Начну с покупки. Многие не советуют этот вертолёт как первый (или первую классику с коллективным шагом), потому что:
1) Он очень "резкий" в полёте, не стабилен, на нём сложно учиться;
2) Все детали очень мелкие, сборка довольно сложна;
3) Он требует хорошей, дорогостоящей электроники.
Нельзя не согласиться с этими доводами. Но можно и обезьяну научить кататься на велосипеде, а уж при желании освоить управление этим вертолётом может любой человек, хотя это и сложнее, чем в случае с вертолётом 450, 500, 600 класса. Собирать его не так уж и трудно, и очень интересно, если собирающий по-настоящему любит своё хобби. Люди ставили и ставят на него гироскоп GA-250, дешёвые регуляторы, а он летает, и летает неплохо. Ну и конечно, не последним критерием является его размер - хранить большие летательные аппараты многим просто негде. Также цена падений существенно меньше - иногда его даже не нужно ремонтировать после падения на траву или снег.
Итак, этот агрегат купит далеко не каждый новичок в нашем хобби. Те, кто уже имеют большие вертолёты (а значит, и деньги для их эксплуатации, и место для хранения), тоже вряд ли заинтересуются. Но всё же многих привлекают размеры этого "малька", он очень красивый, мелкий, и всё-таки полноценный вертолёт с коллективным шагом. Так и в моём случае - он мне просто нравится.
Наитавшись форумов, описаний, я купил 250-го на Parkflyere и принялся ждать посылку. Через 26 дней я забрал её на почте, размеры очень удивили - судите сами:
Содержимое было очень плотно упаковано и завернуто в защитную плёнку:
В комплекте идут все необходимые детали, три отвёртки и шестигранник (очень неплохого качества, точно хватит несколько раз собрать и разобрать малька), дополнительный комплект шурупов. Мой набор оказался практически без брака: валы ровные, ремень не излохмачен и т.п. Только кабина немного треснута. Все остальные мелкие проблемы описаны дальше по тексту. Излекаем раму, первое впечатление - уж очень мелкая, легко помещается в руке. Края карбона обработаны, совершенно не острые.
Начинаем сборку. Для начала нужно обустроить рабочее место - пустой стол, несколько коробочек/закрывающихся пакетиков для шурупов, которые легко теряются, знаю по опыту :). Но хочу сразу предупредить, в идеале лучше всего крепить одну из сервомашинок изнутри рамы, а не так, как на рисунке:
Дело в том, что кабина плохо одевается из-за торчащей сервомашинки, хотя это, конечно, зависит ещё и от ёё размеров. Понятно, что раму придётся полностью разбирать. Я не стал этого делать и приступил к сборке. Только сначала желательно проверить все детали на предмет дефектов, вал покатать по стеклу (в моём случае был идельно ровный), пересобрать раму и "голову" на локтайт.
Первым делом поставим голову. Устанавливаем в неё ось флайбара и закрепляем её с помощью стопорных винтиков:
Затем накручиваем на ось серволопатки и точно так же их закрепляем строго параллельно рамке флайбара и именно в ту сторону, как на нижепреведённой фотографии (спасибо Георгию Калиниченко за напоминание об этом нюансе). Расстояния от лопаток до рамки делаем одинаковыми. В моём комплекте китайцы "накосячили" - металлическая вставка лопатки была вклеена криво, так, что она не одевалась на ось. Пришлось подточить пластик и с усилием практически воткнуть флайбар в лопатку.
Устанавливаем голову в раму. Ослабляем стопорное кольцо и просовываем вал через отверстия подшипников. Открываем пакетик с основной шестернёй; шайбу, которая больше диаметром одеваем на вал. Устанавливаем шестерню, кладём на неё вторую шайбу и фиксируем всё это шурупом. Такая конструкция фиксации не слишком удачна, т.к. при полном затягивании шурупа основной ротор вращается с большим трудом. Лучше всего не закручивать шуруп слишком сильно, а крепко посадить его на фиксатор. Не стоит, конечно, наливать локтатйт литрами - 100%, что когда-нибудь придётся разбирать этот узел. Затем сдвигаем стопорное кольцо вниз до упора и фиксируем.
Прикручиваем антиротационную стойку:
Приступаем к сборке хвоста. Паз на хвостовой балке лучше всего сразу удлиннить, зачем и как - будет понятно дальше. Чтобы просунуть ремень, нужно привязать его к шнурку/нити и вытянуть его через другой конец балки. При этом убивается ещё один заяц: мы избегаем перекручиваний ремня внутри балки. Если всё же ремень закрутился, можно посмотреть сквозь балку на свет (солнце, лампочку), тогда хорошо видно, в какую сторону произошло перекручивание.
Теперь устанавливаем хвост в раму. У меня один из шурупов держателя балки был завёрнут криво и не выворачивался. Пришлось выкрутить все остальные шурупы, нагреть металлическую трубочку и вывернуть шуруп с бешеными усилиями (еще раз проверил комплектную отвёртку на прочность, она прошла испытание блестяще). Затем нарезал нормальную резьбу таким же, но закалённым на газу шурупом.
На фотографии можно заметить едва выступающий шуруп, который и входит в паз на балке. Поскольку паз слишком короткий, не получалось надеть ремень на шестерёнку, а излишние усилия привели вот к этому:
Теперь понятно, зачем удлиннять паз. Надеваем нправляющие тяги (сделаны из очень плохого пластика, можно потом заменить на металлические) и держатели сервомашинки:
Ослабляем шурупы, вставляем балку, надеваем ремень на шестерёнку:
Теперь двигаем балку так, чтобы ремень был несколько натянут (главное - не переборщить) и закрепляем балку шурупами (тоже без фанатизма, балка легко гнётся). После этого вертолёт заваливается назад, что будет неудобно при дальнейшей сборке, небольшой аккумулятор уравновешивает его.
Прикручиваем горизонтальный и вертикальный стабилизаторы:
Всё, вертолёт почти собран, остаётся установить шасси и подкосы. Оно сделано из мягкого некачественного пластика (именно мягкого, а не гибкого и упругого), у меня изначально было погнуто:
Впрочем, под весом вертолёта оно встает нормально:
Прикручивать я пока не стал, т.к. сложно (или даже невозможно) будет устанавливать двигатель и др. электронику. Подкосов, соответственно, тоже пока нет.
Всё, малёк собран. Одеваем канопу (кабину), и вот он, красавец:
Запчасти лучше покупать от более качественных клонов, таких, как Tarot. У Align'a они стоят, как пол-вертолёта, это нелогично - покупать на HK 250GT оргинальные запчасти. Но некоторые со временем "превращают" его полностью в оригинал, постепенно заменяя износившиеся/сломавшиеся детали, это тоже интересное решение, позволяющее в целом потратить меньше средств на обучение полётам. Впрочем, некоторые детали довольно качественны и у HobbyKing'a. Ремкомплект стандартный: межлопастные валы, основные валы, лопасти ОР и ХР, обгонная муфта и, конечно, ремень. Только не с parkflyer'a, он рвётся по отзывам за несколько полётов. Лучше всего заказать такой, кевларовый(жаль, что я не могу завести PayPal, придётся что-то придумывать). Родной ремень рвётся за 3-5 полётов. Оригинальный от Align живёт дольше, до 50. А тот, на который я дал ссылку, до 180 полётов доживает. На будущее очень советую карданный привод.
В следующей статье я подробно опишу выбор комплектации, установку электроники, настройку. Пока же у меня есть только мотор, гироскоп и передатчик с приёмником. Скажу только, что мотор хороший, но устанавливать его довольно трудно. Один из плюсов - его можно использовать с комплектным пиньоном вертолёта (на 15 зубьев). Еще можно взять такой или (лучше) такой моторы.
Двигатель нужно закрепить так, чтобы пиньон нормально прилегал к основной шестерне, но тоже без фанатизма (это приведёт к быстрому износу и затруднённому вращению):
Гироскоп GA-250 и этот приёмник отлично влезают в раму:
Добавляю на всякий случай инструкцию для T-rex 250 (на английском), там тоже полностью описан процесс сборки, правда, без всяких нюансов, характерных для HK 250GT.
Ну вроде всё. Если у кого-то есть, что добавить/исправить/сказать по поводу записи, пишите, мне было бы интересно узнать мнение "коллег" по хобби.
Опечатки и ошибки я вроде бы исправил, извиняюсь за тавтологию во многих местах - ну нету синонимов к словам "лопатка флайбара", "хвостовая балка" :)
Статья добротная, но не о чём. 250-й очень и очень проблемная модель. Причины: энерговооруженность как у взрослой "классики", а размер ротора маленький. В итоге увеличены обороты ротора. В итоге получаем вертолёт с грацией летающего кирпича. С учётом высоких оборотов ротора любой краш или не удачное приземление ведёт к минусу межлопасного вала, лопастей ОР, основного вала, шасси, хвостовой балки. Автор пишет о падениях в траву и тд., после которых можно сразу летать - это серьёзно? Мотор, рекомендуемый в статье, с трудом поднимает верт в висении, не говоря о 3D. Не потому, что слабый, а потому, что не хватает оборотов ротора. К этому мотору, нужен, 16-й пиньён который хрен найдёшь и вообще мотор для малька тяжелый. Лучше второй. По большому счёту 250-е собирают двух типов - питание 7,4V (легкий аккумулятор, лёгкий мотор) или питание 12V и соответственно мощный мотор и тяжелый и мощный к нему аккумулятор. Неизвестно, что лучше. В обоих случаях одна и та же проблема уравновесить модель. У 250-го это сделать сложно - у него сильно задняя развесовка. Модель капризная, в крашах прожорливая, но летает. У меня есть такая летаю на ней редко. Если кто любит «малышей», то лучше глянуть на Fire Fox EP200 Micro 3D Helicopter (KIT ONLY) – вертолёт в полтора раза легче, при тех же размерах и в силу низкой частоты вращения ротора более живуч, не смотря на пластик. И более точен в управлении.
Нельзя не согласиться, что 250-ка - сложный вертолёт, я писал об этом в статье.
По поводу крашей в траву - я говорю не о тех случаях, кокда вертик конкретно врезался в землю, а просто упал с высоты n метров. Многие пишут, что в таких случаях за счёт маленькой массы абсолютно ничего не ломается и не гнётся, для новичков удобно.
Но я пока не собрал и не летал на этом верте, поэтому объективно судить не могу. Человек писал мне, что летал на моторе, который я посоветовал, на 13-том пиньоне! У него очень большой момент, за счёт больших положительных шагов получается нормальная тяга ОР. Есть примеры, как люди летали и с оборотами 5500, так и с оборотами 2500. Другой вопрос - самые оптимальные обороты для конкретного случая.
Да и вообще, сколько людей, столько и мнений. По поводу Fox'a, что Вы посоветовали, многие пишут, что у него цапфы отлетают на первой минуте полёта, у кого-то он и после падения летал.
В общем, соберу. сформирую своё мнение, напишу следующую статью.
Вот, кстати, цитирую с rc design'a:
"Здравствуйте Мотор KD KA400H 3500kv brushles Heli Motor и пиньон 15T нормально или нет?
ИМХО, много будет. Судя по калькулятору. Оптимально - 12-13."
В общем, какой пиньон нужен, 13, 15 или 16 - непонятно :)
Для 250 мотора обороты ротора можно примерно прикинуть по следующей формуле:
(11.2 х КВ х ЗУБ / 120) х 0.9 , где КВ – обороты на вольт мотора, ЗУБ – количество зубов пиньона, 11.2 – напряжение 3-х баночного аккумулятора под нагрузкой, 120 – количество зубов главной шестерни, 0.9 – примерный к.п.д. системы. Данная формула дает нам примерное количество оборотов основного ротора при нулевом шаге лопастей. Итак, вернемся к нашему примеру. Для мотора с КВ 3500 при 15-м пиньоне обороты ротора - 4410, на 16-м – 4703. Не следует также забывать, что это МАКСИМАЛЬНО возможные обороты, и под нагрузкой они будут снижаться. Т.к. в аппаратуре кривую газа ставим от 70-80% до 100% для шагов от 0 градусов до 12. (Здесь надеюсь понятно - увеличиваем шаги т.е. градусы основного ротора - увеличивается подьёмная сила - увеличивается нагрузка на мотор - падают обороты и следовательно надо увеличивать мощность подаваемую на мотор). В итоге имеем с учётом предустановок на пульте, в 0 градусов - обороты 3087 для 15-го пиньёна и 3292 для 16-го, ну а сколько будет на максимальном газе зависит от мотора и аккумулятора. Но в любом случае это меньше чем в мануале Алайна 4350 для 0 градусов в нормале и 4660 для 0 градусов в IDLE. Как и какие "люди" лтают с оборотами 2500 я не знаю.Так что как-то странно выглядят Ваше сравнение с Align'ом. Может, я и не прав, было бы интересно узнать объяснение.
Объяснений чего? Формулы расчёта оборотов ротора , так это к физикам вопрос. Пересчитайте сами. По 250-му есть профильные ветки, где народ очень быстро переходит со стокового мотора на скорпион, но мы то за клонов! А аналог скорпиона среди клонов сложно найти. А почему Алайн в стоке такой вялый мотор ставит, не знаю. Наверное, чтоб хоть как-то птица летала. Потому как если увеличить KV возрастёт ток, увеличить число зубов пиньёна опять возрастёт ток, а это требует от аккумулятора повышенного рейтинга. А аккумуляторы с высоким "С" более тяжелые. Т.Е. то, что выгадываем, по мотору идёт в жертву весу аккумулятору. Замкнутый круг. Да и не все аккумуляторы под капот 250-му лезут. Считанные единицы.