Cri Cri - творение Французского инженера Мишеля Коломбана.
Этот самолет скорее похож на большую модель, чем на настоящий самолет.
И все же с размахом в - 4.9м и полетным весом - 170 кг, это полноценный двух моторный самолет!



"Во время полета у меня такое впечатление, что я сижу в поднимающемся кресле, и хотя я на 10 кг тяжелее всего самолета, он чрезвычайно хорош для воздушных прогулок, говорит испытатель самолета Роберт Бюиссон ..."

Кто сегодня не знает, по крайней мере, в кругах любителей лёгкой авиации, имя и перипетии маленького двухмоторного самолёта, названного "Кри-Кри" - самолёта, который можно было видеть на многих авиационных праздниках и который стал предметом многочисленных статей и публикаций прессы...

А началось всё в 1958 г., когда появилось первое упоминание о маленьком одноместном самолёте с двумя двигателями общей мощностью 20 л.с. Это были годы бурного развития домашнего самолётостроения. Но обстоятельства не позволили конструктору из Рюэй-Мальмэзон воплотить свою мечту. Что, "забросили" "Кри-Кри"? Появится ли он когда-нибудь? До каких пор он будет оставаться на бумаге? Это были основные вопросы, которые задавали многочисленные конструкторы-любители. Лишь в сентябре 1970 г., спустя 12 лет, конструктор приступил к работе при активной помощи жены. К прототипу предъявлялось много требований. Предполагалось, что это будет самый маленький скоростной и экономичный серийный самолёт, который будет отвечать концепции "самолёт - для каждого". Постройка прототипа была начата в 1972 г. в гараже конструктора. Через 1200 часов работы самолёт был готов.
Итак, его двухмоторный "мини", весящий 63 кг и напоминающий скорее большую модель, нежели пилотируемый аппарат, вызвали удивление и интерес многих любителей авиации. С первого взгляда он выглядел необычно. Простая угловатая форма фюзеляжа, непривычно большой "обтекаемый" фонарь кабины, а также два двигателя, установленные на пилонах в носовой части фюзеляжа - всё это выглядело странно и заманчиво. Первым делом это относится к расположению двигателей, которое является уникальным (в то время) в мировой практике.
Первый полёт прототипа МК-10 "Кри-Кри" (F-WTXJ) состоялся 19 июля 1973 г. На глазах небольшой группы зрителей, фотографов и операторов телевидения Роберт Бюиссон, 68-летний пилот, на счету которого более 12000 часов налёта, оторвал от земли необычный самолет. В полёте "Кри-Кри" напоминал маленький истребитель ...

В Германии на соревнованиях авиа моделей произошло забавный случай с этим самолетом.
Естественно все что произошло было заранее спланировано.
По скольку самолет больше похож на авиа модель, одному из "зрителей" предложили прокатиться на "модели", он согласился )))
Человека на глазах у всех усадили в кабину, пилот на земле взял пульт дистанционного управления и начал "выводить модель" на старт. Благополучно взлетел, сделал пару кругов над аэродромом и тут началась паника, "пилот" заявил что потерял управление над моделью а там ведь человек!
Пока он пытался "восстановить связь" самолет скрылся из глаз. Представьте состояние публики на глазах которой разыгралась "трагедия"!
Но как вы уже догадались, все закончилось благополучно )))  
 

Летно-технические характеристики "Кри-Кри":

полный размах крыла, м 4,9

хорда крыла (без закрылков), м 0,48

хорда крыла (с закрылками ), м 0,63

полная площадь крыла, кв.м 3,1

 V крыла (от корня), град 4

 полная длина самолёта, м 3,91

полная высота самолёта, м 1,2

размах Г.О, м 1,55

хорда Г.О, м 0,395

колея шасси, м 1,1

база шасси, м 1,15

диаметр х шаг воздушных винтов, м 0,695 х 0,95

двигатель, 2 шт. JPX PUL-212 по 15 л.с.

емкость топливного бака, л 23

максимальный вес пустого, кг 75

максимальный взлётный вес, кг 170

макс. скорость в пикировании, км/ч 280

макс. крейсерская скорость, км/ч 200

макс. скороподъёмность, м/с 6,5

потолок, м 5000

разбег, м 100

 пробег, м 150

расход топлива, л/100 км 5

макс. перегрузки, g +10/-5

макс. аэродинамич. качество 11

Самолет может продолжать взлет с одним работающим мотором.
Скороподъёмность при этом 1.5 м/с.
Конструкция цельно металлическая!

Рабочие чертежи этого чуда http://airspot.ru/book/file/1068/cri_cri.pdf



 

 






















Есть и электрическая версия

 

И даже реактивный

 

Как видите, на самолет установлены "модельные" двигатели.
Что ДВС, что элеткро и реактивные!

Здесь так же продают модель этого замечательного самолетика
Бальзовая модель-копия CRI-CRI MC-15, 1778мм - http://www.parkflyer.ru/36402/product/544404
Самолет из EPO Cri-Cri размахом 1050 мм. - http://www.parkflyer.ru/36402/product/1457910

Видео полета модели

Бальзовая


Из ЕPO


Конечно можно купить готовую модель.
Но в силу простоты конструкции обводов модели, её не сложно построить самому по пенопластовой технологии, вырезая детали разогретой струной или по "потолочной" технологии.
Благо чертежи есть в сети.

Зальная модель  


Лично у меня на очереди постройка этой модели!
Надеюсь найдутся люди которых заинтересовал этот малышь.
Всем чистого неба и удачных полётов!

При написании статьи использовались материалы с сайта http://www.aviajournal.com

Вот и радио модель 1:1 



Вижу интерес к этому самолету возник, некоторые даже хотят купить настоящий самолет.
При наличии женег нет ничего проще!

Итак, каким образом можно заполучить самолет Cri-Cri. Собственно, способа всего три:


1. Самый простой способ, он же самый рисковый - купить подержанный самолет.
В России найти подобное предложение о продаже почти невозможно, поэтому путь на англоязычные сайты. На момент написания статьи стоимость забугорного “Сверчка” составляла от 7 до 10 тысяч евро. Опасности всё те же - двигатели. Более половины всех аварий Кри-Кри происходят из-за отказа моторов, поэтому их выбору и обслуживанию отводится особое внимание. Наиболее предпочтительными вариантами покупки здесь может быть “Cricket” - так назывались модели, произведенные "Zenair".

2. Второй способ - приобрести новый самолет у одного из сборщиков.
Найти на территории России хотя бы одного официального сборщика самолетов Коломбана нам так и не удалось. Однако, есть несколько компаний, которые производят “аналоги” - то есть самолёты, внешне похожие на Кри-Кри, но отличающиеся по технологии производства. Самое популярное отступление от канона - материалы фюзеляжа. В оригинальной версии самолет почти весь металлический, “оптимизаторы” же предпочитают использовать дерево или композитные материалы. Стоимость таких моделей как правило не превышает 10 тысяч евро без учета цены двигателей.

3. Наконец, самый надежный и официальный способ - связаться с Мишелем Коломбаном, купить чертежи и собрать самолет самостоятельно.
Стоимость комплекта чертежей варьируется от 500 до 700 евро и зависит лишь от настроения самого конструктора. Чертежи очень подробные, большая часть из них выполнена в масштабе 1:1. К чертежам прилагается инструкция с которой, по словам Коломбана, сможет разобраться любой, кто хоть когда-то открывал капот автомобиля. Впрочем, помимо бумаг, покупатель получит бесценную возможность пообщаться с самим концептором, задать ему интересующие вопросы и получить рекомендации по использованию, например, тех же двигателей.

Для тех, кто надумает собирать самолет самостоятельно, стоит написать письмо или отправить факс Мишелю Коломбану:


Michel Colomban
37 Bis Rue La Kanol
92500 Rueil Malmaison, France
Fax: 0033 147 51 8876
Удачи в начинаниях!