HiMAT (Highly Maneuverable Aircraft Technology) - американская программа (NASA 1979-1983) по изучению сверхманёвренности при помощи радиоуправляемых моделей с турбореактивными двигателями, управляемыми через видеокамеры от первого лица. По-сути эти беспилотные исследовательские летательные аппараты были одними из первых авиамоделей FPV, то есть управляемые пилотом в реальном времени через видеосвязь.

 

 

                                   

HiMAT использовался для того, чтобы ускорить разработку передовых технологий и систем, используемых во многих современных высокотехнологичных, сверхманёвренных боевых самолетах.

Для исследований было построено два самолёта (длиной коло 6 метров), которые использовались в программе, которую проводило NASA совместно с лабораторией динамики полета ВВС США. Данные авиамодели, которые поднимали в воздух в общей сложности 26 раз, позволили получить техническую информацию для использования в дальнейшем (на больших самолётах) композитных материалов, аэроупругого крыла, аэродинамической схемы "утка", крыла с винглетами, сложных компьютеризированных систем управления и многого другого.

Самолеты HiMAT были с турбореактивным двигателем General Electric J85-21. Запускались они при помощи самолета спецтраспортника NASA B-52 с высоты 10-12 тысяч метров. Ими управляли удаленно от наземной станции при помощи телекамеры, установленной в кабинах моделей. Аппараты отлично себя показали, на них удалось достичь сверхманёвренности, о которой так мечтали в те времена.

Технологии, проверенные и отработанные на самолётах HiMAT, применили позже на других исследовательских самолётах, таких как X-29, F-16 XL, F-15 S/MTD

X-29

 

F-16 XL


 

F-15 S/MTD

 

                                   

И только после этого появились американские истребители 5-го поколения F-22, F-23 и серия продвинутых беспилотников. Также, исходя из положительного опыта HiMAT, в начале 90-х была создана ещё одна "FPV модель" прототипа перспективного истребителя X-36, для исследования поведения бесхвостых самолётов такого типа, не являющихся классическим летающим крылом, которое довольно легко заставить летать без вертикального оперения.

X-36

 

Вот такая вот слегка подзабытая, но захватывающая история, которая возвышает авиамоделизм, раскрывая его огромный потенциал в разработке реальных, "взрослых" самолётов! История про HiMAT и X-36 - это конечно не все случаи, а наиболее яркие. Кстати, к таким же ярким случаям можно отнести историю создания легендарного J-35 Draken, при разработке которого активно применялись кордовые реактивные масштабные аналоги реального прототипа.

 

J-35 Draken

 

Этой мини статьёй я хотел хоть как-то, хоть чуть чуть поднять интерес молодёжи к современной экспериментальной и перспективной авиации, чтобы появлялись модели не только цесн, старых яков и клонов Китайских мотопланеров (при всём уважении ко всем, кто сам делает модели, какого бы класса они не были). Не верьте, что всё, что не похоже на планер и не имеет прямого крыла с большим удлинением, не летит или летит по принципу кирпича - это инертность и догматизм! Делайте всё, что нравится, всё что хочется, заставляйте это хорошо лететь и приносить удовольствие!

Всем успехов и до новых встреч!