занимаемся на кружке и у нас проходят по ним соревнования. Радио я тоже занимаюсь но только в соревнованиях не участвую. Перейдем к самой постройке.
Вначале был изготовлен наборной лонжерон из сосновых реек (хотя у меня все рейки кроме моторамы - сосна). Он имеет V-образность, и внего вклеена буковая бобышка за которую крепится качалка управления. Ось качалка сдвинута на 1.5 см от центра тяжести назад это дает плавность в управлении.
Далее из фанеры были вырезаны шпангоуты и спомощью срингеров был собран фюзеляж. Рейки на которых будет держатся мотор - бук 10Х10.
После этого я взялся за хвостовое оперение. Оно собрано из бальзовых нервюр и сосновых реек. Навесы решил сделать сам копийные. Выполнил их из оцинковки и алюминиевых заклёпочек. Кабанчик сделан из велосипедной спицы на которую напаяна расплющенная медная трубка.
Следующими были сделаны нервюры из бальзы толщиной 2.5 мм делались они по двум одинаковым шаблонам между которыми они зажимались и обтачивались. Дальше был приклеен лонжерон к шпангоуту. Кстати стоило сделать съемные крылья и крепление качалки к площадке в фюзеляже, потому как размах в 1500 не особо удобен в перевозке в поезде или метро, но это пришло уже позже. После на лонжерон были нанизаны нервюры и приклеены передняя и задняя кромки из сосновых реек. В месте крепления элеронов были отпилены ненужные части по форме элерона.
После этого мне почему-то захотелось сделать элероны и руль поворота. Они сделаны полностью аналогично хвостовому оперению. Только в руле пришлось протачивать канал для хода кабанчика, опять же все из за спешки. Нужно было изначально сделать кабанчик не перпендикулярно рулю высоты, а так чтобы он был под таким углом, что когда он упирается руль уже был отклонен вверх.
Далее были зашиты боковушки фюзеляжа бальзой, проведена тяга к рулю высоты и построен киль.
Дальше из толстой фанеры была сделана площадка под стойку шасси, и она была усилена уголками из фанеры.
Дальше я сделал пол с механизмом сброса листовок, спаял и вклеил бак. Важно чтобы бак и питательная трубка была на одной оси с жиклером. Для большего места под капотом я выпилил отверстие под бак в шпангоуте и утопил его туда.
Дальше я обогнул лобики 1 мм бальзой при загибании мочил её водой. Сделал вывод корд. Можете заметить что из фюзеляжа корды выходят вверху нервюры почти у края, а из крыла выходят внизу. Это сделано из-за угла V чтобы корды были параллельно земле и самолет летел ровно. Также было зашито место на нервюрах возле фюзеляжа и передний гаргрот. В лобик была вклеена закладная гайка для съемного ПВД, а в пол для стойки шасси.
Бак был обклеен алюминиевой фольгой потом бальзой потом снова фольгой это сделано для того чтобы бак не грелся и топливо не пенилось. Также я сделал костыль и навесил на имитированные петли все рулевые плоскости.
Дальше из пенопласт я выточил и приклеил законцовки крыла, также сделал имитацию тяг руля высоты.
Дальше я обтянул задний гаргрот крафт-бумагой та что из мешков из под цемента, и принялся за изготовление капота. Вначале склеил грубую форму из пеноплекса, после обточил по контуру и выводил радиусы. Приклеил заготовки щек и тоже довел все шкуркой, проделал все воздушные отверстия. Для жесткости внутри под капотом вклеены направляющие из бальзы. Дальше я сделал верхние жалюзи и обтянул все стеклотканью и внутри и снаружи. А дальше шпаклевка и доводка.
Дальше мне захотелось поработать с кабиной я сделал пол на котором сидит пилот и сделал приборную панель. Она выполнена из алюминия, приборы распечатаны, а болтики я делал самодельной приблудой, сделанной из иголки от капельницы, ей можно делать имитацию заклепок если её нагреть и прикоснутся к покрашенной поверхности или к пластику.
После этого я сделал зализы крыла. Их контур я проклеил изолентой в 3 слоя там где стык и в 1 там где он заходит на фюзеляж. После чего зашпаклевал и вышкурил. Ещё я выпилил и согнул стойку шасси, завтулил колеса и установил их на стойку. Также сделал крепление капота. Оно организовано на 1 болтике и 4 штырьках торчащих из капота которые входи во вклеенные в нос трубочки.
Также тут видно канал выхода воздуха, но как итог, на его месте сейчас свенец для центровки.
Далее последовала обтяжка миколентой с эмалитом и изготовление разных мелочей в том числе съемное ПВД. Кстати так как по большей части самолет полностью делался без подсказок руководителя, я прозевал вклеить грузик в крыло для баланса с кордами. И мне пришлось дырявить новый самолет в ночь перед соревнованиями.
Дальше была покраска. сначала в желтый, а после красный и синий. Как же я намучался с масками. Мне помогал красить мой лучший друг Сергей Скворцов здесь есть статья про его биплан АИР-1 Кордовая модель АИР-1 (первый самолет Яковлева) . Если бы не он то я бы не успел сам ничего покрасить. Красил машинными красками mobihel.
Далее установил стойку шасси, довел до ума систему управления газом, сделал кожаный сало из старого пальто, посадил пилота и выгнул с оргстекла лобовое стекло.
Дальше доводил разную мелочь в ночь перед поездом сделал корды и настроил управление. Прям в гостинице делал и клеил надписи и доделывал управление. На самолете много что не доделано (расшивка, заклепочки) но самолет хорошо себя показал как по полету так и по стенду. Он получился очень ярким и выделяющимся, судьи говорили "желтый цыпленок" но мне это нравится.
Масштаб - 1:4
Двигатель - Thunder Tiger на 7 см3
Размах - 1500 мм
Вес точно не помню но не больше 2 кг
Фото с кубка им. Сикорского где я занял 2 место.
Я надеюсь что этот вид моделизма никогда не вымрет потому что в нем есть свой шарм, и у него есть свои поклонники поэтому не стоит забывать то с чего все начиналось.
Спасибо всем за внимание! Если остались какие-то вопросы, задавайте, я на них с радостью отвечу!
Бондарев Михаил город Славянск Украина 16 лет
Настоящий самолет это советская самоделка, чертежи которой попали в журнал моделист-конструктор. Вот его общий чертеж (если кому будет нужно у меня есть все подробные чертежи).
А вот и фото самолета с выставки СЛА 1987
Почему все-таки корды? А просто потому что ими мы занимаемся на кружке и у нас проходят по ним соревнования. Радио я тоже занимаюсь но только в соревнованиях не участвую. Перейдем к самой постройке.
Вначале был изготовлен наборной лонжерон из сосновых реек (хотя у меня все рейки кроме моторамы - сосна). Он имеет V-образность, и внего вклеена буковая бобышка за которую крепится качалка управления. Ось качалка сдвинута на 1.5 см от центра тяжести назад это дает плавность в управлении.
Далее из фанеры были вырезаны шпангоуты и спомощью срингеров был собран фюзеляж. Рейки на которых будет держатся мотор - бук 10Х10.
После этого я взялся за хвостовое оперение. Оно собрано из бальзовых нервюр и сосновых реек. Навесы решил сделать сам копийные. Выполнил их из оцинковки и алюминиевых заклёпочек. Кабанчик сделан из велосипедной спицы на которую напаяна расплющенная медная трубка.
Следующими были сделаны нервюры из бальзы толщиной 2.5 мм делались они по двум одинаковым шаблонам между которыми они зажимались и обтачивались. Дальше был приклеен лонжерон к шпангоуту. Кстати стоило сделать съемные крылья и крепление качалки к площадке в фюзеляже, потому как размах в 1500 не особо удобен в перевозке в поезде или метро, но это пришло уже позже. После на лонжерон были нанизаны нервюры и приклеены передняя и задняя кромки из сосновых реек. В месте крепления элеронов были отпилены ненужные части по форме элерона.
После этого мне почему-то захотелось сделать элероны и руль поворота. Они сделаны полностью аналогично хвостовому оперению. Только в руле пришлось протачивать канал для хода кабанчика, опять же все из за спешки. Нужно было изначально сделать кабанчик не перпендикулярно рулю высоты, а так чтобы он был под таким углом, что когда он упирается руль уже был отклонен вверх.
Далее были зашиты боковушки фюзеляжа бальзой, проведена тяга к рулю высоты и построен киль.
Дальше из толстой фанеры была сделана площадка под стойку шасси, и она была усилена уголками из фанеры.
Дальше я сделал пол с механизмом сброса листовок, спаял и вклеил бак. Важно чтобы бак и питательная трубка была на одной оси с жиклером. Для большего места под капотом я выпилил отверстие под бак в шпангоуте и утопил его туда.
Дальше я обогнул лобики 1 мм бальзой при загибании мочил её водой. Сделал вывод корд. Можете заметить что из фюзеляжа корды выходят вверху нервюры почти у края, а из крыла выходят внизу. Это сделано из-за угла V чтобы корды были параллельно земле и самолет летел ровно. Также было зашито место на нервюрах возле фюзеляжа и передний гаргрот. В лобик была вклеена закладная гайка для съемного ПВД, а в пол для стойки шасси.
Бак был обклеен алюминиевой фольгой потом бальзой потом снова фольгой это сделано для того чтобы бак не грелся и топливо не пенилось. Также я сделал костыль и навесил на имитированные петли все рулевые плоскости.
Дальше из пенопласт я выточил и приклеил законцовки крыла, также сделал имитацию тяг руля высоты.
Дальше я обтянул задний гаргрот крафт-бумагой та что из мешков из под цемента, и принялся за изготовление капота. Вначале склеил грубую форму из пеноплекса, после обточил по контуру и выводил радиусы. Приклеил заготовки щек и тоже довел все шкуркой, проделал все воздушные отверстия. Для жесткости внутри под капотом вклеены направляющие из бальзы. Дальше я сделал верхние жалюзи и обтянул все стеклотканью и внутри и снаружи. А дальше шпаклевка и доводка.
Дальше мне захотелось поработать с кабиной я сделал пол на котором сидит пилот и сделал приборную панель. Она выполнена из алюминия, приборы распечатаны, а болтики я делал самодельной приблудой, сделанной из иголки от капельницы, ей можно делать имитацию заклепок если её нагреть и прикоснутся к покрашенной поверхности или к пластику.
После этого я сделал зализы крыла. Их контур я проклеил изолентой в 3 слоя там где стык и в 1 там где он заходит на фюзеляж. После чего зашпаклевал и вышкурил. Ещё я выпилил и согнул стойку шасси, завтулил колеса и установил их на стойку. Также сделал крепление капота. Оно организовано на 1 болтике и 4 штырьках торчащих из капота которые входи во вклеенные в нос трубочки.
Также тут видно канал выхода воздуха, но как итог, на его месте сейчас свенец для центровки.
Далее последовала обтяжка миколентой с эмалитом и изготовление разных мелочей в том числе съемное ПВД. Кстати так как по большей части самолет полностью делался без подсказок руководителя, я прозевал вклеить грузик в крыло для баланса с кордами. И мне пришлось дырявить новый самолет в ночь перед соревнованиями.
Дальше была покраска. сначала в желтый, а после красный и синий. Как же я намучался с масками. Мне помогал красить мой лучший друг Сергей Скворцов здесь есть статья про его биплан АИР-1 Кордовая модель АИР-1 (первый самолет Яковлева) . Если бы не он то я бы не успел сам ничего покрасить. Красил машинными красками mobihel.
Далее установил стойку шасси, довел до ума систему управления газом, сделал кожаный сало из старого пальто, посадил пилота и выгнул с оргстекла лобовое стекло.
Дальше доводил разную мелочь в ночь перед поездом сделал корды и настроил управление. Прям в гостинице делал и клеил надписи и доделывал управление. На самолете много что не доделано (расшивка, заклепочки) но самолет хорошо себя показал как по полету так и по стенду. Он получился очень ярким и выделяющимся, судьи говорили "желтый цыпленок" но мне это нравится.
Масштаб - 1:4
Двигатель - Thunder Tiger на 7 см3
Размах - 1500 мм
Вес точно не помню но не больше 2 кг
Фото с кубка им. Сикорского где я занял 2 место.
Я надеюсь что этот вид моделизма никогда не вымрет потому что в нем есть свой шарм, и у него есть свои поклонники поэтому не стоит забывать то с чего все начиналось.
Спасибо всем за внимание! Если остались какие-то вопросы, задавайте, я на них с радостью отвечу!
Бондарев Михаил город Славянск Украина 16 лет
Но вы меня извините, но "матор" никуда не годится. Может, придираюсь, но не надо так.
+
А там, глядишь, и свой "Арго" допилить настроение появится...
Мы тут тоже слегка летаем, правда на электричестве.
Ты, наверное, знаешь как развивались кордовые модели?
Пусть посмотрят, кто не знает и вспомнят себя молодыми участники этих соревнований.
Краморенко Валера - пилот кордовых моделей. Макаров Валера - пилот Р/У моделей. Оба принимали участие в создании ДПЛА и я их хорошо знал. Что говорить, вся бригада была родной, потому что работали с диким интузиазмом. О нашей прошлой работе хорошо написал Андрей Биланов в журнале Крылья Родины.