Обзор постройки авиамодели С3603, штурмовик-разведчик, разработанный швейцарской фирмой Fabrique Federale Aircraft (позднее Farner-Werke Aircraft) на базе самолета С-3602, два опытных экземпляра, которые были построены в 1939-40гг.
Наступил момент очередного выбора модели для следующего проекта. На этот раз, я решил сделать авиамодель швейцарского самолёта C3603. Выбор пал на него из-за его красивых форм, не сложной конструкции, на такой модели можно неплохо потренироваться и даже "повоевать" в воздушном бою.


И так приступим.

Чертёж: (EFW_C_3603-A2.pdf)

Данные по модели:

Размах: 960 мм

Длина: 700 мм

ВМГ :

двигатель : двс, OS MAX .15 LA

винты: 9х6, 7х6, 7х5 и другие

Серво элеронов, газа HobbyKing 939MG сервопривод с металлическим редуктором 2.5 кг/ 12.5 г/ 0.14 сек.

Серво РВ:  Turnigy MG930 Цифровая сервомашинка с металлическим редуктором 3.6кг / 26г / 0.14сек
Полётный вес получился 830 гр.

Процесс постройки:



Отмасштабировав чертёж в программе, напечатал, склеил листы, далее необходимо примерно разместить оборудование, где и как оно будет располагаться на модели, чтобы в процессе постройки не ломать голову и не тратить на это время.
Строить начал с фюзеляжа, заранее вычертил все шпангоуты на листах, затем перенёс их на фанерку 3 мм и выпилил.















Далее напилил реек сечением 10х5 и 5х4 в хвосте. Подогнал прорези в шпангоутах под стрингеры, нужно так, чтобы всё было чётко, по углам и рейки не должны болтаться в пазах, иначе возникнут сложности при склейке, будет увеличен шанс ошибиться.
Можно приступать к склейке фюзеляжа. Перед приклеиванием мотошпангоута его необходимо пропитать смолой, и вообще весь мотоузел склеить желательно на смоле, потому что его часть будет иметь контакт с топливом.


















Пока основная часть фюзеляжа сохнет, можно приступить к изготовлению хвостового оперения.
Его я сделал из двух слоёв потолочки, и оклеил по кругу бальзой для прочности конструкции т.к. поля у нас не ахти.








Кили к стабилизатору приклеил методом шипового соединения, обязательно нужно смотреть углы,чтобы было всё чётко, иначе потом в полёте будет не пойми, что.












Руль высоты сделал из бальзы 5 мм, "повешан" на пластиковые петли.






Тем временем, пока я увлечённо занимался хвостовым оперением, фюзеляж был готов к следующему этапу сборки, это приклейка дополнительных бальзовых стрингеров, сечение которых 5х5.



 



 


Затем сразу решил приклеить площадку под серво и прочее оборудование, которое будет установлено на модели:


 

Я сделал её из фанеры 3 мм, можно и из бальзы, это уже кто, как пожелает.





Вклеил серву газа, пришлось так, потому что качество пластика корпуса машинки попалось плохое, но я не расстроился и вспомнил метод крепления серв у "Цессны 150".
Вот что получается, "столяр" не в тему :), клею всю исключительно на Титан. 





Не стал тянуть и сразу сделал тягу газа.


 



Далее начал прикидывать моторчик и бак, прокладывать топливные трубки. Моторама самодельная, была приклеена к щёчкам, потому что просто так если бы я её оставил, то она бы сломалась, металл плохой - пористый, но другого под рукой не было.







 



Дальше немного, так скажем, усилил переднюю часть фюзеляжа, вклеил потолочку, и обложил бак пенопластом, объём бака -90 мл.


 







 


Контроль веса, как всегда!
Вот как раз те самые щёчки, сделал с 3 мм фанеры, приклеил на смолу.


 


Затем установил серву  РВ:






 


С фюзеляжем пока всё, можно приступать делать крыло.


 
Предварительно размечаем, как и где всё будет приклеено- нервюры, кромки, лонжерон.




В процессе постройки люблю прикидывать, чтобы увидеть как всё будет выглядеть после завершения, увидев это, я ещё с большим азартом начал делать дальше :)
Продолжаем делать крыло, основа всего- лонжерон, у меня он выполнен с цельной бальзы 8мм, в центре, с обоих сторон приклеены накладки, которые задают угол V крыла.








Летим дальше, когда лонжерон готов, приклеиваю его к нижнему основанию крыла, сперва одну сторону, затем вторую.






Да бы не тянуть резину и драгоценное время, тут же приклеиваю заднюю кромку - бальза 5х5
Пока всё это дело сохнет, размечаю нервюрки, которые были предварительно рассчитаны и напечатаны, профиль был использован NACA2412.




Шагаем дальше, приклеиваем вторую сторону, можно примерить и нервюрку- как будет :)




Примеряем, смотрим, всё равно и чётко -клеим!








Далее необходимо приклеить бальзовый лобик, куда будет вклеен штырь для крепления крыла на фюзеляже, а также площадку под болты, для того, чтобы не продавило, потолочка же...











Пока всё сохнет, вымеряем и вырезаем элероны, цельная бальза 5 мм.





Дальше необходимо прорезать технологические отверстия под провода серв, на крыло у меня их две .



Подготовив все внутренности крыла, его можно зашивать, в обшивке заранее прорезать отверстия под провода.




Вот что получается, когда крыло обшито, пазы под элероны вырезаны. Далее необходимо сточить переднюю часть крыла и подогнать её для приклейки передней кромки.








Всё кажется таким уродливым, но итог будет потрясным! :)
Ну вот, передняя кромка приклеена и закруглена, всё как положено!








Затем доделываем крыло, наклеиваем накладки на законцовки.







Ну вот, уже совсем другой вид, продолжаем........





Можно приступать к оклейке фюзеляжа потолочкой, это уже практически финишный этап постройки!

 

Обшиваем гаргрот.

 

Затем, когда гаргрот склеится, сразу можно приклеить и хвостовое оперение, учитывая все оси и углы!



Тем времнием, как Вы уже заметили крылышко на заднем плане преобразилось, и стало довольно-таки красивым:

 


Раз уж тема дошла об окрасе модели, то я выбрал вот такую цветовую окраску, думаю получится не плохо!






 


Можно приступать и к оклейке фюзеляжа.


 



 



 


Ну вот и подошёл очередной проект к завершению, вот так выглядит готовый, новый любимец
"Швейцарец"










 



А это я уже с ним на поле, на облёте, видео полёта прилагаю, спасибо Всем за внимание и удачи в небе! 
В целом проект получился отличным, приобрёл много новых навыков. Летает здорово!

 



 


А это мой друг и помощник на поле, зовут его как и меня Павел :)