Привет Всем!
Данная статья про легендарный истребитель времен расцвета советской авиации И-16, он же Ишак, он же Ишачек, он же Рата, он же Моска.



Сподвиг меня на его создание товарищ по хобби, сказав – «А не хочешь собрать Ишачка?»
- «А давай», сказал я и процесс пошел…

Обзор

В результате, у меня на столе оказался вот такой набор нарезки ЕРР деталей.


 

Смотрим подробнее.
 



Назначение кучки повторяющихся деталей, разнообразной толщины и сечения, я не смог понять, возможно доложены для веса.

И вот такие здоровенные консоли крыла.



Нарезка, надо сказать, несуразная! Проработка далека от идеала, если собирать в лоб, получится, что то вот такое с размахом 1200мм.

 
 

Ну значит потребуется творческий подход.


Подготовительные работы

Определяемся с масштабом.
 



Длина 520мм, прикинул по пропорциям оригинала, размах получается 800 мм.
Сел за изучение истории и чертежей И-16.

Распечатал чертеж, прикинул к нему нарезку.

 


Не фонтан конечно, стреловидность не совпадает, заготовки на стабилизатор вообще малы, делать нечего, будем резать!
Вырезал первую консоль, прикинул к телу.

 


Теперь лучше!
Таким же образом обрезана и вторая консоль.
Оставшиеся обрезки, консолей крыла, пошли на горизонтальный стабилизатор.

 


Так как крыло у нас было с плоско-выпуклым профилем, пришлось делать пластическую операцию получившемуся стабилизатору, для придания ему симметричного профиля.
РВ отрезан и навешан на "УхуПетли", вставлена карбоновая реечка 6х1х100мм.

 


Контрольное взвешивание, вес нарезки 63г.

 


Консолям профиль тоже подправил, скруглил законцовки.
Фюзеляж раскрасил маркерами, практика показала, что на ЕРР он отлично держится.
Схему раскраски, взял эту:




Вычитал, что в такой раскраской И-16 в 1935г. демонстрировался на Международной авиационной выставке в Милане.



Сборка

Начал со сборки крыла. Разметил и отрезал элероны. Сделал их достаточно большие, навесил на УхуПетли.
Склеил консоли между собой, задал небольшой угол V-образности.
Вклеил усилители, снизу на весь размах 1.5мм карбоновый пруток снизу, сверху пара обрезков длинной 30-40 см.



 


Вклеил крыло, начал делать так называемые "зализы".

 


С ними он сразу стал похож на самого себя.

 


Далее, вклеиваю стабилизатор. Соорудил примитивный стапель из обрезков EPP, нанес клей (использовал PUR-501) и пришпилил булавками.

 


Для надежности, поставил пару распорок (карбон 0.8мм) между стабилизатором и килем.

 


Мотораму сделал из фруктовой фанеры, склеил на ПВА, в виде буквы П, вклеил ее на PUR-501, покрасил красным акрилом. Установил мотор 2205C-1400.

 


Сервомашинки на РВ и РН - 9г, вклеены на Ухопор (по капле под ушки).
Тяги 1мм карбон, опоры и кабанчики вырезаны из ПВХ уголка, вклеены на Циакрин.




 


Сервомашинки элеронов тоже 9г., врезал в крыло, крышечки приклеены на Ухопор, Тяги из скрепки (продаются в канцтоварах, большие такие скрепки, диаметр проволоки у них 0.8мм).

 


Фюзеляж усилен двумя карбоновыми рейками, одна по низу, от начала крыла до самого хвоста.

 


Вторая над крылом покороче, от середины крыла до середины стабилизатора.

 


Развел проводку сервомашинок к предполагаемому месту установки приемника. Припаял контролер мотора.
В этом плане ЕРР очень удобен, прорезал ножом канал и спрятал в него проводок, получается очень аккуратно и ничего не торчит.

 


А это мое «Ноу-хау» в фиксации тяги сервомашинки.
Обратите внимание на законцовку тяги, вставленную в качалку сервы.

 


Делается все из того же ПВХ профиля, в кусочке материала делается отверстие нужного диаметра, обрезается ножницами до мелкой шайбочки и фиксируется каплей Циакрина на Г-образной законцовке тяги.



Вживляем самолету "мозг"


Одним из минусов профильных моделей, является отсутствие пространства для размещения электроники. В результате летают они "потрохами" наружу.
А, что бы, наш Ишачек, не был похож на Зомби, проведем ему операцию по имплантации мозга приемника.

Приступим!
Прикидываем место где будет у нас вживлен приемник и размечаем площадку.

 


Берем скальпель модельный нож и аккуратно, по размеченным линиям, прорезаем деталь (в моем случае крыло) насквозь.

 


Извлеченный таким образом кубик, делим на три части, верхнюю крышку, нижнюю крышку и центральную часть (которая будет полостью для приемника).

 


Первую половинку вклеиваем на место, хорошенько проклеивая и выравнивая заподлицо.
Получаем вот такую нишу.

 


Размещаем в ней наш приемник.
Для антеннки делаем канавку и утапливаем ее туда.

 


Закрываем приемник второй половинкой, готово.

 


В принципе, таким образом, можно было спрятать его туда вместе с проводами, но решил оставить возможность подключать и отключать разъемы. Так сказать - "На всякий случай!"



Боевая раскраска


Центроплан, передняя кромка крыла и зализы зашиты листовым алюминием, установлено шасси, нанесены знаки отличия.







 


Сильно копийно не стал наносить деталировку, больно ее там много.
За одно научился рисовать звезды :)

Сухой вес (не заправленного батарейкой) самолета - составил 172г.

Батарейки планируются весом 50г для медленно и печально и 70г для по шустрее, а там посмотрим.

На носу майские праздники, надеюсь удастся как следует погонять его по небу.



Облет


На майских праздниках установилась очень приятная погода, можно запускать самолеты!










Полетел сразу, чуть подтриммировал по РВ и все.

 


Летал на акках 2S-800, в следующий раз попробую на 3S-850




 

Видео полета на трех банках (3S-850).
 




Заключение

После того как погонял на трех банках, на двух совсем не интересно стало.
Но надо доводить геометрию самолета, а то уводит его. Даешь петлю, а получается какой то зигзаг.
РН оказался мало эффективным, самолет на него реагирует слабо. Можно было не делать, но так как он уже был отрезан, выбора не было, не приклеивать же его обратно.
В остальном самик получился классный, летит стабильно, не срывной.
Сделал микс включения флаперонов - так оказался бесполезным, на посадку и так заходит практически пешком. Один раз случайно его включил, потом долго не мог понять, что случилось с Ишачком, думал что то отказало, посадил, а это флапы включены.
 



Облетал ишачка с новым винтом. Летает замечательно, всем понравилось, сказали "Очень копийно"
На счет стал ли летать быстрее не скажу, определить на глаз разницу трудно. Но не медленнее, это точно.


Ссылки и источники

Удачи в творчестве и мягких посадок вашим моделям!