Доброго всем времени суток. Хочу Вам представить на суд свою модель СВП сделанную за месяц. Сразу извинюсь, в введении не совсем то фото, но тоже относящееся к этой статье. Интрига...
Отступление
Доброго всем времени суток. Хочу начать с того, как я увлекся радио моделированием. Чуть больше года назад, на пятилетие ребенку подарил катер на воздушной подушке
Все было ничего, заряжали, катались до определенного момента. Пока сын, уединившись в своей комнате с игрушкой, решил засунуть антенну от пульта в пропеллер и включить его. Пропеллер разлетелся на мелкие кусочки, наказывать не стал, так как ребенок сам был в расстройстве, все игрушка испорчена.
Зная, что у нас в городе есть магазин «Мир Хобби» я поехал туда, а куда еще! Нужного (старый был 100мм) пропеллера у них не было, а самый маленький, который был это 6’x 4’ в количестве двух штук, прямого и обратного вращения. Делать нечего взял, что есть. Обрезав их под нужный размер, установил на игрушку, но тяга была уже не та. А еще через неделю у нас проводились судомодельные соревнования на которых мы с сыном тоже присутствовали в качестве зрителей. И все, вот и загорелась та искорка и тяга к моделированию и полетам. После чего я познакомился с данным сайтом parkflyer.ru заказал детали для первого самолета. Правда, до этого допустил небольшую ошибку, купив пульт в магазине за 3500, а не ПФ аналогичный пульт в районе 900+доставка. В ожидании посылки из Китая, летал на симуляторе через аудио шнурок.
За год было построено четыре самолета:
- Бутербродный Mustang P-51D, размах-900мм. (разбит в первом полете, оборудование снято),
- Cessna 182 из потолочки и пенополистерола, размах-1020мм. ( битый, перебитый, но живой, оборудование снято)
- Самолет "Дон-Кихот" из потолочки и пенополистерола, размах-1500мм. (три раза разбитый, два крыла переклеено, сейчас на нем летаю)
- Extra 300 из потолочки, размах-800мм (разбита, ждет ремонта)
- Построен аэроглиссер "Патрульный"
Так как меня всегда влекла вода, корабли, катера и все что с ними связано, решил построить СВП. Покопавшись в интернете, я нашёл сайт model-hovercraft.com и статью о постройке СВП Griffon 2000TD.
Процесс постройки:
Изначально корпус сделал из фанеры 4мм, все выпилил, склеил и после взвешивания отказался от идеи с фанерой (вес составил 2.600 кг.), а еще планировалось обклеить стеклотканью, плюс электроника.
Корпус было решено делать из пенополистерола (утеплитель, далее пеноплекс) обклеенного стеклотканью. Лист пеноплекса толщиной 20мм был распущен пена резкой на два по10мм.
Вырезан и склеен корпус, после чего обклеен стеклотканью (1м. кв., эпоксидки 750гр.)
Надстройки тоже были сделаны из пеноплекса распущенного по 5мм, перед покраской прошёл все поверхности и детали из пены эпоксидной смолой, после чего покрасил все акриловой аэрозольной краской. Правда, в нескольких местах чуть подъело пеноплекс, но не критично.
Материалом для гибкого ограждения (далее ЮБКА) сперва была выбрана прорезиненная ткань (клеёнка из аптеки). Но опят же из-за большого веса была замене на плотную водоотталкивающую ткань. По выкройкам была вырезана и сшита юбка для будущего СВП.
Юбка и корпус между собой были склеены клеем UHU Por. Поставил мотор с регулятором от "Патрульного" и провел испытания юбки, результат порадовал. Подъем корпуса СВП от пола составляет 70-80мм,
проверил способность хода на ковролине и на линолеуме, результатом остался доволен.
Ограждение-диффузор основного пропеллера сделал из пеноплекса оклеенного стеклотканью. Руль направления был сделан из линейки, бамбуковых шпажек склеенных Poxipol-ом.
Также использовались все подручные средства: линейки 50 см, бальза 2-4мм, бамбуковые шпажки, зубочистки, медная проволока 16кв, нитки скотч и т.п. Сделаны мелкие детали (петли люков, ручки, поручни, прожектор, якорь, ящик для якорного линя, контейнер спасательного плота на подставке, мачта, радар, поводки дворников с дворниками) для более детализирования модели.
Стойка для основного мотора также сделана из линейки и бальзы.
На судне были сделаны ходовые огни. В мачту были установлены белый светодиод и красный мигающий, так как желтый не нашел. По бокам рубки установлены красный и зеленый ходовые огни в специально сделанных для них корпусах.
Управление питанием освещения осуществляется через тумблер включаемым серво машинкой HXT900
Отдельно был собран и установлен блок реверса тягового двигателя, с использованием двух концевых выключателей и одной серво машинки HXT900
Очень много фотографий в первой части видео.
Ходовые испытания проводил в три этапа.
Первый этап, обкатка по квартире, но из-за немалых размеров судна (0.5 м.кв.) не очень, то и удобно кататься по комнатам. Особых вопросов не возникло, все прошло в штатном режиме.
Второй этап, ходовые испытания на суше. Погода ясная, температура +2...+4,ветер боковой поперек дороги 8-10м/с порывами до 12-14м/с, поверхность асфальтовая сухая. При развороте по ветру очень сильно заносит модель (не хватало полосы). Зато при развороте против ветра вполне все предсказуемо. Обладает хорошей прямолинейностью хода с небольшим тримированием руля влево. После 8 минут эксплуатации по асфальту следов износа на юбке не обнаружено. Но всё-таки не для асфальта он строился. Очень сильно пылит из-под себя.
Третий этап, самый интересный на мой взгляд. Испытания на воде. Погода: ясно, температура 0...+2,ветер 4-6м/с, водоём с небольшими зарослям травы. Для удобства ведения видеосъемки перекинул канал с ch1 на ch4. На старт, оторвавшись от воды, судно с легкостью пошло над водной гладью, немного волнуя пруд. Рулиться довольно уверенно, хотя, на мой взгляд, рули надо сделать пошире (использовалась ширина линейки 50см). Брызги воды даже до середины юбки не долетают. Несколько раз наезжал на траву, растущую из-под воды, препятствие преодолел без труда, хотя на суше в траве завяз.
Четвертый этап, снег и лед. Осталось только дождаться снега и льда, чтобы завершить данный этап с полна. Думаю, по снегу можно будет достичь максимальной скорости на данной модели.
Компоненты, используемые в модели:
- Передатчик Turnigy 9X (Mode2 - газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов) – 1комплект
- Бесколлекторный двигатель Turnigy L2205-1350 (нагнетательный мотор) -1шт.
- Регулятор для бесколлекторных двигателей Turnigy AE-25A (для нагнетательного мотора) -1шт.
- Мотор бесколлекторный TURNIGY XP D2826-10 1400kv (маршевый двигатель)-1шт
- Регулятор скорости TURNIGY Plush 30А (для маршевого двигателя) -1шт.
- Поли композитный винт JXF 7x4 / 178 x 102 мм -2шт.
- Аккумулятор ZIPPY Flightmax 1500mAh 3S1P 20C -2 шт.
- Бортовой сигнализатор разряда аккумулятора (2S-4S) -2шт.
- HXT900 9-граммовая микро-сервомашинка (управление реверсом и ходовыми огнями)-2шт.
- Сервомашинка HXT 5010, 6.9кг / 39.2г / 0.16с, с двумя подшипниками (руль направления)-1шт.
Как придет зависшая посылка, поменяют маршевый двигатель, на такой.
И пропеллер, на такой специально заказывал для этого СВП
Подключение элементов к приемнику:
Ch 3-газ маршевого двигателя
Ch 4-руль направления (сперва было Ch 1)
Ch 5-ходовые огни (тумблер слева с торца)
Ch 6-реверс маршевого двигателя (тумблер справа с торца)
Ch 7-мотор нагнетания (крутилка слева сверху)
Техническая характеристика:
Масштаб: 1:10
Длина корпуса: 1060мм.
Общая длина: 1150мм.
Ширина корпуса: 500мм.
Общая ширина: 600мм.
Высота по мачте min: 320мм.
Высота по мачте мах: 400мм.
Высота от поверхности до днища: 70-80мм
Полное водоизмещение: 2450гр. (с аккумулятором 1500 mAh 3 S 1 P 20 C -2шт.).
Запас хода: 7-8мин. (с аккумулятором 1500 mAh 3S1 P 20 C, на маршевом двигателе просел раньше, чем на нагнетательном).
Видео отчет о постройке и испытаниях:
Часть первая - этапы постройки.
Часть вторая - испытания
Часть третья – ходовые испытания
Вывод
Модель СВП получилась, легкой в управлении, с неплохим запасом мощности, боится бокового сильного ветра, но справиться можно (требует активного руления), идеальной средой для модели считаю водоём и заснеженные просторы. Не хватает емкости аккумулятора (3S 1500mA/h).
Отвечу на все интересующие вопросы по данной модели.
Спасибо за внимание!
Плюсище с меня! :)
Только начинаю путь моделиста. Первое детище - глиссер. Была пара пробных вариантов с корпусами и моторамами. Сейчас жду дополнительно заказанные компоненты для переделки. Корпус буду строить заново. Изучая теорию по глиссерам, набрел в том числе на этот замечательный отчет. Спасибо тому, кто меня на него "набрёл " :) Понял необходимость реверса и решил сделать его на переключателях (как у вас) но чуть по иной схеме, Ваша правильнее, сделаю так же. В моём нет "защиты от дурака". Реверс будет на 3 канале Автомобильной аппы. Вдохновившись Вашим опытом подумываю в сторону СВП в том числе.
Есть несколько вопросов по устройству. Пульт у меня автомобильный (3 канала), подобный Вашему во втором видео.
1. Вопрос в следующем - нагнетающий двигатель всегда на одних и тех же оборотах работает? Как можно отрегулировать и зафиксировать обороты нагнетающего двигателя, что для этого нужно, кроме самого двигателя, регуля и аккумулятора ? мне его придется включать кнопкой прямо на корпусе судна, т.к. каналов у аппы всего три и все они заняты (руль/ход/реверс). Свет придется так же включать на корпусе.
2. Какие Вы использовали переключатели, что на них написано касаемо тока? (на моих 5А-125/250VAC)
Как они себя показали, достаточно ли недежны ?
3. Как достигается прямолинейность движения судна? У меня оба варианта корпусов с плоским днищем ехали куда им вздумается, как говорится "жили своей жизнью". Приходилось интенсивно подруливать, чтобы держать судно на курсе.
Выкос двигателя я не делал, возможно проблема в этом ?
Спасибо!
Начну по порядку!
1. Аппа у меня 6-ти канальная, нагнетающий двигатель подключен на канал с ручкой крутилкой СН7, но обороты в настройках аппы ограничены (больше нужного не крутанёшь, а меньше пожалуйста). Если честно с 3-х канальной аппой вопрос не подымал. Обороты можно попробовать выставить например серво-тестером к примеру Простой Серво тестер
Товар http://www.parkflyer.ru/product/104014/ таким.
2. Концевой выключатель 10А 250V, мои работают без нареканий.
3. Прямолинейность я думаю достиглась просто размерами судна (в 1 метр). Когда стоит дома на линолеуме или паркете, то его центробежная сила тоже пытается закрутитьв обратную сторону. Выкос, не какой не делал, немного тримировал рулями.
Надеюсь ответил на все!
Спасибо! Почему фантазия, модель полукопия!