Кому-то нравятся зальные модели, кому-то 3D пилотаж. Мне хотелось построить хорошо управляемую, само стабилизирующуюся модель для видеосъемок, а в дальнейшем для FPV. Лучшим вариантом для этих целей, по моему мнению, подошел бы тренер.

       Не имея большого опыта, строил и переделывал, пока, наконец, не сделал более-менее летающую модель самолета. За подобной работой не было времени, в общем-то, научиться управлять.

Наконец, из Китая пришла HD 19, и первый полет. Но отснятый материал мне не понравился: винт, попадая в область захвата видеокамеры, портил видеосъемку. Понял: самолет должен быть с толкающим винтом, а, для полного ощущения полета, крепить камеру нужно под фюзеляжем, убирать или чем-то экранировать ее при посадке.

В общем, занялся строительством. За основу взял самолет Axon.

Что лично мне в нем понравилось:

- внешний вид,

- толкающий винт при посадке защищен от поломок,

- простота изготовления модели и настройка ЦТ.

Состоит из трех деталей: квадратного тубуса – фюзеляжа с хвостовым оперением, «кабины» и крыла.

После изготовления частей и установки аппаратуры (включая аккумулятор), все детали собираются: «кабина» временно крепится в нескольких местах к фюзеляжу-тубусу скотчем. Проверяется место расположения ЦТ (у меня ~ 25%). Если ЦТ не соответствует нужному расположению, «кабина» вместе с крылом перемещается вперед или назад по тубусу-фюзеляжу. Затем крепится окончательно клеем через пенопластовую прокладку (из потолочки). В случае «краша» эта прокладка режется ножом, отделяя склеенные части для ремонта.

Переднюю часть фюзеляжа переделывал два раза: была либо приподнятой, либо заостренной и ровной в низу. Остановился на последнем варианте. Считал: уж лучше акк сдвинется из-под резины в траву, чем сплющит носовую часть. Кроме того, вроде бы незначительная площадка 80х100 мм (когда была приподнятой), оказывала на скорости значительную подъемную силу. Модель на ветер кабрировала и я вернул ее к изначальной форме (ровной снизу).

Построил:

Размах крыла 1400 мм, хорда 220 мм (включая элероны 40 мм), взлетный вес 1100 гр. без видеокамеры. Нагрузка на крыло (включая площадь стабилизатора) ~ 27 г/кв.дм.

Общая длина фюзеляжа (включая руль высоты 40 мм) 1300 мм. Поперечное «V» крыла 15 градусов на сторону (некоторые для стабильности делают и 25), продольная установка крыла + 2 град. Двигатель Turnigy SK3 3536, 590 W, 1400 kv., акк – 3 А/h 4s., винт 3-х лопастный 8 ''. Расстояние от начала фюзеляжа (тубуса) до начала «кабины» получилось 180 мм., расстояние от задней кромки крыла до стабилизатора - 480 мм. Говорят: как назовешь модель, так она и полетит, назвал: «Black Dragon» (имею право).

Профиль крыла сделал многоступенчатым (KFm-3 10% Х). При толщине 10% Х крыло показало хорошие результаты в плане подъемной силы при минимальном лобовом сопротивлении. Что не плохо при полетах в ветреную погоду. Во время испытаний на эту модель ставил крыло с профилем Clark-Y 12% Х. В общем-то, существенной разницы не заметил.

Поскольку практика управления у меня минимальна, для стабилизации полета поставил ГИР i 86 (погнался за дешевизной), но как выяснилось, он работает только при резких наклонах модели, а на медленные изменения никак не реагирует.

Не обошлось без доработок. Изначально крепил мотор на пилоне, но самым лучшим вариантом оказалось, когда ось двигателя расположена на уровне плоскости крыла.

Особенности: после старта модель набирает высоту лишь от руля, а не от скорости полета, но это дает возможность идти на ветер до 3-5 м/сек. без опрокидывания. На высоте ~ 100 метров модель при весе более 1 кг. над полем с выключенным двигателем в солнечный день вообще не снижалась. Гонял кругами, пока не надоело.

В заключении вырезки полетов, в том числе с камерой, укрепленной под фюзеляжем. Прошу не критиковать за «пилотаж», так как только учусь, а нужно было запускать с рук, и снимать одновременно. Помогла сама хорошо летающая модель показать, что я хоть что-то умею. Еще понял: чтобы видео было более качественным, нужно управлять не элеронами, а рудером.

(1-й_ полет.avi)

(С камерой.avi)

Привычка экспериментировать привела к тому, что к концу сезона я убрал «кабину» и опустил крыло на тубус-фюзеляж, а двигатель поставил спереди. Тем самым упростил конструкцию, и сделал самолет с тянущим винтом. Оказалось, что 9'' винт при высоко скоростном двигателе не попадает в область видеосъемки. Также наклеил светодиодные полоски для ночных полетов.

(Вечер.avi)

Понятно, моя самоделка не интересна тем, кто летает на дорогих покупных моделях, которые доступны не многим. А что такое сломать дорогую модель в первом полете, я испытал на себе. Моя модель без начинки стоит 200 руб., а как летает можно видеть. Кроме того, постройка модели по собственным чертежам и размерам способствует повышению профессионализма.