Как и обещал в своей предыдущей записи, расскажу о вертолёте HK 250GT.

HK 250GT

Начну с покупки. Многие не советуют этот вертолёт как первый (или первую классику с коллективным шагом), потому что:

1) Он очень "резкий" в полёте, не стабилен, на нём сложно учиться;
2) Все детали очень мелкие, сборка довольно сложна;
3) Он требует хорошей, дорогостоящей электроники.

Нельзя не согласиться с этими доводами. Но можно и обезьяну научить кататься на велосипеде, а уж при желании освоить управление этим вертолётом может любой человек, хотя это и сложнее, чем в случае с вертолётом 450, 500, 600 класса. Собирать его не так уж и трудно, и очень интересно, если собирающий по-настоящему любит своё хобби. Люди ставили и ставят на него гироскоп GA-250, дешёвые регуляторы, а он летает, и летает неплохо. Ну и конечно, не последним критерием является его размер - хранить большие летательные аппараты многим просто негде. Также цена падений существенно меньше - иногда его даже не нужно ремонтировать после падения на траву или снег.

Итак, этот агрегат купит далеко не каждый новичок в нашем хобби. Те, кто уже имеют большие вертолёты (а значит, и деньги для их эксплуатации, и место для хранения), тоже вряд ли заинтересуются. Но всё же многих привлекают размеры этого "малька", он очень красивый, мелкий, и всё-таки полноценный вертолёт с коллективным шагом. Так и в моём случае - он мне просто нравится.

Наитавшись форумов, описаний, я купил 250-го на Parkflyere и принялся ждать посылку. Через 26 дней я забрал её на почте, размеры очень удивили - судите сами:

Коробка


Содержимое было очень плотно упаковано и завернуто в защитную плёнку:

Все детали


В комплекте идут все необходимые детали, три отвёртки и шестигранник (очень неплохого качества, точно хватит несколько раз собрать и разобрать малька), дополнительный комплект шурупов. Мой набор оказался практически без брака: валы ровные, ремень не излохмачен и т.п. Только кабина немного треснута. Все остальные мелкие проблемы описаны дальше по тексту. Излекаем раму, первое впечатление - уж очень мелкая, легко помещается в руке. Края карбона обработаны, совершенно не острые.

 

Рама


Начинаем сборку. Для начала нужно обустроить рабочее место - пустой стол, несколько коробочек/закрывающихся пакетиков для шурупов, которые легко теряются, знаю по опыту :). Но хочу сразу предупредить, в идеале лучше всего крепить одну из сервомашинок изнутри рамы, а не так, как на рисунке:

Сервомашинка снаружи рамы


Дело в том, что кабина плохо одевается из-за торчащей сервомашинки, хотя это, конечно, зависит ещё и от ёё размеров. Понятно, что раму придётся полностью разбирать. Я не стал этого делать и приступил к сборке. Только сначала желательно проверить все детали на предмет дефектов, вал покатать по стеклу (в моём случае был идельно ровный), пересобрать раму и "голову" на локтайт.

Первым делом поставим голову. Устанавливаем в неё ось флайбара и закрепляем её с помощью стопорных винтиков:

Сервоось


Затем накручиваем на ось серволопатки и точно так же их закрепляем строго параллельно рамке флайбара и именно в ту сторону, как на нижепреведённой фотографии (спасибо Георгию Калиниченко за напоминание об этом нюансе). Расстояния от лопаток до рамки делаем одинаковыми. В моём комплекте китайцы "накосячили" - металлическая вставка лопатки была вклеена криво, так, что она не одевалась на ось. Пришлось подточить пластик и с усилием практически воткнуть флайбар в лопатку.

Флайбар с лопатками


Устанавливаем голову в раму. Ослабляем стопорное кольцо и просовываем вал через отверстия подшипников. Открываем пакетик с основной шестернёй; шайбу, которая больше диаметром одеваем на вал. Устанавливаем шестерню, кладём на неё вторую шайбу и фиксируем всё это шурупом. Такая конструкция фиксации не слишком удачна, т.к. при полном затягивании шурупа основной ротор вращается с большим трудом. Лучше всего не закручивать шуруп слишком сильно, а крепко посадить его на фиксатор. Не стоит, конечно, наливать локтатйт литрами - 100%, что когда-нибудь придётся разбирать этот узел. Затем сдвигаем стопорное кольцо вниз до упора и фиксируем.

Установка головы в раму


Прикручиваем антиротационную стойку:

Антиротационная стойка


Приступаем к сборке хвоста. Паз на хвостовой балке лучше всего сразу удлиннить, зачем и как - будет понятно дальше. Чтобы просунуть ремень, нужно привязать его к шнурку/нити и вытянуть его через другой конец балки. При этом убивается ещё один заяц: мы избегаем перекручиваний ремня внутри балки. Если всё же ремень закрутился, можно посмотреть сквозь балку на свет (солнце, лампочку), тогда хорошо видно, в какую сторону произошло перекручивание.

Хвостовой редуктор и хвостовая балка


Теперь устанавливаем хвост в раму. У меня один из шурупов держателя балки был завёрнут криво и не выворачивался. Пришлось выкрутить все остальные шурупы, нагреть металлическую трубочку и вывернуть шуруп с бешеными усилиями (еще раз проверил комплектную отвёртку на прочность, она прошла испытание блестяще). Затем нарезал нормальную резьбу таким же, но закалённым на газу шурупом.

Держатель хвостовой балки


На фотографии можно заметить едва выступающий шуруп, который и входит в паз на балке. Поскольку паз слишком короткий, не получалось надеть ремень на шестерёнку, а излишние усилия привели вот к этому:

Повреждения хвостовой балки


Теперь понятно, зачем удлиннять паз. Надеваем нправляющие тяги (сделаны из очень плохого пластика, можно потом заменить на металлические) и держатели сервомашинки:

Держатели сервомашинки и направляющая тяги


Ослабляем шурупы, вставляем балку, надеваем ремень на шестерёнку: 

Установка хвостовой балки


Теперь двигаем балку так, чтобы ремень был несколько натянут (главное - не переборщить) и закрепляем балку шурупами (тоже без фанатизма, балка легко гнётся). После этого вертолёт заваливается назад, что будет неудобно при дальнейшей сборке, небольшой аккумулятор уравновешивает его.

Прикручиваем горизонтальный и вертикальный стабилизаторы:

Вертикальный стабилизатор

Горизонтальный стабилизатор


Всё, вертолёт почти собран, остаётся установить шасси и подкосы. Оно сделано из мягкого некачественного пластика (именно мягкого, а не гибкого и упругого), у меня изначально было погнуто:

Гнутое шасси


Впрочем, под весом вертолёта оно встает нормально:

Шасси


Прикручивать я пока не стал, т.к. сложно (или даже невозможно) будет устанавливать двигатель и др. электронику. Подкосов, соответственно, тоже пока нет.

Всё, малёк собран. Одеваем канопу (кабину), и вот он, красавец:

Вертолёт

Вертолёт

Вертолёт

Вертолёт


Запчасти лучше покупать от более качественных клонов, таких, как Tarot. У Align'a они стоят, как пол-вертолёта, это нелогично - покупать на HK 250GT оргинальные запчасти. Но некоторые со временем "превращают" его полностью в оригинал, постепенно заменяя износившиеся/сломавшиеся детали, это тоже интересное решение, позволяющее в целом потратить меньше средств на обучение полётам. Впрочем, некоторые детали довольно качественны и у HobbyKing'a. Ремкомплект стандартный: межлопастные валы, основные валы, лопасти ОР и ХР, обгонная муфта и, конечно, ремень. Только не с parkflyer'a, он рвётся по отзывам за несколько полётов. Лучше всего заказать такой, кевларовый(жаль, что я не могу завести PayPal, придётся что-то придумывать). Родной ремень рвётся за 3-5 полётов. Оригинальный от Align живёт дольше, до 50. А тот, на который я дал ссылку, до 180 полётов доживает. На будущее очень советую карданный привод.

В следующей статье я подробно опишу выбор комплектации, установку электроники, настройку. Пока же у меня есть только мотор, гироскоп и передатчик с приёмником. Скажу только, что мотор хороший, но устанавливать его довольно трудно. Один из плюсов - его можно использовать с комплектным пиньоном вертолёта (на 15 зубьев). Еще можно взять такой или (лучше) такой моторы.

Двигатель нужно закрепить так, чтобы пиньон нормально прилегал к основной шестерне, но тоже без фанатизма (это приведёт к быстрому износу и затруднённому вращению):

Пиньон


Гироскоп GA-250 и этот приёмник отлично влезают в раму:

Гироскоп и приёмник

 

Добавляю на всякий случай инструкцию для T-rex 250 (на английском), там тоже полностью описан процесс сборки, правда, без всяких нюансов, характерных для HK 250GT.

Инструкция Align Trex 250

Ну вроде всё. Если у кого-то есть, что добавить/исправить/сказать по поводу записи, пишите, мне было бы интересно узнать мнение "коллег" по хобби.

Опечатки и ошибки я вроде бы исправил, извиняюсь за тавтологию во многих местах - ну нету синонимов к словам "лопатка флайбара", "хвостовая балка" :)