HiMAT использовался для того, чтобы ускорить разработку передовых технологий и систем, используемых во многих современных высокотехнологичных, сверхманёвренных боевых самолетах.
Для исследований было построено два самолёта (длиной коло 6 метров), которые использовались в программе, которую проводило NASA совместно с лабораторией динамики полета ВВС США. Данные авиамодели, которые поднимали в воздух в общей сложности 26 раз, позволили получить техническую информацию для использования в дальнейшем (на больших самолётах) композитных материалов, аэроупругого крыла, аэродинамической схемы "утка", крыла с винглетами, сложных компьютеризированных систем управления и многого другого.
Самолеты HiMAT были с турбореактивным двигателем General Electric J85-21. Запускались они при помощи самолета спецтраспортника NASA B-52 с высоты 10-12 тысяч метров. Ими управляли удаленно от наземной станции при помощи телекамеры, установленной в кабинах моделей. Аппараты отлично себя показали, на них удалось достичь сверхманёвренности, о которой так мечтали в те времена.
Технологии, проверенные и отработанные на самолётах HiMAT, применили позже на других исследовательских самолётах, таких как X-29, F-16 XL, F-15 S/MTD
X-29
F-16 XL
F-15 S/MTD
И только после этого появились американские истребители 5-го поколения F-22, F-23 и серия продвинутых беспилотников. Также, исходя из положительного опыта HiMAT, в начале 90-х была создана ещё одна "FPV модель" прототипа перспективного истребителя X-36, для исследования поведения бесхвостых самолётов такого типа, не являющихся классическим летающим крылом, которое довольно легко заставить летать без вертикального оперения.
X-36
Вот такая вот слегка подзабытая, но захватывающая история, которая возвышает авиамоделизм, раскрывая его огромный потенциал в разработке реальных, "взрослых" самолётов! История про HiMAT и X-36 - это конечно не все случаи, а наиболее яркие. Кстати, к таким же ярким случаям можно отнести историю создания легендарного J-35 Draken, при разработке которого активно применялись кордовые реактивные масштабные аналоги реального прототипа.
J-35 Draken
Этой мини статьёй я хотел хоть как-то, хоть чуть чуть поднять интерес молодёжи к современной экспериментальной и перспективной авиации, чтобы появлялись модели не только цесн, старых яков и клонов Китайских мотопланеров (при всём уважении ко всем, кто сам делает модели, какого бы класса они не были). Не верьте, что всё, что не похоже на планер и не имеет прямого крыла с большим удлинением, не летит или летит по принципу кирпича - это инертность и догматизм! Делайте всё, что нравится, всё что хочется, заставляйте это хорошо лететь и приносить удовольствие!
Всем успехов и до новых встреч!
Читайте СОВЕТСКОГО ПОЭТА Маяковского.
С вертикальным оперением летало очень хорошо.
Потом начал постепенно подрезать вертикальные кили - чем сильнее подрезал, тем хуже летело вплоть до полной неуправляемости.
Это у меня была идея повторить Х-45:
В свое время увлекался стреловидными самолетами:
И понял, что без вертикального оперения они не летают :(
в ближайшие годы этого не будет.
Сам сюжет видео ужасен и не правдив, но видели в ролике кадры с полётом моделей? - это наш человек летит, так сказать! :)
И пилотом вот этой модели прототипа космического корабля второго поколения:
Раньше интерес у нас был, но у нас даже красочных фактов существования этого инетереса нет, есть некие обрывки в виде некачественных фото и видеоматериалов, которые скоро превратяся в пыль, а нового ничего на смену не приходит, и если не будет интереса, то и не придёт.