В авиамоделизме у каждого свое амплуа, свое направление. Мне изначально хотелось освоить 3D. Наиболее простой и дешевый способ - это сделать слойку с хорошими характеристиками. Действовать по шаблону, т.е. повторять уже известные конструкции, было не интересно. Пошел своим путем, разработав собственную схему. Первая проба http://www.parkflyer.ru/31090/blogs/view_entry/1176/ была относительно удачной, самолет неплохо летал, но откровенно не дотягивал до 3D.
Изучив известные схемы, поработав над ошибками, немного пересмотрев конструкцию, заточив все узлы под экстрим, и пожертвовав некоторыми предпочтениями, сделал следующий вариант IAK-11 X-dream. Как показали первые полеты, самолет получился. Предлагаю на ваш суд процесс постройки и результат. Тех, у кого уже выработалась идиосинкразия на слойки, хочу сразу предупредить, что это именно слойка, так сказать, типичный тип типового типического типажа.

Конструкция крыла изменилась мало. Выполнено цельным из листов потолочки 1000 х155х3, размах соответственно около метра 970 мм. Для облегчения сделал сосновый лонжерон не по всему размаху, а только на 620 мм.

 

Нервюры резал в пакете по шаблонам при помощи термолобзика своей конструкции http://www.parkflyer.ru/31090/blogs/view_entry/7758/ . Профиль упрощенный, с прямой полочкой для удобства клейки. Кто работал с наборными крыльями знает, что такая полка практически отсутствует в промежутке между нервюрами из-за провисания обшивки. 

 

Крыло без элеронов прямое и склеивается из двух листов потолочки. Под переднюю и заднюю кромки кладутся ровные рейки и на лонжерон накладывается ровная досочка и гнет. Очень простая технология.

 

Заранее предусматриваются карманы под машинки элеронов. 

 

Фюзеляж обычный наборный. Но в форме фюзеляжа учтены многочисленные требования для 3D пилотажа и прочностные требования. Прежде всего добивался максимальной симметрии характеристик прямого и перевернутого полета, минимума момента крена от работы руля направления, максимальной жесткости фюзеляжа на кручение и изгиб.

 

Да, некоторая жертва изящности, но экстрим требует жертв. Переборки выполнил с отверстием для проводки и сквозной вентиляции.

 

Обращу внимание, что боковины без выреза на кабину. Это сделано специально, чтобы усилить самое «ломающееся» место – район задней кромки. Соответственно, от кабины, как таковой, отказался. Что дало дополнительную экономию в весе.

Носовое усиление фанерной моторамы выполнено из сосновых реек с заходом на крыло.

 

Киль, стабилизатор и органы управления все склеены из двух листов потолочки. Киль и стаб усилены бамбучинами.

 

Руль высоты усилен стальной скобкой из проволоки 1,5мм. Небольшое исследование способов усиления РВ показало, что это один из самых легких вариантов, не считая карбона.

 

На фюз навешиваем крыло.

 

Крепим стабилизатор.

 

Навешиваем рули и элероны.

Петли использовал нейлоновые покупные. При вклейке применял уже описанный в предыдущем варианте метод защиты оси от попадания клея.
Для элеронов применил плоские петли.

   

 Для рулей использовал штырьковые петли.

 

В последнюю очередь фиксируем киль.

 

Кабанчики покупные и подразумевали установку на саморезы. Но по причине наличия отсутствия последних применил предложенный одним моделистом способ «зубочистки-на-эпоксидке». Легко, прочно, но, увы, не разборно.

 

Для поджатия при вклейке даже пришлось придумать «рогатый» зажим.

 

Машинки элеронов вклеены при помощи термоклея. Привод из проволоки 1,5 мм.

 

Расположение машинок РВ и РН заднее для максимальной жесткости управления. Посадочные места усилены фанерными вставками.

 

Привод рулей тоже проволочный.

 

Капот, в общем, обычный, но сделан укороченным для обеспечения усиления, о котором я писал выше.

 

Защелка капота своей конструкции из тонкой пружинистой жести. Крепит намертво. Закрывается и открывается очень легко.

 

Самолет собран.

 

Клеил Титаном и Poxipol-м с максимальной экономией и культурой склейки.

Шасси на самолете не предусмотрено в целях экономии веса и из расчета маленькой посадочной скорости. Вместо этого нижняя часть фюзеляжа обклеена скотчем.

Над оформлением работал довольно серьезно. Была даже моя статья на тему внешнего вида, раскраски, оформления http://www.parkflyer.ru/31090/blogs/view_entry/8504/ . Изучил статью моделиста OLEGSS по выполнению надписей на модели. Даже придумал заметные упрощения его технологии, но это тема отдельной статьи. Правда, пришлось минимизировать обклейку скотчем опять-таки из соображений веса, но какой-то свой стиль обозначил.

 

Верхняя поверхность зелено-желтая в честь ЧМ по футболу в Бразилии :).

 

Нижняя поверхность выполнена резко контрастной как по цветовой гамме, так и по направлению рисунка, что очень помогает при ориентации в полете.

 

В результате всех ухищрений удалось достичь приемлемого взлетного веса 450г. Ну, плюс-минус 10г в зависимости от пропа. Нагрузка на крыло 20 г/дм2.

 

Кстати, пропсейф пришлось делать самому. Китайские системы, а их я перепробовал штук пять, оказались полным говном.

Итак получил следующие характеристики:
Размах 970 мм
Длина 1025 мм
Вес 450 г
Площадь крыла 22 дм2
Нагрузка на крыло 20 г/ дм2

Использовал следующее оборудование:
Мотор Turnigy L2210A-1650kV
Регулятор Turnigy Plush 25A
Аккумулятор 3S 1300 мАч
Сервы HKSCM9-6
Пропеллер SF 9х3

Без Y-кабеля обошелся. Просто настроил флапероны. Как это делается можно посмотреть в моей статье о самолете Clouds Fly http://www.parkflyer.ru/31090/blogs/view_entry/8717/ .

И, конечно, ролик на закуску. Батареи хватает на 7-8 минут, поэтому сделал нарезку. Часть ролика снято с помощью самодельного LCD-видоискателя http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/9142/ .

Короче, сбылась мечта и…пилота. :) Самолетик получился вполне 3D-шный, очень послушный и предсказуемый. Получил удовольствие от сборки, от полета и от того факта, что теперь есть качественная машинка для тренировок.