Внимание! Много картинок, текста, простых и известных хитростей.
Предисловие

Простые и легко-сделанные модели для меня стали отходить на второй план. Из-за того, что простые пенолеты можно сделать за несколько вечеров. Больше интересуют модели, в которых нужно продумывать конструкцию, материалы, моменты изготовления. Поэтому почти каждый проект длится более недели (за неделю простые модели можно сделать в совершенстве). Интереса склеить 2-3 листа потолочки и покрасить её - просто нету. Ведь нету того особого "кайфа", который присущ при длительной постройки, нету мозгового штурма, который помогает придумывать новые идеи, а не клеить по инструкции...
Многие моделисты покупают, собирают кит-наборы модели Piper J3. Но я загорелся идеей сделать большую модель под бензиновый двигатель. Медленными, но уверенными шагами шел к её осуществлению. Был найдет двигатель конечно не модельный, но все же. И началась целая эпопея...
Долгое время портил и «портил» двигатель, искал зацепки, что бы сделать его для модельных целей. Бывали времена, когда резкая и необдуманная мысль меняла все. Но все же, что-то "не долепленное" получилось...
Следующий этап был сделать модель...

Инструменты и приспособы

Первым делом - пенорезка. Так как основной материал это пенопласт, то нужно было его резать. Никаких хитростей и сложностей в нем нету. Обычная тонкая нихромовая проволочена и зарядное устройство в режиме Ni-MH.



Для вырезки деталей из большого листа использовал совсем простой метод. На один конец пенорезки вешал плоскогубцы. Положив лист на стол, легко проводил нитью по намеченным линиям. В итоги получался перпендикулярный срез относительно хорошего качества.



Далее нужно было делать усиления из древесины по всему фюзеляжу. Вспомнив, как намучавшись пилить лобзиком достоки, окончательно решил сделать мини-циркулярную пилу. На тот момент обойдя все известные строительные магазины не нашел тонкой фрезы, даже просто дисковой фрезы. Были только диски для болгарок, но они достаточно толстые, а тратить лишние миллиметры ценной древесины не хотелось. Покопавшись в закромах, нашел "сюрикэн". Вспомнил, что специально откладывал этот диск до лучших времен, видимо эти времена наступили. Достаточно тонкий диск, но уже ржавый. Видно было, что его назначения для поперечного реза.



Как-то давно, когда разбирали кабинет физики, большинство всяких вкусностей хотели просто выкинуть. Но кто же позволит выбросить мелкие болтики, лампочки, двигатели, шестерни? Только тот, кому это не нужно, но мы-то моделисты, нам усё нужно. Двигатель был от наглядного пособия для учеников. А именно при нем был тахометр и динамометр с несколькими полосками ткани разного материала. Хороший двигатель с уже имеющимися всеми "примочками" для дальнейшего использования не по назначению.
"Звездочка ниндзя" с небольшими доработками напильником легко наделась на вал переходника.
Дальше из 10мм фанеры сделал столик. Столик скручивался саморезами. После того как все заработала, счастью не было предела, как раньше обходился без такой штуки просто не представляю...









Прорези и прочие нужды в пенопласте были сделаны вот такой штукой. Нихром от сломанного "пера" выжигателя. Достаточно толстый нужно искать потоньше...







Двигатель

Тут целая история. Давно мечтал о просто бензиновом двигателе для модели и неважно, какой модели, просто бензиновый двигатель. Подвернулся случай с бензопилой, тогда в первые увидел в живую, что 33 куба бывают такие маленькие. Бензопила была Homeliet 33cc. Хоть и очень б\у, но еще работала. И началась эпопея...

 




Много дорабатывал, переделывал, красил, чистил. Но вот вроде и готов движок к использованию, поменять при удобном случаи подшипники и карбюратор, и будет вполне себе мотор.

Хитрости

Самой основной хитростью была быстрая склейка деталей титаном. Всем, наверное, знакомо как долго сохнет титан? Так вот, когда строил МБР-2 из потолочки, то применял технологию "нагрел-прижал". Намазав потолочку титаном, хорошенько, до появления пузырьков нагревал феном и после сразу точно прижимал детали. Титан чуть ли не моментально схватывал детали.
А вот на пенопласте ситуация немного другая. За счет относительно меньшей площади соприкосновения, чем у потолочки при тех же размерах, титан не так "круто" работал. Приходилось дожимать детали несколько минут...

Одной маленькой и очень удобной хитростью является использование титана из шприца. Можно экономить капли клея.


Стоит упомянуть, что очень активно использовались обычные прищепки. Прищепка - вещь универсальная. Можно и деталь прижать, и нос заткнуть, что бы ни нюхать пары от резки пенопласта :)

Так же отличной альтернативой для булавок - гвоздики. Мелкими гвоздиками достаточно легко прижимать картонные шаблоны. Да и булавки нормальные в магазине найти сложно. В основном все булавки с пластиковым шариком, место "ушка"...


Наверное, всем знакомо, когда винтик, саморез или гвоздь при "проникновении" в заготовку без технического отверстия раскалывает её. Одной простой хитростью является сжатие заготовки при вкручивании винтика.



Одним из простых и аккуратных способов снятия изоляции при пайке является аккуратное оплавление изоляции. Просто нагрев провод, изоляция сама "стянется".



Далее по тексту будут встречаться еще несколько хитростей улучшающих постройку модели.

Сгибание древесины паяльником. Ничего сложного нету, нужно просто нагреть и сгибать.





После данной процедуры, желательно, наждачкой снять слой обуглившийся древесины.

Модель piper J3 CUB 

Долгий выбор прототипа для будущей модели занял достаточно много времени. Начитавшись отзывов о той или иной модели, все же решил сделать то, что уже проверенно не раз. Хотелось стабильности в будущем.
Все началось с долгого продумывания постройки модели. Хотелось сделать все просто, но в то же время надежно. Смотреть, как делают аналогичные пайперы хотелось, но найти эту модель в пенопластовом исполнении не удалось. Получается, что буду в каком-то смысле первопроходцем.
Пенопласт как основной материал был выбран сразу. Пеноплекса просто в наших магазинах нету. К тому же с той плотностью, которая есть у нас в магазинах пенопласт легче, чем пеноплекс.
Вторым основным материалом была липа. Липа вообще относительно всех других доступных материалов легкая. К тому же в наличии была только липа. Липовые заготовки когда-то давно были нарезаны из обычных дров, только рейки для крыла из липовой доски.

Сам процесс постройки лучше наблюдать, чем читать.

Описывать буду в порятке изготовления. Сделал - рассказал.

 

С грубыми очертаниями появляется фюзеляж. Дальше дело за пенорезкой и картонными шаблонами, с помощью которых будет придаваться форма. Ничего сложного нет, даже больше похоже на «квест». Сначала все лишнее в «верхней проекции», а потом все по порядку.

На этом изготовление фюзеляжа было приостановлено. Далее следовал центроплан. На нем и было заострено все внимание, ведь нужно было придумать заранее, как будут крепиться будущие консоли крыла. Решил сделать не совсем обычно. Далее по процессу постройки будет все ясно, что и как.

К этому моменту в мозгу плавали мысли, как укреплять фюзеляж. Было решено сделать все просто и без лишних заморочек.

Соединения "дерево-дерево" прокапывал "суперклеем" из поднебесной. На тот момент фюзеляж уже состовлял 480гр.

Переход усилениями к центроплану был сделал так. На очереди моторама. Моторама получилась достаточно брутальная и крепкая. В будущем немного приукрасил.

Конструкция центроплана получилась такая, выглядит «не есть хорошо». Но краш-тесты прошла успешно. 

На очереди хвост. Хвост делаю по непривычной для себя технологии.

Реечки легко нарезал на станочке, но приходилось «доработать напильником наждачкой».

Рули однозначно было решено вешать на ткань. Подобную технологию применял при постройке Як-54. Конструкция наиболее, чем крепкая. Если обычные петли может вырвать, то тканевые нужно даже руками потрудиться прежде чем вырвать.

Заклеивал специально более толстым пенопластом, что бы потом срезанные куски использовать на симметричную сторону. Речки достаточно толстые, но паяльник справляется с задачей и гнет их по форме. Все деревянные соединения на циакрине. Работать с циакрином понравилось, быстрее сохнет, чем титан. 

Самое главное - контроль качества. Никаких перекосов, искривлений.

Жесткость хвосту придал несколькими реечками квадратного сечения. Плюс ко всему этому нижние реечки надежно закрепляют стабилизатор.

Аналогичными способами доделал хвост. Далее нужно было сделать платформы под кабанчики. Хотелось надежности и простоты. Решение было взято самое простое и быстрое.

С тяжелым двигателем в носу ЦТ-ка получалась очень передняя. Поэтому приводы решено было сместить максимально назад. Мучиться и «вшивать» приводы в фюзеляж для копийности не стал, так как первая бензиновая модель. 

Начал изготовление крыла. Консоль крыла без лонжерона. Возможно кто-то заругает, но получилось добротно. Хотя сам тоже сомневался до того пока клей на реечках не высох. Получилось очень крепкая и простая конструкция.

Кто-то разбирает привод и перепаивает провод, кто-то разбирает разъем, но для меня стал наиболее удобный способ такой.

Аналогично сделан и привод на руль направления. Все же работать с большими моделями приятнее. Возраст не тот что бы ковырять мелкие детали, наверное просто пальцы грубеют и толстеют...

Продолжил создание и формирование крыла. Легким движением пальника посадочное «гнездо» для привода готово. Провод прячется в прорези пенопласта. Штекер выведен в фанерной нервюре.

Ватманом место стеклоткани оклеил рулевую поверхность. С помощью утюга быстро зафиксировал и разгладил бумагу на пенопласте. Нагретый утюг быстро сушит титан, поэтому ждать долго не пришлось.

Так же сделал левую консоль крыла. Ничего нового тут не применял.

В центроплане установлены болты М6. Все вклеено на циакрин… Дальше обрезаны и отшлифованы выступающие излишки древесины.

Офисной бумагой на ПВА заклеен хвост. Все это дело хорошо проутюжено. Утюг здесь просто жизненно необходим, мало того, что разглаживает поверхность, так же способствует моментальному высыханию клея.

Собрал модель. Благодаря контролю качества при постройке, перекосов и неровностей не выявил. Крылья «сели» как родные : )

Чувствую скоро пойду на улицу с моделями. Нужно срочно что-то придумать с их хранением…

Далее оклейка бумагой на ПВА. Бумажный пайпер : )

Бумагой разной плотности на клеи "титан" заклеил оставшиеся поверхности. У моторамы на твердую акварельную бумагу. Дальше, пришло время сделать доступ к внутренностям модели.