Статья из серии "советское наследие".

Полез я как-то в дальнюю антрессоль искать провод МГТФ (помню, что был где-то небольшой моток). Провод я, к слову, нашел, но он-то как раз и не интересен. А интересно то, что я обнаружил во время поисков...  

А нашел я вот что:

Двигатель ЦСТКАМ 1,5КР-АС! Мотор автомодельный, оборотистый, но путем несложных манипуляций легко переделывался в авиационный вариант.

Последние лет 10, минимум, я убежденный электричник, но тут вспомнил, понимаешь, детство, как ходил в местную СЮТ, строгал (по другому и не скажешь) профильные кордовички, как возился с этим самым мотором, желая поставить его на небольшую бойцовку... И что-то такая ностальгия накатила по запаху горелой касторки... Дай, думаю, попробую его завести. Одолжил у знакомых автомоделистов немного горючки и накал для свечи, движок промыл, прикрутил винт, залил в выхлопной патрубок пару капель топлива, несколько рывков за винт и... получаю лопастью по пальцам. Кусается, зараза!!! Но живой, а это хорошо.

Несколько последующих запусков показали, что мотор вполне рабочий, на нормальном-то топливе. А ведь сколько я с ним мучался в свое время... Собственно, потому и закинул на дальнюю полку, что он на разных эрзац-смесях то заводиться никак не хотел, то работал исключительно с накалом и тут же глох, если отключить питание свечи.

Но, раз мотор живой, значит, надо его куда-нибудь прикрутить. Сразу делать под него самолет я не решился, да и в таком масштабе электромоторы гораздо проще, надежнее и эффективнее, на мой взгляд. Так и родилась идея собрать аэроглиссер-болотоход с ДВС: делать проще и быстрее, в случае проблем с мотором никуда не упадет, ну и лето скоро, надо что-то и для воды подготовить.

 

Первым делом, я поставил на мотор нормальный карбюратор от какой-то машинки, правда, пришлось в качестве впускного патрубка с регулировочной иглой приспособить родной от ЦСТКАМ`а, т.к. тот, что должен был стоять на карбе, оказался сломан.

Тем не менее, конструкция, хоть и громоздкая, оказалась вполне рабочей. Топливо поступает, газ регулируется. Правда, холостые обороты великоваты, но зажимать дроссель дальше уже некуда... Впрочем, это может быть и следствием заточенности мотора под высокие обороты.

 

Корпус глиссера я решил делать из 50мм пеноплекса. Вырезал прямоугольник 23х40см, немного оформил нос, с боков оклеил полосами 3мм ПВХ, так, чтобы они немного выступали вниз. Получились этакие полозья, чтобы не обдирать днище при выезде на берег. Ну и зимой можно будет попробовать по снегу поездить, помогут держаться на курсе.

 

Место установки двигателя и рулей усилил фанерной вставкой:

Для крепления двигателя из той же фанеры сделал такой пилон:

Ось двигателя немного наклонена вниз, градусов 5 примерно. Точно не измерял.

Примеряем по месту: вроде бы, все подходит, и смотрится неплохо.

Для прочности и защиты пенопласта от топлива, корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидке. Ткань была только толстая, поэтому обошелся одним слоем:

После отверждения клея, корпус я прошпаклевал и вышкурил, вклеил моторный пилон, а затем покрасил белой акриловой краской:

Установил на место мотор и серву газа:

Сервомашинку рулей (старенькая Футаба 3007) я просто вклеил на силиконовый герметик в углубление в пене:

В качестве верхней точки крепления рулей, сделал нечто вроде антикрыла из ламинированного пенопласта (пена, оклееная с двух сторон жестким пластиком), заодно, это антикрыло послужит какой-никакой защитой винта на случай опрокидывания:

 

Оси рулей я сделал из 3мм карбоновой трубки, а сами рули - из ПВХ:

 

 

Приемник, стабилизатор питания и батарею я разместил рядом с сервой руля:

Для испытаний стоит импульсный BEC на 5А, но такой мощный тут не нужен, поэтому я собираюсь его заменить парой КРЕН`ок 7805. Аккум тоже будет поменьше и двухбаночный.

Аппаратура закрывается "кабиной" из ПВХ, которая держится на магнитах:

Чтобы провод сервы газа не попал под винт, я его закрепил мелкими пластиковыми скобами:

Из жести от консервной банки спаял глушитель со штуцером отбора давления в бак:

Сам бак - автомобильный. Вклеен, как и серва руля, на силиконовый герметик в сделанное под него углубление в пене:

 

В итоге получилась такая вот "калоша":

 

 

Двигатель завел, отрегулировал на более-менее стабильную работу во всех режимах, спалил бак горючки... 

Теперь осталось дождаться нормальной погоды (а то нас прошлую неделю все снегом заваливало) и обкатать аппарат.