Решил я в сентябре заняться постройкой модели гидроплана по собственному проекту. Просмотрел множество готовых вариантов, определился с параметрами, подобрал приблизительный список комплектующих, изрисовал кучу бумаги, но в единый образ концепция как-то не складывалась.
Начать реализацию задуманного мешали то отсутствие времени, то настроения. В общем, осенняя хандра.
Навести порядок в голове решил из далека и занялся ревизией имеющихся запчастей и материалов. Прибираясь на полках, наткнулся на фюзеляж Jee Bee 2 - своей первой модели самолёта.

История модели.

Желание освоить небо жило со мной всю сознательную жизнь, а покупка этой модели была спонтанной. Зайдя в магазин поинтересоваться наличием запчастей на свою трагги наткнулся на этот самолёт, который с "гордой" надписью RTF сильно отличался ценой от остальных моделей с теми же параметрами (размах 800мм вес 500гр).


 После не сложной сборки поставил модель на шкаф и стал ждать погоды (дело было зимой), а что бы ждать было не скучно, тренировался летать на симуляторе.
И вот свершилось! Солнечный безветренный день. Самолёт готов к взлёту. Осторожно даю газ. Руль высоты на себя и... газ уже на полную, а он лишь подпрыгивает, и взлетать не собирается!
После четырёх попыток и двух винтов решил попробовать с руки, но в итоге планирование и посадка. Одним словом - RTF.
Стандартный коллекторник с редуктором запитанный от 9,6 V NiMh батареи был способен лишь ветер по комнате гонять. И по совету бывалых я приобрёл бесколлекторный двигатель с регулем и 3S LiPo батареей. Для установки всего этого на фюзеляж была изготовлена моторама, вместо прежней "мотопалки".
Ура! Я лечу!
Небо мне покорилось. Далее были мелкие аварии, ремонты, разбитое в щепки крыло и первое самодельное крыло из пеноплекса. Так продолжалось до тех пор, пока я не решил полетать при ветре от 5 м/с и мокром снеге (не зря же его на дачу привёз!).
Не смотря на погоду, самолет хорошо держался в воздухе и давал ощущение полного контроля (новое крыло было похоже своей геометрией на крыло от extra 300). Главным просчётом было решение оставить прежнее крепление к фюзеляжу (два штифта и закладная гайка). В итоге порыв ветра кинул модель вниз, а я парировал рулём высоты. Фюзеляж перешёл в горизонтальный полёт, а крыло продолжило уже бесконтрольное снижение. Оставалось лишь убрать газ и следить за местом падения. Крыло найти не удалось, уцелевший фюзеляж был убран почти на полтора года.

Восстановление.

Вспоминая случившееся, очень хотелось намертво приклеить крыло, но сложность транспортировки к месту полётов требовало возможности его демонтажа.
Решение подсказала конструкция бипланов. Крыло располагалось над фюзеляжем и крепилось стойками к аэродинамическому элементу, напоминающему крыло экраноплана (короткое и с торцевыми шайбами), которое, в свою очередь, было приклеено к фюзеляжу.
Данное крылышко было вырезано из пеноплекса, усилено карбоновым прутком. На торцах приклеил пластины из оргстекла для крепления стоек шасси и крыла, а в центре сделано технологическое отверстие для монтажа бортовой электроники.
 
 
 
 

Дабы не тянуть провода к сервам на крыло установил эти самые сервы в выше описанную конструкцию.

  
С крылом мудрить не стал. Вырезал две половины из пеноплекса, склеил и усилил карбоновым прутком. Элероны из потолочки повесил на петли из пленки для ламинирования (уже спаянной). А вот стойки вырезал из стеклотекстолита для печатных плат и вклеил на эпоксидку в крыло (в прорези глубиной 5 мм). По началу, были сомнения в надёжности соединения, но проверка показала, что прочности более чем достаточно.



Мотораму взял прежнюю. Она хоть и тяжелее фанерных, но зато универсальная. Легкосъёмная конструкция побывала почти на всех моих моделях. У меня даже приёмников больше чем моторов. А конкретно на этом самолёте рама крепится к фюзеляжу через брусок из пенеплекса, который выполняет функцию деформируемого элемента при падении. Кусок пеноплекса приклеивается к носовой части, а рама крепится винтом. К слову, количество смятых таких вот брусков я уже не вспомню, а фюзеляж до сих пор цел. И при том последнем падении брусок тоже сработал. Крепёжный винт разрубил его практически по палам (высота падения была около 80 м).


Стойки шасси вырезал из стеклотекстолита и винтом прикрутил к пластине из оргстекла. Верхняя часть одной стороной упирается в стойку крыла. Другая сторона имеет закругление  для обеспечения артикуляции. В качестве упругого элемента взял канцелярские резинки. Так же выяснилось, что при сильном ударе о землю стойка подламывается и самолёт садится на боковые пластины. Если поверхность ровная, то контакта винтом и фюзеляжем не происходит.

 


Сборка завершилась установкой капота из бутылки, закрытием технологического отверстия в нижней части фюзеляжа куском потолочки (в принципе можно сделать полноценный бомболюк) и установкой тяг привода элеронов.


 

Вид в походном положении.


Итоговые параметры:
Длинна - 700
Размах - 1000
Вес с батареей - 800 гр.
Тяга около 1кг.

Победа эмоций над разумом.

Содержание данной статьи должно было быть иным, но модель готова, прошло три недели, а облёта из-за погоды всё нет. И вот уже новогодние праздники, а на улице "рождественский" дождь!
И как только ветер стих сразу же сложил всё в машину, включая P-51 и машину 10-го масштаба, взял сына и поехал в ближайший парк, где имелась открытая площадка, позволявшая летать хотя бы по кругу. 
В том парке я ни разу не летал. С одной стороны ЛЭП с другой холм с деревьями. Весь полёт был возможен в квадрате 50Х50 м. Подниматься выше 20 м. тоже было опасно (падать на проезжающие машины не хотелось).
Решил сначала "пристреляться" с помощью P-51 - контурной полу копии из EPP с размахом 800мм и весом 350 гр. Взлёт с руки. Четыре круга. И при посадке  дунул боковой ветер. Сильный крен вправо и последующий удар о землю. Повреждения не большие, и вот он знак, что облёт нужно перенести на другое время. Но в тот момент я его проигнорировал, списав на собственную ошибку в пилотировании.
Свой "полутораплан" Jee Bee поставил на тропинку против ветра. Сделал пробную пробежку и решился на взлёт. Разбег. Отрыв. И снова боковой порыв ветра. Далее был снос в сторону, сильный правый крен, касание крылом земли и кувырок. Всё в щепки кроме фюзеляжа.
Прошло 30 минут, а я уже два самолёта расколотил!
Успокоившись, достал машину (сын к ней проявляет больший интерес, чем к самолётам) и стал гонять её по тропинкам и газонам парка, развлекая сына и прохожих.
Кстати машина была описана в статьях: http://www.parkflyer.ru/77621/blogs/view_entry/1844/ и http://www.parkflyer.ru/77621/blogs/view_entry/1921/ и в настоящее время существует в виде внедорожника.


 Модель уверено шла по мокрой и грязной траве, разгоняясь до 60-70 км/ч. Начали собираться зрители и я уже не думал о самолётах. Очередной разворот. Разгон. Машина как будто парит над травой и вдруг резкий подскок с тройным кувырком. Не смотря на скорость, модель упала в метре от места взлёта. В траве оказался кирпич! Кузов разбит. Все рычаги по левому борту вырваны с мясом.
В общем, не мой день.  Утешает лишь то, что P-51 нужно немного подклеить, на машину есть все необходимые запчасти, а вот, что делать с Jee Bee пока не знаю. Может биплан из него собрать?