Как было заявлено в моей предыдущей статье, решил замахнуться я на двухмоторник Cessna 336/337 Skymaster.

Часть 1.

В пользу выбора данного прототипа говорило следующее:
1. Cessna, любимая Cessna!
2. 3-х стоечное шасси с носовой стойкой.
3. Высокоплан со всеми достоинствами тренера.
4. Тандемное расположение двигателей, позволяющее избежать ассиметрии тяги при работе одного из двух двигателей.
5. Просто красивый "тяни-толкай".

Небольшой экскурс в историю самолета.

В 1959 году, после ряда исследований инженерами и конструкторами "Cessna Aircraft Company" было принято решение о разработке двухбалочного самолета с тандемным расположением двигателей. Коммерческое производство начато в 1963 году и продолжалось до 1982 года. Всего было произведено 2993 единиц (более 20 модификаций), из них 513 единиц военных модификации. Самолет успешно эксплуатируется по настоящее время.

В отличии от моих предыдущих моделей, самолет спроектирован с помощью программы "Компас-3D". Освоение программы оказалось делом нелегким. После неудачных попыток создать 3D модель было принято решение проектировать только в 2D. В итоге получилось следующее:

Cessna 337 - чертеж.frw 
Cessna 337 - чертеж.dwg
Cessna 337 - чертеж.igs
Cessna 337 - чертеж.dxf

Чертеж модели приведен в разных форматах для удобства пользователей.

Как и предыдущие модели, Skymaster было решено строить в масштабе 1:10, цветовая схема- в соответствии с заводской окраской 1976 года.



До начала постройки модели была разработана и собрана электрическая схема.

В данной схеме сервы РН и передней стойки, через Y-соединения, подключаются к регулятору переднего двигателя. Сервы РВ, элеронов и закрылка - к регулятору хвостового двигателя. Это позволяет равномерно распределить нагрузки на BECи.
Затем были собраны разветвители для сервомеханизмов.



...и тройник для силовых разъемов.

Каркас фюзеляжа собран аналогично предыдущей модели Cessna 150.



Мотошпангоуты...


...и боковины фюзеляжа выполнены из 1 мм фанеры....




...силовые элементы крепления крыла...



...площадка крепления основной стойки шасси...



...окна прорезаны после приклейки обшивки...


Передняя стойка выполнена аналогично Cessna 150.




Моторамы передняя и задняя, выполнены из 1 мм фанеры(боковины) и линейки(подмоторная площадка).

Настал черед изготовления капотов. 


Болваны отлиты из алебастра в потолочную форму...


...доработаны ножом и шкуркой.


Сами капоты выполнены по бутылочной технологии из предварительно раздутой ПЭТ бутылки.


Переходим к изготовлению крыла. Ввиду больших габаритов, было принято решение сделать отъемные консоли. Стыковка с центропланом осуществлена при помощи плоских штырей из линейки.


В нижней обшивке центроплана прорезаны отверствия, через которые выведены силовые шпангоуты балок, скленные с лонжеронами.

Конструкция балок показана на следующих фото.



Перед приклейкой балок, сквозь них были проведены боудены тяг РВ и РН.

После приклейки балок был приклеен стабилизатор, выполненный из 2-х слоев потолочки, с предварительно проложенной в нем трубкой боудена тяги РН 2-го киля.



На фото видно расположение серв РВ и РН.


...Петли закрылков...


Качалка элеронов и закрылков(конструкции аналогичны)...
 
...и их установка. 


Закрылок в выпущенном положении(угол отклонения приблизително 40 гр.).


Крыло перед приклейкой верхней обшивки...


...и после...


Фюзеляж с центропланом в сборе.


Для надежности работы РН пришлось изготовить дополнительные(3-и) петли из стеклотекстолита, которые не дают смещаться оси вращения РН (установлены в районе РВ). 


Модель обтянута прозрачным скотчем. Остекление кабины выполнено из прозрачной переплетной обложки.


Окончательная отделка цветным скотчем.






Модель готова и пришло время поднимать ее в воздух. После нескольких настроечных полетов пришлось уменьшить расходы РВ и элеронов.
Выявилась тенденция к правому крену, было сделано предположение о возникновении крутки крыла в процессе обтяжки. Позже выяснилось, что причина кроется в асимметрии закрылков, после устранении данного дефекта самолет полетел нормально. 
Модель оказалась довольно чувствительной по тангажу к режиму работы двигателей, что особенно ощутимо на посадке. При уменьшении оборотов модель норовит клюнуть носом из-за уменьшения обдува РВ. Лечится смещением ЦТ назад. В целом самолетик в управлении сложнее чем Cessna 150, но, однако,это уже модель другого уровня, да и весом поболее. Я доволен своим Skymaster.



P.S.
Когда велись проектировочные работы по данной модели, на www.rc-aviation.ru был объявлен зимний конкурс полукопий. Я решил поучаствовать в нем, однако, в силу объективных причин(командировка) не успел по срокам. 


Часть 2.

Когда была построена моя первая модель Cessna 150, поиски площадки для полетов привели меня жарким летним днем на берег реки Чирчик. Окунувшись в его прохладные воды, я подумал, что, было бы неплохо совместить купание с полетами. С тех пор эта мысль прочно засела в моей голове. Гидросамолетом суждено было стать именно моему Skymaster.
В интернете есть информация, что были попытки поставить
Skymaster на поплавки, правда об успешности этой затеи, мной ничего не найдено. 

Неизвестно что получилось с прототипом, посмотрим что получится у меня.
Был найден теоретический материал по поплавкам для гидросамолетов(Andy Lennon - Basics of RC Model Aircraft Design), после ознокомление с которым был выбран вариант днища поплавка "G" с рисунка приведенного ниже. 

Для определения габаритных размеров поплавков восползовался известным калькулятором. Более подробно поплавки были разработаны при помощи приведенных ниже рисунков.
  



Конструкция и процесс изготовления поплавков видны из фотографий ниже.







После установки готовых поплавков на модель, первые же "заплывы" показали, что рулить на воде при помощи РН практически невозможно. Поэтому было принято решение, установить на один поплавок водяной руль. На фото ниже представлены элементы конструкции и руль в сборе.




Особенностью конструкции является возможность отклонения пера руля вверх, что позволяет беспрепятственно проходить над всевозможным водным мусором, растениями и т.д. Для возврата пера руля в исходное положение служит слабенкое резиновое колечко.

Привод руля осуществлен от сервомеханизма передней стойки при помощи капроновой нити, все видно на фото.




Взлет с воды требует определенных навыков, чтобы понять поведения модели пришлось некоторое время просто поплавать. Разбег заметно увеличивается. Взлет значительно упрощается благодаря закрылкам, тоже самое можно сказать о посадке. Скорость полета из-за сопротивления поплавков ощутимо ниже, правда на видео этого не видно.



P.S. Облет гидросамолета проводился ранней весной, на видео запечатлен один из первых полетов, сейчас чувствую себя на воде более уверенно,что позволяет сочетать полеты с отдыхом у реки.

ТТХ модели Cessna 336/337 Skymaster:

Размах крыла – 1160 мм
Длина фюзеляжа – 900 мм
Площадь крыла – 18,7 дм2
Вес планера – 400 г
Полетный вес модели – 810 г
Полетный вес модели с поплавками - 910 г

Использовал следующую электронику:
Моторы Turnigy L2210a 1650kv 180w
Винты GWS DD 7035
Аккумулятор Zippy-K FlightMax 20c 1600mah - 130 г
Регуляторы HobbyKing 30А
Приемник HK6S
Сервы HXT900

Тема в форуме на www.rc-aviation.ru посвященная процессу постройки Cessna 336/337 Skymaster.

Также выкладываю чертежи С337 из бальсы (не мои), может кому пригодится...
(Cessna_Skymaster.pdf) 
(cessna 337(O2AB) plan.rar)

кордовый вариант...
(Cessna_336_Skymaster_CL.pdf)

...и панель приборов...
(cessna_skymaster_panel.JPG) 

Спасибо за внимание. С Уважением ко всем моделистам, Мехмонали Якубов из солнечного Узбекистана!