Ремонт мотора - это просто!
Нужно только знать как это сделать!
Появилось свободное время, и из спортивного интереса занялся ремонтом двух сгоревших моторов.
В обзоре отразил весь путь перемотки, в т.ч. и неудачные моменты. Думаю, что симптомы неудачных опытов перемотки пригодятся для желающих отремонтировать свои сгоревшие моторы.
Первый мотор -бесколлекторный мотор KDA2215M Паркфлаер.
Вскрываем мотор, в одном месте явно видна поджаренная изоляция.
Для снятия сердечника с обмоткой используем промышленный фен, температура нагрева 230 С0.
При разборке выкрутилась и втулка, на которую насаживается сердечник.
Намотка выполнена проводом 0,2мм х 5жил, соединение обмоток - треугольником.
Мотор имеет 12 зубов и 14 магнитов.
Пытаемся снять обмотку. Не совсем получается – она залита компаундом, судя по всему - эпоксидка. Здесь очень помог Dremel Паркфлаер.
Аккуратно пропиливаем обмотку в зазорах между железом. Затем удаляем остатки обмоток при помощи скальпеля и плохого русского языка. На удаление старой обмотки я потратил более 2-х часов.
Как я уже сказал, намотка выполнена проводом 0,2мм х 5 жил.
Считаем площадь сечения одного провода: S=ПR2
S=3,14*0,1*0,1=0,0314 мм2
С учетом 5-ти жил:
Sобщ=0,0314 мм2*5=0,157 мм2
В наличии был провод диаметром 0,33, 0,45 и 0,5 мм. Сечение провода следующее:
S0.33=0,0854 мм2
S0.45=0,1589 мм2
S0.5=0,1962 мм2
Выбираем провод 0,5мм.
Опущу теорию - в интернете достаточно ресурсов по перемотке моторов. Вот некоторые из них.
http://penolet.ru/content/110 - информативная статья по перемотке мотора от нашего соотечественника.
http://aviamodelkastr.narod.ru/content/articles/01/01.htm - еще один хороший обзор от нашего умельца.
http://watman.od.ua/wiki/_media/brushless_motor.pdf - инструкция по намотке мотора от Komodo Hobby (на английском языке).
http://www.bavaria-direct.co.za/models/motor_info.htm - импортный сайт по моторам.
http://www.translate.ru/siteTranslation/autolink/?direction=gr&template=General&sourceURL=http://www.powerditto.de/Bewickeln.html - очень познавательный ресурс - помощь от alldn.
Хотелось бы остановится на различиях в соединениях треугольником и звездой.
Треугольник против Звезды - из расчета, что диаметр провода и количество витков остается неизменным.
- Треугольник дает в 1.73 раза больше мощности и значение тока, чем Звезда.
- Обороты на Треугольнике в 1.73 раза больше, чем на Звезде, но крутящий момент меньше.
- При соединении Звездой, в 1.73 раза меньше витков нужно намотать, для достижения той же мощности и оборотов, что и по схеме Треугольник.
Итак, мотаем по схеме LRK проводом диаметром 0,5 мм, по схеме, приведенной ниже.
Для удобства в работе пронумеруем зубья сердечника.
Поначалу я промаркировал каждый конец обмотки, но потом понял, что проще сразу собирать из обмоток треугольник.
Припаиваем силовые провода.
Закрепляем обмотку при помощи такого клея.
Собираем мотор.
Смотрим результат на видео.
Работает, но непонятно как работает. В чем причина нестабильной работы – неясно.
Разбираем мотр, снимаем обмотку. Попробуем намотать по методу DLRK.
Пробуем запустить мотор еще раз.
Разобрал, перемотал. Все обмотки мотал в одном направлении, по часовой стрелке. Схема LRK. Смотрим.
Долго ломал голову, почему мотор не хочет работать и что может быть причиной.
Выяснилось, что ошибка кроется не в направлении намотки (здесь все было сделано правильно). Ошибка заключалась в неверном соединении начала и конца обмоток на каждом зубе. Т.е. правильная процедура намотки следующая: складываем намоточный провод пополам и начинаем мотать каждый зуб от центра.
В первых ошибочных вариантах я перематывал так: сначала наматываем обмотку на один зуб, затем этим же проводом (концом обмотки) начинаем мотать следующую обмотку (рисунок D).
Вот схема, по которой намотан мотор.
Та же схема, но в другой раскладке. Обратите внимание: черные точки - это начало каждой обмтотки.
После перемотки по варианту «С» мотор закрутился как надо.
Второй мотор - импеллерный бесколлекторник ADH300L Паркфлаер.
Он устанавливается на вот такой импеллер Паркфлаер.
С этим мотором заморочек было гораздо меньше: обмотки не были залиты компаундом и заработал он сразу после первой перемотки.
Начнем по порядку.
Разбираем импеллер. Запаха горелой изоляции, как ни странно, нет.
Мотор имеет 6 магнитов и 9 зубов.
При детальном осмотре выяснилось, что имеется коротыш на силовых проводах на входе в корпус мотора, а также обгорание изоляции на двух смежных обмотках - межвитковое замыкание.
Каждый зуб намотан проводом 0,24мм х 5 жил, 6 витков. Обмотки собраны треугольником.
Новая обмотка будет намотана проводом д.0,5 мм, соединение по нижеприведенной схеме.
Первая обмотка.
Перемотанный мотор.
Результат перемотки мотора на видео.
В сборе с импеллером.
Для желающих попробовать свои силы в самостоятельном изготовлении мотора в продаже есть набор для сборки мотора HXT 2730 DIY kit Паркфлаер. DIY - Do It Yourself - по-русски значит Сделай сам!
Впервые статья увидела свет на RC-Aviation.ru
Удачи в творчестве.
1.обращайте внимание на состояние лакового покрытия статора, сколы обязательно нужно отремонтировать (например капелькой эпоксидки);
2.после намотки проверте целосность изоляции (между обмоткой и статором);
3. не поправляйте витки стальными инструментами (сорвете лак с провода) заточите несколько бамбуковых палочек (пользую палочки для шашлыка или для китайской еды)
4. если используете б/у провод залитые катушки выкинте во вторчермет - провод с неповрежденным лаком из них не вытащтить
Согласен, здесь главное не опустить руки, в случае неудачных попыток!
Немного терпения... и все работает как надо!!! =)
Отличное пособие для того, кто сталкивается с такой проблемой впервые.
Боже! Сколько моторов теперь не отправятся на помойку... :-)