После недолгих полетов, частых падений и кучи ремонта, внешний вид самолета пришел в полную непригодность. Решил поменять всю обшивку самолета, а в итоге так увлекся восстановительными работами, что от старого самолета остались только внутренности фюзеляжа.

Статья написана в продолжение к статье Як-3 как первая самодельная модель самолета

 

После ухода в армию и очень скорого возвращения из нее, со словами "Осенью пойдешь", у меня появилась куча свободного времени. 

Пошел в поле и в последний раз запустил Як-3. Дня два назад не успев толком полетать на нем,  сразу же впечатал его в землю, хоть и не сильно, но фюзеляж сложился гармошкой (Пытался увести  самолет от бесстрашных мамаш и их детей). Чинить его не стал, летал с разбитым и частично оторванным носом. Кстати это был единственный раз когда Як-3 с поля вернулся домой в рабочем состоянии, хотя и посадки были жесткими.

Привезя его домой, на следующий день начал его дорабатывать. От носа и до креплений сервомашинок вклеил кусочки линейки шириной 1см, что-бы фюзеляж больше не складывался гармошкой от не сильных падений.

Так-же на замену старому носу, был изготовлен новый из пеноплекса и временно приклеенн к фюзеляжу двумя каплями титана.

За носом захотел поменять часть обшивки в передней части фюзеляжа, и понеслось...

Вместо использованной ранее подложки под ламинат была использована потолочка, так как подложка была очень хрупкая, краска ложилась плохо на нее и титан очень плоко приклеевался к ней, она даже без особого труда отодралась от самолета

После обновления передней части приступил к задней.

В дальнейшем весь пеноплекс сверху был снят, нос отшкурил и сравнял с фюзеляжем и получилась вот такая лодочка.

К пеноплексу возвращаться не хотелось и я решил зашить верх полосками потолочки длиной 500мм и шириной 10мм, что-бы на изгибе эти полоски плотно прилегали друг к другу, их края сточены под 45 градусов. Вырезав новые шпангоуты приклеел их верхушки по верх старых. В местах где будет съемная кабина шпангоуты прилеены только краями, что-бы в дальнейшем просто пройтись ножиком и с легкостью отделить кабину от фюзеляжа. Кстати, от креплений сервомашинок и до хвоста так же приклеел кусочки линейки шириной 5мм(незнаю как называются в фюзеляже... далее буду называть их лонжеронами :) ).

После зашивания все зашкурил. Оставшиеся щели заделал кусочками потолочки, а в месте где будет сама кабина, все так и оставил - всеравно вырезать надо будет.

Изза трудностей с транспортировкой, хвостовое оперение решил сделать съемным. Между лонжеронами снизу приклеел кусочек потолочки, на него сверху кусочек линейки, и на линейку сверху так-же кусочек потолочки, зашкурил и просверлил отверстия под два винта.

Фюзеляж пока отложил, и занялся хвостовым оперением. Хвостовую стойку хотелось сделать управляемой. Сделал костыль из 1мм рояльной струны, закрепил его вместе с петлей между двумя кусочками линейки клеем из термопистолета, заложил эту конструкцию в РН и прикрыл кусочками потолочки.

 

В этот раз РН не усилял кусочками линейки. У РВ кусочком линейки склеены две половинки, держится все на трех петлях - третяя вклеена со стороны кабанчика что бы при движении не выгибалась центральная часть, как было в старом варианте. Еще изза проблем с печатью в Excel оказалось что он при печати вытягивает вертикально изображение, у меня старый РВ был слишком широкий. Новый получился как надо.

Пока все склеивалось, легким движением отрезал от фюзеляжа съемную кабину, она получилась длиннее старой на один шпангоут, зато теперь есть доступ к креплению крыла изнутри фюзеляжа. Заодно в кабине изнутри промазал стыки потолочки титаном, что-бы крепче было.

Изначально задумывалось полностью съемное хвостовое оперение, но вспомнив, что нижняя петля РН вклеивается в фюзеляж, то съемным остался только РВ, но именно он мешался при транспортировке. На фото видно как извлекается РВ из фюзеляжа:

На РВ и РН приклеены одинаковые кусочки линейки. Крепится двумя винтами, гайки не использовал. Наконечники на тягах использовал эти, качество не очень у них, но у меня были только такие. Кабанчики сделаны из коробки из под диска, из того пластика на котором диск крепится. Пробовал делать из пластика самой коробочки - он хрупкий очень.

В этот раз фюзеляж решил чем-нибудь оклееть. Пробовал салфетку - на ней складки появлялись. Потом нашел какую-то очень тонкую и легкую тряпку - ее даже до самотета донести не успел, она вся мятая была, решил погладить, а она взяла и расплавилась под утюгом :) В конце концов использовал обычную бумагу А4 (80г/м2). ПВА разбавил спиртом 1:1, вначале намазал фюзеляж клеем, потом сверху положил бумагу и ее сверху опять-же намазал клеем, заклеивал начиная с хвоста , бумагу клеел внахлест примерно 5-10мм. После заклеивания видо, где бумага внахлест лежит, но после покраски это будет еле заметным. Большинство неровностей на фюзеляже закрылось ровным слоем бумаги. Заодно на фото видно крепление кабины - на двух магнитиках, спереди два бамбуковых штырька, в этот раз вклеенных не в кабину, а в фюзеляж.

   

Моторама сделана из нескольких слоев потолочки, склеенных между собой титаном и на всякий случай укреплено из термопистолета. Все подгонялось под кок винта, что бы все было ровно, выкос уже заложен в мотораму. Теперь кок не цепляет за капот. В самом капоте внутри все выточено бормашинкой, снизу на капоте сделан воздухозаборник.

 

Держится капот на бамбуковых штырьках и магнитиках в капоте, и распиленной шайбы и кусочками зубочисток на фюзеляже. Выглядит не красиво, но зато крепко.

На этом сборка фюзеляжа пока остановлена, и посмотрев на старое крыло, как-то захотелось сделать новое. В этот раз не по чертежу. На строительном рынке была куплена сосновая рейка 4000 х 40 х 10мм.

Выбрал место без сучков и нарисовал два лонжерона, лонжерон рисовал основываясь на высоте каждой нервюры, разметил положение всех нервюр и приступил к выпиливанию. Пилил лобзиком. Пилилась эта рейка очень плохо, поэтому изготовление двух лонжеронов заняло около пяти часов. На центральной части лонжерона, по чертежу нашел угол V крыла и выпилил.

Соединяется все с помощью бамбуковых палочек от суши, и клеется клеем для дерева. Вес каждого лонжерона получился 25.5г. 

 

Лонжерон сразу клеется к двум половинкам крыла с помощью титана.

Вот так выглядит крыло перед заклеиванием. Спереди и сзади лонжерон из трех слоев потолочки. В этот раз продуманы крепления под ретракты(которые я так и не приобрел) - передняя часть третьей и четвертой нервюры выполнена из линейки, под нервюры приклеены площадки под шасси, сами нервюры приклеены к лонжерону с помощью клея для дерева, и потом на всякий случай пролил стыки: дерево к дереву - циакрином , дерево к потолочке - титаном. Четвертая нервюра продлена потолочкой. Уже заранее размечены места под элероны и приклеены кусочки потолочки. Элероны останется только вырезать и навесить на петли. В центральной части полосочки из линейки, далее сверху были закрыты еще одним слоем потолочки. Кусочек линейки под крепление крыла приклеен снаружи.

В этот раз воздухозаборник не работает в качестве воздушного тормоза, а на самом деле забирает воздух.

На элеронах стоят сервы HXT500. Над креплениями шасси вырезаны крышки. Там открывается доступ к креплению шасси и разъему от сервы. Y кабель спаян из провода от интернета( когда проводили интернет попросил, что-бы побольше кабеля отмотали ).

Передняя кромка крыла оказалась очень плоской, пришлось приклеить два слоя потолочки. После обработки крыло стало достаточно зализано.

Что-бы скрыть неровности на передней кромке - заклеил ее так-же бумагой.

Сначала бумагу приклеел титаном.

 

Потом на изгибах сделал надрезы, что-бы складки не пошли.

Далее бумагу приклеил на ПВА, и лишнее обрезал канцелярским ножиком.

Перед покраской приступил к изготовлению масок для звезд и прочих рисунков на самолете.

Делал просто:

На бумагу приклеивается обычный скотч.

Поверх него малярный.

На малярном скотче ручкой или карандашем рисуется рисунок.

Затем все это вырезается ножницами и малярный скотч аккуратно отклеивается от обычного скотча и наклеивается на самолет.

И вот готовый к покраске самолет. Зализ между крылом и фюзеляжем приклеен следующим образом:

Фюзеляж тогда был уже оклеен бумагой, и что-бы наверняка потолочка приклеелась к фюзеляжу, я иголкой проделал дырок в фюзеляже, где будет намазано титаном, что-бы клей прошел к потолочке.

В интернете видел много схем окраски, в итоге с одной стороны фюзеляжа нарисована стрелка с номером, а с другой просто номер крупным планом.

Кабина была сделана из бутылки из под минералки. В качестве болванки была кабина от старого самолета покрытая герметиком и ошкуренная. Над огнем она не расплавилась. Отверстие под кабину было вырезано на глаз. Сама кабина приклеена снаружи на титан.

Далее шла покраска, красил в несколько слоев. Краска использовалась все та-же Звезда. Когда красил потолочку, то рабавлял краску водой примерно 1:1, а при покраске бумаги вообще не разбавлял. Пробовал красить губкой - неудобно и не эффективно. Лучше всего красилось мягкой кисточкой. Когда нанесенная краска еще не просохла, а кисточка уже не красит(что-бы заного кисточку не мокать в краску), то быстрыми движениями кисточки по одному месту вспениваем нанесенную краску и размазываем дальше. Так получается равномернее и затраты на краску сокращаются. 

Снизу самолет красился краской №13 - светло-голубой акрил (именно этот цвет очень плохо разбавлялся водой, да и выглядела как прокисшее молоко хотя и изготовлена в июле)

Сверху: 

№21 - зеленый авиационный интерьерный акрил.

№55 - защитный акрил

№12 - красный акрил

№17 - белый акрил

№20 - черный акрил

Сервомашинки заклеил потолочкой, и сверху залил герметиком. Делал так:

Сделал рамку вокруг сервы из малярного скотча, потом наклеил малярный скотч вторым слоем и залил герметиком. Пальцем разровнял герметик, затем снял верхний слой скотча со всеми излишками герметика. Дождался пока герметик высохнет и не снимая нижнего слоя малярного скотча пошкурил, что -бы не сошкурить нанесенную краску и саму потолочку.

После покраски отлепил маски. Получилось так:

Потом уже вручную раскрасил здезды и закрасил белым цифры и стрелку.

Дальше самолет оклеивался скотчем. Оклеивался по той-же технологии, что и бальзовые модели. Приглаживался скотч кончиком обычного утюга, температура выбрана опытным путем. Скотч так-же усаживался как и пленка для бальзовых моделей. При разглаживании скотч немножко морщился, но при остывании растягивался и становился гладким. Делал все 1 в 1 как в этом видео

http://smotri.com/video/view/?id=v23426266e66

К сожалению на ютубе его не нашел.

Когда обтягивал скотчем, думал что будет очень сложно, а на самом деле оказалось все просто.

Капот был покрыт лаком для дерева. Его не получалось скотчем затянуть. Старый кок был пошкурен и покрашен в красный цвет.

Крышки на крыльях держатся на магнитах с кусочками лезвия от канцелярского ножа и спереди на скотче.

Само шасси состоит из 2.5мм струны от рояля, крепление сделано из линеек, стойка вклеена термопистолетом. Колеса оставил прежние.

Отсек под аккумулятор теперь ниже.

Спереди на крыле где должны быть воздухозаборники я наклеел черный скотч. Вырезал наклейки просто:

На бумагу наклеил малярный скотч, на малярный скотч наклеил черный скотч. Затем все это перевернул и снизу на бумаге нарисовал форму воздухозаборника, вырезал ножницами. Затем отклеил черный скотч от малярного и налеил на самолет.

Ну и общий вид самолета:

Выхлопных труб подходящих не нашел, но обязательно сделаю. Облетать к сожалению не получилось изза погоды, а сейчас времени уже не хватает. 15 октября обещают опять в армию забрать.

На самолет тратил по 1-2 часа в день. Переделывал я его 3 месяца .

Пока про характеристики: 

Размах - 1000мм

Длина вместе с коком - 920мм

Полетный вес - 700гр

Сервомашинки элеронов - HXT500

Сервомашинка РВ - HXT900

Сервомашинка РН - TGY-50090M (Уж больно часто пластиковые сервомашинки стоящие в РН ломают редуктор. Причем у меня во всех самолетах так)

Моторчик - Turnigy L2210-1400 Об/В (210Вт)

Регулятор - Turnigy AE-30A

Пропеллер - 9х5

Ну и в конце расскажу немного про доработанные мною покупные самолеты.

WingDragon - Перевозка самолета в собранном виде так-же неудобна, особенно если везешь ссобой в поле кучу самолетов. Был сшит удобный чехол для него. Закинул за спину и пошел. И всегда при себе имеешь два крыла - спортивное и тренировочное. Чехол состоит из двух карманов - один основной, где лежит фюзеляж с крыльями, и один маленький под хвостовое оперение и шасси.

Сбаш из "Пилотажа" - Летал на аккумуляторе 1000mah и 1800mah, что-бы центровка была в норме - при аккумуляторе 1800mah в хвост ввинчиваю саморез, и центровка в норму приходит, а при аккумуляторе 1000mah саморез вкручиваю в отсек для аккумулятора и получается саморез не дает выпасть аккумулятору, а заодно приводит центровку в норму.

 

 

Летом был куплен Crack Pitts - отличный самолет, сейчас на машине везде вожу ссобой, летать на нем можно где угодно. Но разбивать я его умудрялся, особенно при морковках у него в месте крепления моторамы трескался пенопласт и дальнейшие полеты были невозможны изза сильной вибрации. Закрепил мотораму четыремя кусочками палочек от мороженного, веса прибавалось около 1 грамма, теперь морковки случаются без последствий. Потом покрасил их красным акрилом.

Спасибо за внимание!

Удачных полетов!