Построив катер, покатав его по стадиону я написал первую статью - http://www.parkflyer.ru/49553/blogs/view_entry/2108/. На которую получил много отзывов, к удивлению все отзывы были положительны, за что отдельное спасибо всем. Получил много дельных советов и конструктивных замечаний, да и сам видел что модель немного не до делана. Снова сел за проектирование и устранение недостатков которых было несколько:
Первый неприятный момент - это "момент" который создает винт накачки подушки и не дает статично зависать на месте. Было предложено решение с установкой направляющих лопаток под подушкой. Сразу хочу сказать, что решение рабочее, но... но при условии что есть достаточный избыток давления (т.е. запас по мощности). Но у меня запаса нет, как вы помните я сам сделал импеллер из кулера от компьютера, как оказалось он не очень производителен, т.к. не рассчитан на такие обороты. При примерно 50% мощности (50% оборотов - около 8 тысяч оборотов) на лопатках пропеллера возникает флаттер и мощность не растет при повышении оборотов - т.е. обороты увеличиваются, но вместо прироста давления я получаю сильную вибрацию (хотя пропеллер отбалансировал). Поскольку работаю в проектном институте, попросил своего коллегу просчитать вариант с лопатками на компьютере, создали модель, посчитали и убедились, что не хватает не много, всего 30% мощи бы добавить и можно делать направляющие. Но взять их негде. Поэтому принял решение сделать, как у вертолета, поставить дополнительный винт, как можно дальше от центра тяжести (модель всегда разворачивается вокруг центра тяжести, и чем больше плечо тем меньше силу надо приложить), чтобы он компенсировал момент + дополнительная степень управления, например если упрусь в стену, то винт поможет от нее оттолкнуться. Решение оказалось работоспособным. Вот что получилось и как делал:
В качестве винта для импеллера взял 40-мм кулер от компьютера (раньше стаял на видеокарте фирмы АСУС), как делал раньше, двигатель выкинул, поставил тот что раньше был в качестве маршевого (он как вы помните немного не подошел по мощности и перегревался). По размеру вентилятора кулера сделал трубу из стеклопластика. Долго не мог найти оправку для формирования трубы, случай и удача помогли - "свечи-таблетки" (такие кругленькие в алюминиевых стаканчиках) оказались что они равно 40 мм. Дальше все по сценарию - купил, обернул бумагой и проклеил, потом обернул полиэтиленом (это пожалуй единственный доступный материал который не реагирует и не прилипает к эпоксидному клею), обернул стеклотканью в два слоя и пропитал эпоксидным клеем. Винт приклеил на супер-клей к двигателю. Винт предварительно сбалансировал как мог. Вот что получилось.
После этого с помощью дремеля "прогрыз" в корпусе отверстие для трубы.
Попробовал поставить декоративную решетку, но опять оказалось, что в таком случае не хватает мощности - пришлось снять.
Потом зашпаклевал (до того, как понял что не хватает мощности, решетку вырезал потом).
Обработал наждачной и покрасил. Также заделал вот этот небольшой косяк когда выгрызал отверстие под трубу.
В общем с вращением разобрались.
Второе, что сделал - это юбка. Долго думал из чего сделать, советовали из парусины, из полиэтилена, но... токая парусина - дорого, полиэтилен - не клеится ни одним из известных мне клеёв (так же как фторопласт - коммерческое название "тефлон"). Хотел сделать из болоньевой ткани, но ее не оказалось в магазине, взял токую плащевку (250 рублей погонный метр шириной 1,5 метра - купил отрезок 30 см) и как оказалось не прогадал. Воздух она практически не пропускает, тонкая, плотная и гибкая - то что надо!
И третье, это маршевый двигатель. Как и говорил в комментариях к первой статье, купил Данки + регулятор на 20А БлюСириес от Хоббикинга, и снова угадал. Двигатель холодный, регулятор тоже не напрягается, модель стала заметно шустрее - то что надо.
Ну и видео, для подтверждения проделанной работы.
В качестве винта для импеллера взял 40-мм кулер от компьютера (раньше стаял на видеокарте фирмы АСУС), как делал раньше, двигатель выкинул, поставил тот что раньше был в качестве маршевого (он как вы помните немного не подошел по мощности и перегревался). По размеру вентилятора кулера сделал трубу из стеклопластика. Долго не мог найти оправку для формирования трубы, случай и удача помогли - "свечи-таблетки" (такие кругленькие в алюминиевых стаканчиках) оказались что они равно 40 мм. Дальше все по сценарию - купил, обернул бумагой и проклеил, потом обернул полиэтиленом (это пожалуй единственный доступный материал который не реагирует и не прилипает к эпоксидному клею), обернул стеклотканью в два слоя и пропитал эпоксидным клеем. Винт приклеил на супер-клей к двигателю. Винт предварительно сбалансировал как мог. Вот что получилось.
После этого с помощью дремеля "прогрыз" в корпусе отверстие для трубы.
Попробовал поставить декоративную решетку, но опять оказалось, что в таком случае не хватает мощности - пришлось снять.
Потом зашпаклевал (до того, как понял что не хватает мощности, решетку вырезал потом).
Обработал наждачной и покрасил. Также заделал вот этот небольшой косяк когда выгрызал отверстие под трубу.
В общем с вращением разобрались.
Второе, что сделал - это юбка. Долго думал из чего сделать, советовали из парусины, из полиэтилена, но... токая парусина - дорого, полиэтилен - не клеится ни одним из известных мне клеёв (так же как фторопласт - коммерческое название "тефлон"). Хотел сделать из болоньевой ткани, но ее не оказалось в магазине, взял токую плащевку (250 рублей погонный метр шириной 1,5 метра - купил отрезок 30 см) и как оказалось не прогадал. Воздух она практически не пропускает, тонкая, плотная и гибкая - то что надо!
И третье, это маршевый двигатель. Как и говорил в комментариях к первой статье, купил Данки + регулятор на 20А БлюСириес от Хоббикинга, и снова угадал. Двигатель холодный, регулятор тоже не напрягается, модель стала заметно шустрее - то что надо.
Ну и видео, для подтверждения проделанной работы.
я делал СВП смысл тот же, но принцип немного другой!
Катер начинает парить ещё на 30% оборотах нагнетающего двигателя. Однако летаем мы на 50% - потому что юбка более упругая становится. Без юбки тоже летали примерно на 50% - зазор между асфальтом и катером при такой мощности примерно 1 мм, а флаттер еще не заметен. Ток, а соответственно и мощность на двигателе накачки соизмеримы с холостыми, для этого двигателя эта крыльчатка не нагрузка. И хочу напомнить, в прошлой заметке писал, что хотел сделать импеллер из 80-мм кулера от компьютера, и как видите получилось, хотя крыльчатка, если по чесноку, не предназначена для таких оборотов (у меня 8к, в компьютере максимум 2к). Проблема тут не в мощности, а возникающем флаттере на крыльчатке - прочтите заметку первую, я там писал про это.
Юбка катеру нужна не для того что бы он парил, а для увеличения проходимости, т.е. чтобы он палочки и камушки всякие переезжал, а не таскал перед собой.
За комментарий спасибо.
Если наклонить вперед, т.е. к носу, винт будет притапливать модель, а если наоборот то поднимать зад модели. По моему для выхода на глиссирование очень важна форма днища судна (уступ нужен). Но я не профессионал - могу ошибаться.
Работа была проделана немалая, а главное - не зря! Все это жужжит, бегает и даже вполне себе управляется.
Пара мыслей по поводу нагнетателя:
Во-первых, крыльчатка с загнутыми вперед лопастями, действительно, не очень-то годится на роль импеллерного ротора. Но ведь компьютерных кулеров с прямыми лопастями едва ли не больше, особенно, среди старья, которое в любой барахолке за спасибо отдадут, причем, спасибо сами скажут, что от хлама избавили ;-).
Второе, чтобы скомпенсировать крутящий момент, нужен таки спрямляющий аппарат - лопасти, выравнивающие закрученный крыльчаткой поток воздуха. Посмотрите, как сделано на заводских импеллерах - сразу за ротором, буквально в миллиметре от лопастей, ставятся неподвижные вогнутые лопатки. Если их правильно расположить, то сопротивления потоку воздуха они почти не будут создавать, по крайней мере, уж точно меньше, чем те 4 "палки", на которых держался моторчик кулера. Кстати, в некоторых кулерах спрямляющий аппарат бывает уже встроенный, ищите "толстые" вентиляторы, более 25мм толщиной (особое внимание на старые сервера - там можно много интересного нарыть).
Ну и моторчик, если удастся подобрать крыльчатку с более жесткими, прямыми лопастями, не помешало бы пооборотистей поставить.
А так как после всех этих мер производительность нагнетателя вырастет, то можно будет избавиться от "рулевого винта" с лишним мотором, а для компенсации оставшегося момента, использовать газовые рули - отверстия в боковых стенках ближе к носу и корме.
PS. Попробовал управлять.. Блин... Надо тренироваться!