О творческих проектах в школе слышать мне доводилось и раньше, ребята в кружке порой рассказывали, мол задали по "Технологии" (так сейчас предмет "Трудовое обучение" называется) проект подготовить и защитить. Но как-то без особого энтузиазма и без ощутимых результатов. Насколько я понял тогда, сами преподаватели не очень представляли, что это за проекты такие и как с ним работать.
Следующим "звоночком" стала статья о модели По-2 Игоря Ямщикова, в которой просматривалась определенная структура изложения материала, представлена и проделанная исследовательская работа, и практическая часть в виде построенной модели По-2. В общем и целом - так и должен выглядеть творческий проект школьника.
И вот к осенним каникулам самому мне пришлось вникать в метод проектов в учебном процессе совсем плотно. Вникать, и опробировать на практике.





Школьникам на заметку: попробуйте отнестись к написанию вашей собственной статьи, как к творческому проекту. Уверен, выйдет намного интереснее и заслужит больше плюсов читателей, а жалкие отмазки по типу набивших оскомину фраз "это моя первая статья", "не судите строго", "не для плюсов" уйдут в прошлое за ненадобностью.



Целью работы по системе творческих проектов педагоги ставят формирование творческой личности. И это очень правильно.
Моделистам, людям увлеченным постройкой моделей проще, поскольку постройка любой модели - это проект.
При работе над моделью у вас перед глазами как живая возникает картина того, чего вы в итоге стремитесь добиться, что получить. Как ваша модель будет выглядеть, как должна действовать.
Вы располагаете определенным набором знаний, умений и навыков, инструмента, оборудования, материалов.
Даже не используя чертежей (что не совсем правильно, но для решения небольших задач вполне допустимо) вы намечаете примерный ход постройки, соотносите то, что вам нужно с тем, что у вас есть. А дальше нужно принимать решение, что делать, как делать, делать ли самому или купить, а если купить, то где. То есть используете знания не только из различных областей науки и техники, но тут вам и экономика и финансы, и экология, и декоративно-прикладное искусство, и охрана труда. И умение компоновать такую разнородную информацию в единое целое ради достижения поставленных целей само не приходит. Вот тут и приходят на помощь творческие проекты.

Людей серьёзных, научного склада мышления сразу можно отсылать к ГОСТ 2.103-68. ЕСКД. Стадии разработки. Там всё есть и подробно расписано.


Здесь же приведу краткий план выполнения творческого проекта:

I. Поисково-исследовательский этап.
Ставим себе задачу: что именно хотим построить, для чего, как это будет действовать. Изучаем информацию, делал ли кто-то подобное раньше и каковы были результаты. Проводим анализ аналогичных конструкций, стремясь вывести для себя оптимальное решение, если требуются специальные знания - получаем их, есть литература, книги, справочники. Проводим опыты, ставим эксперименты. Оцениваем различные технические решения с точки зрения имеющихся в вашем распоряжении материалов, оборудования, отработанных технологий, а также их стоимость и экономическую целесообразность.

II. Технологический этап.
Готовим чертежи, схемы, планы, карты - все те документы, по которым модель будет воплощаться "в металле".
Материалы и комплектующие подобраны, инструменты и станки имеются - полный вперед, приступаем к постройке. В ходе работы может потребоваться внести изменения в проект - всё бывает в этой жизни, если необходимо, вносим изменения. Или закрываем этот проект, дорабатываем исходные данные и начинаем всё с начала, так тоже бывает. Знания, накопленные при работе над неудачным проектом никуда не исчезнут, отрицательный результат - это тоже результат.

III. Заключительный этап.
Ваша изначальная идея обрела реальные формы. Проводим испытания, так ли всё действует, как было задумано. Если нет - возможно, мы узнаем что-то новое. Бывает, что приходится дорабатывать модель, если после испытаний возникает такая необходимость. И, конечно, представляем своё творение широкой публике. "Себя не похвалишь - никто не похвалит", как говорят в народе.

Как видим, всё довольно просто. Но одно дело рассказать в школе, что построил за выходные модель самолета, и совсем другой коленкор, если представить творческий проект на ту же тему. Проект - звучит солидней, но и объем работы при этом несоизмеримо больший. И хотя приходится рассчитывать в основном на собственные знания и силы, хорошая грамотная консультация родителей, преподавателя, коллеги тоже дорогого стоит. В любом случае накапливается разносторонний практический опыт, и понимание сути явлений, процессов и взаимосвязи знаний из различных областей науки и техники - приходит.

В качестве разрядки предлагаю хороший мульт по теме.



Итак, в общих чертах с творческими проектами познакомились.

Перехожу к описанию своего творческого проекта "Модель ракеты М2".

После первых успехов в постройке и запусках простейшей модели ракеты, о которых я уже рассказывал ранее, возникает естесственное желание улучшить изделие. Первое, что приходит на ум - добиться увеличения высоты полёта. То, что на большой высоте модель будет сложно разглядеть, пионеров не очень смущало, и все дружным хором голосовали за высотную версию модели. Что ж, пусть будет так. В терминах творческого проекта мы нашли тему проекта и поставили себе задачу.


Приведу некоторые соображения, исходя из которых создавался проект модернизации. В терминах творческого проекта это исследовательский этап, анализ происходящих процессов, рассмотрение и выбор оптимальных вариантов конструкции. Прошу меня извинить, глубокого анализа с точными математическими выкладками анализа траектории полёта ракетных аппаратов, расчёта действующих нагрузок и выбора оптимальной конструктивно-силовой схемы здесь не привожу. При желании и необходимости читатель может изучить теорию и воспроизвести все выкладки самостоятельно.

Забросить модель ракету на большую высоту может более мощный двигатель. Двигатель у нас один из самых мощных, "двадцатка" - куда ж больше? Вероятно, стоит уменьшить потери, чтобы расходовать энергию двигателя с большей пользой.

Какие мы имеем потери и как можно их уменьшить?
Аэродинамическое сопротивление воздуха. Зависит от формы корпуса ракеты, её скорости, высоты полёта и площади наибольшего поперечного сечения (миделя) корпуса.
Мидель новой модели остался прежним из технологических соображений, для его изготовления у нас всё имеется, и оправки, и заготовленные уже шпангоуты, и практический опыт.
Головной обтекатель оживальной формы, имеющий минимальное аэродинамическое сопротивление, очень удачно подошел от одной из моих ранее построенных ракет. Хвостовая часть конической формы позволяет уменьшить донное сопротивление корпуса, придавая корпусу в сумме веретенообразную форму. Аналогичную форму имела в своё время и знаменитая ракета фон Брауна V-2.

Весовые потери
. Более лёгкую модель один и тот же двигатель поднимет выше. А носовую часть нашей простейшей модели приходилось догружать балластом для обеспечения устойчивости полёта, так что двигателю приходится волей-неволей балласт сей наверх тащить, поэтому высоту полёта можно увеличить, уменьшив величину балласта. В идеальном случае - вообще обойтись без дополнительной загрузки.
Для реализации этой теории парашютный контейнер был смещен к носу насколько это было возможно, коническая хвостовая часть и три бальзовых стабилизатора помогают облегчению хвостовой части модели. Таким образом центр тяжести модели перемещается вперед и для балансировки модели дополнительного груза требуется всего 4 г.


Описание конструкции модели ракеты.
Модель ракеты М2 одноступенчатая, класса S-6 (с тормозной лентой).
Корпус модели веретенообразной формы, имеющий меньшее аэродинамическое сопротивление по сравнению с исходным вариантом ракеты. Корпус изготовлен полностью из ватмана "Гознак" 160 г/м2, форму его поддерживают два шпангоута из потолочки и два из плотного картона толщиной 0,3 мм.
Три стабилизатора из бальзы средней плотности толщиной 1,5 мм закреплены в хвостовой части на двигательном отсеке. Для уменьшения сопротивления стабилизаторам придается профиль с заостренными кромками.
В качестве тормозной ленты применен отрезок сигнальной ленты длиной 2400 мм.

Стартовый вес: 60 г.
Двигатель: МРД 20-10-4 или аналогичный. То есть полный импульс 20 Н*с, средняя тяга 10 Н.
Чертежи и шаблоны: (РакетаМ2-2варианта.dwg)


Технологическая карта.
Конечно, для своих пионеров у меня заготовлена подробная технологическая карта, в которой содержится полная информация: что из инструментов и материалов потребуется для работы, в каком порядке изготавливаются отдельные детали, собираются в узлы и сборки, на что обращать внимание и как выполнять контроль качества работы. Всё это описывает технологический этап реализации творческого проекта.
Очень "много букв", а посему не буду утомлять читателя такими подробностями.
Замечу лишь, что для сборки хвостовой части "запилил" стапель. Что он даёт? Ну, все же ж грамотные люди, полагаю, пояснений не требуется. А потребуется кому - охотно поясню.


Итоги и выводы.
За осенние каникулы построено было с десяток моделей М2 и лишь одна - в упрощенном варианте, с головной частью от М1 и хвостовой частью М2.
Технология изготовления хвостовой части и сборки на стапеле сложности не вызывала.
Конструкции носовой части оживальной формы корпуса больших затруднений тоже не вызвала, думал, будет хуже.
Все пуски были успешными, ракеты бодро уходили в точку, возвращались на ленте, правда, иногда сносило их ветром на деревья, ведь высота раскрытия увеличилась вместе в высотой подъёма. Сигнальная лента хорошо различима на фоне серого неба, как ленточный парашют тоже отлично работает.
Так что в целом наша творческая команда с поставленными задачами справилась и получила удовольствие от воплощения в жизнь нового удачного ракетного проекта.








Благодарю за внимание!
Успехов в творчестве!