Приветствую коллеги!
FPV полетами я начал заниматься два сезона назад, этот сезон третий.
Решил на досуге написать серию статей, которая может помочь тем, кто только что пришел в это хобби. В статьях будет отражен мой теперешний авиапарк, от простого к сложному. Прошу прощения за то, что вторую серию пишу спустя достаточно долго время после первой, но так уж сложилось. Летом сами понимаете много занимательного происходит и не до писанины =)
Эта статья про пепелац, который совсем не популярен в качестве FPV носителя, но учитывая мою тягу впихивать невпихуемое, да и просто потому, что он мне очень понравился... ему пришлось.
Так он выглядел до издевательств с моей стороны (фото с сайта магазина):
                                                                             PushyCat
 Зачем на этом летать FPV? =)
После того, как освоил "близко и низко" на пепелаце описанном в предыдущей статье естественно захотелось большего. Быстрее, выше, сильнее! Да и элементарные фигуры высшего пилотажа от первого лица попробовать. Но при этом понимал, что для большого самолета и полетов на "дальняк" еще не готов, как морально, так и в плане технической подкованности. Посему концепция следующего пепелаца свелась в трем критериям: близко, низко и быстро!
  Осваивать "Кошку" в полете от первого лица начал еще в прошлом году летом (крепкий все же пепелац оказался ;)), первые полеты не записывал ввиду отсутствия рекордера, но продолжаю летать на ней до сих пор, что как бэ намекаэ, что пилот не совсем криворукий, жива все же =), адреналина с избытком, в конце статьи видео полетов этим летом =) На самом деле основные проблемы возникли следующие: запуск с рук, который требовал квалифицированного "ракету носителя" ввиду достаточно большой взлетной скорости, ибо самому и кидать, и успеть подхватить было той еще эквилибристикой; второй момент - грамотная настройка автопилота, чтобы он адекватно рулил этим шустрым пепелацем в автоматических режимах, то бишь домой привел в случае чего, а не в землю воткнул. Но справился в итоге, по-поводу тонкостей настройки конкретного автопилота для этого самолета или похожих заинтересованным личностям могу рассказать отдельно по мере необходимости.

Критерии выбора:
Выбор носителя был обусловлен не столько прагматизмом, иначе был бы выбран какой-нить X-5, сколько эстетическими соображениями. Хотелось летать на "истребителе" =) И чтобы выглядел он соответственно. С другой стороны это должен быть не большой самолет, чтобы не вызывал проблем с транспортировкой и запуском с рук.
- размах крыльев: не более 1000мм не менее 700мм (иначе грузоподъемность не позволит напихать туда всю необходимую FPV начинку)
- крейсерская скорость не менее 60км/ч
- максимальная скорость не менее 100км/ч
- полетное время не меннее 10 минут в смешанном режиме (пилотаж, скоростной полет\спокойный полет на крейсерской скорости)
- материал - EPO, потому как жизнь у него будет тяжелая, клеить и клеить =)

Характеристики самолета:
- Размах крыла: 750мм
- Длина: 865мм
- Полетный вес: 475г (в штатной комплектации, на самом деле врут и весит он 550гр. с батареей), с FVP начинкой  вес составил 800гр.
- Площадь крыла: 11.50дм2
-
пропеллер 5х5
- полетное время около 10 минут
- запас хода около 10км
- крейсерская скорость 60-70км\ч
- максимальная скорость 110км\ч

Сервы, которые шли в комплекте сразу ушли в мусор, т.к. мерзли зимой и вообще были из трухи сделаны.
Но хватит о грустном!

Красавец, не правда-ли? =)

 
Про начинку: 
- регулятор хода, шел в комплекте, 40А, 2А BEC, Phoenixtech некий, учитывая, что мотор в статике максимум кушает 15-16А - хватает выше крыши с запасом. Запас видимо был с рассчетом на то, что размещаться в штатном варианте должен был внутри фюзеляжа без обдува. В итоге, учитывая дефицит пространства, переехал на брюхо, вот так:


-
 мотор штатный, см. выше ссылку под фото пепелаца из магазина, но... когда я его покупал в комплекте пришел не тот мотор, что там нарисован, а вот такой
- сервы: руль высоты, элероны
- приемник РУ - 2.4GHz FrSky, модификация уже не продается к сожалению, модель не помню, выколупывать и смотреть - лень, не телеметрийный, 7 PWM каналов и 8 каналов по CPPM. Используется выход CPPM.
- ходовая батарея 1300mAh 3S 25C
- видео-батарея 180mAh 3S
- автопилот ArkBird, подключен по CPPM
- видео передатчик Bevrc 400mW 1.3GhZ
- видео антенна 1.3GHz Vee antenna 
- курсовая камера Fatshark 600TVL High Resolution

   Автопилот был выбран именно этот в том числе (кроме его многих достоинств) и потому, что позволяет установку повернутым на 90 градусов в продольной оси, иначе не поместился бы никак.
   Остальная начинка более-менне стандартная для не больших самолетов. Согласитесь, вкорячивать на пепелац размахом 750мм антенну РУ 433MHz - мягко говоря проблематично, да и 2.4GHz с бустером на земле пробивает до 5км - минимум (зависит от антенны на передатчике и на пепелаце), чего учитывая запас хода данного индивидуума хватает с большим запасом.
   Видео антенна, передатчик и диапазон 1,3GHz с линейной поляризацией опять же была выбрана исходя из минимальных габаритов. Можно было бы попробовать и 5.8GHz, но учитывая, что большинство моих пепелацев имеют передатчики 1,3GHz - просто не хотелось разводить зоопарк. Опять же не "клевер" ввиду габаритов. Но этот момент не навязываю.
   Камера выбиралась в первую очередь по наименьшим габаритам и весу, качество картинки достаточно посредственное, в чем можно убедиться посмотрев видео ниже. Но в принципе летать можно, привык.

Фото компоновки:


Для установки камеры с пантилтом в "фонаре" вырезал паз под поворотную серву, закрепил изнутри теромклеем.

 
П
риемник РУ находится внутри фюзеляжа, практически под антеннами, правда-правда, он там есть! =) Разбирать и фоткать не хочется =)


Автопилот упакован в пороллон для гашения вибраций. Фюзеляж немного "расхомячило" в итоге, но в принципе терпимо, на летных характеристиках не сказывается =) Питание для камеры +5В берется с вывода +5V автопилота (есть там такой, можно использовать для не сильно мощной нагрузки) иначе пришлось бы ставить отдельный понижающий DC-DC конвертер. Видео батарея прячется внутрь фюзеляжа в сторону хвоста.
Микрофон упрятан в носовую часть фюзеляжа перед автопилотом, места там навалом, но против центровки не попрешь и использовать его с пользой нет возможности.

Про питание:
Борт запитан от встроенного в регулятор BEC +5В 2А. Не очень хорошо в плане надежности, но пришлось идти на компромисс ввиду серьезных ограничений по весу и внутреннему пространству фюзеляжа.
Видео тракт запитан от отдельной батареи (см. выше). В первую очередь для того, чтобы простейшим образом избавиться от помех по видео тракту от регулятора скорости. Разницу можно будет оценить по видео роликам приведенным ниже. Видео батареи хватает на 25 минут работы, что, учитывая полетное время 10-12 минут - с запасом. Я придерживаюсь принципа запитывания видео части от независимого источника питания, в том числе для страховки от отключения видео при просадке одной единственной ходовой батареи.
Схему питания борта рисовать не вижу смысла, ввиду ее тривиальности и отсутствия нестандартных решений. Она аналогична схеме приведенной в предыдущей статье, за исключением того, что BEC +5V находится в корпусе регулятора хода. Будет скоро статья про самолет, где во главу всего была поставлена отказоустойчивость, вот там и оторвусь на эту тему по полной программе =)

Резюме.
Самолетом доволен как слон, а может и два слона вместе взятых =) Что хотел, то получил. Платформа не сильно под FPV заточена, но летает хорошо и красиво.

Чтобы не быть голословным, парочка видео с курсовой камеры (прошу учесть, что в оригинале видео гораздо приятней выглядит, тытруба его все же поганит сильно):

Спокойный полет на небольшую дистанцию, в данном ролике видео тракт запитан от ходовой батареи, обратите внимание на помехи =)
 

Полет с простейшим высшим пилотажем от первого лица, выходом на максимальную скорость и полетом на малой высоте, видео тракт запитан от отдельной батареи, почувствуйте разницу =)


Спасибо за внимание! Всем мягких посадок и летной погоды!
Продолжение следует.

З.Ы. Если у кого-то возникли вопросы по существу - задавайте, не стесняйтесь, всем постараюсь ответить.
==================================================================
Мои предыдущие статьи:

FPV. От начинающего начинающим. Часть 1. Близко и низко.
Отдельностоящий (выносной ретранслятор) модуль РУ для FPV.
Увеличиваем максимальный угол отклонения стандартной сервомашинки.
Внедрение джойстика от PS2 в аппаратуру Turnigy 9X
Про выкладывание видео YouTube в ленту и т.п.