Фсем привет! На этот раз, я выполню просьбу многих людей и расскажу как я делаю фюзеляжи для моделей лайнеров. Есть у меня незаконченный проект - Ан-140 из бальзы. Он не большой, но пример его постройки вполне наглядный. Так же по многочисленным просьбам, свой рассказ дополню чертежом, по которому делал самолет.

Итак, начнем. Самолет строится по стандартной схеме для одноразового производства. Чтобы не городить стапель и кучу ненужной оснастки для штучного производства, надо сразу и правильно построить каркас. Здесь не получится использовать стандартный набор из шпангоутов и стрингеров, тк надо использовать либо заранее формованные стрингеры, либо использовать направляющие для шпангоутов. По сути, зачем усложнять себе жизнь, если есть намного более простой способ, который обеспечивает хорошую повторяемость результата?

Самолет по плану небольшой, длина фюзеляжа 1,35м, а размах крыла 1,45м. Учитывая малые хорды крыла, а следовательно небольшую площадь крыла, надо стремиться к возможно меньшему весу. На самолете была реализована попытка сделать убирающиеся шасси, которая увенчалась успехом. Правда только на уровне макета, но это уже неплохо.

Работы начинаются с подготовки бумажных шаблонов в натуральную величину.



По приготовленным шаблонам будем выклеивать контуры из бальзовых полосок. Это очень просто даже для первого раза. Нужен циакриновый клей.



 Вот эта длинная штука будет ориентировать в пространстве шпангоуты.

Сами шпангоуты приводим к аналогичному виду.



 Обязательно сохраняем разметку. Если при срыве бумаги теряется разметка, ее надо нарисовать на деталях.

Силовые шпангоуты делаются аналогичным образом с тем отличием, что они более сложные, нужно сразу подготовить место под серву уборки основных стоек, сделать усиления под оси стоек шасси.



 Закончив делать детали каркаса, будем собирать их единое целое. Где надо прорезаем пазы



 Шпангоуты (кроме силовых) и горизонтальный каркас прорезаем вот так



 Затем начинаем насаживать шпангоуты на горизонтальный каркас и сразу приклеивать. Шпангоуты ставим строго на свое место и той стороной вперед, где была бумага или наоборот, лиш бы одинаково на всем самолете. Морда собирается отдельно и потом сразу целым блоком пристыковывается к средней части фюзеляжа. Чтобы собирать было удобнее, после монтажа шпангоутов цилиндрической части фюзеляжа, надо сразу наложить обшивку. Клеится она насухо, тк с цилиндром никаких сложностей нет. Отдельные листы соединяются меж собой с помощью бальзовых полосок шириной 6-8мм, которые вклеиваются в расстояние между шпангоутами. Заодно они служат подобием стрингеров, укрепляя обшивку на прогиб.





---


К получившейся конструкции пристыковываем хвост, собранный аналогично морде.



После этого, чтобы нашу конструкцию не повело да и не поломать случайно, зашиваем не полностью. У нас впереди монтаж киля и стабилизатора. Киль собираем заранее и монтируем как показано на фото. Самое важное, связать лонжероны киля с верхней и нижней обшивками.



 По задумке у нас тяга руля направления скрытая, поэтому устанавливаем руддер и монтируем систему его привода заранее. Так же прокладываем трубки для тяг рулей высоты и по разметке устанавливаем каркас стабилизатора.



Закончив с хвостовым оперением, зашиваем хвост. Для изготовления листов обшивки надо брать полосы бальзы шириной 40-45мм и немного смочив водой с наружной стороны, подгоняем чтобы лист лежал в стык с соседними листами. При увлажнении только одной стороны, лист бальзы приобретает форму умеренной двойной кривизны, что существенно облегчает подгонку к каркасу.



 На фото видно начатая обшивка зализа шасси. Этот момент мы щас рассмотрим. Как упоминалось выше, самолет по плану должны быть с убирающиеся шасси. для них была разработана кинематическая схема и сделан картонный макет.



 В соответствии с полученными размерами, были сделаны деревянные макетные стойки и рычаги, чтобы  опробовать систему в действии.



 Макетные стойки установлены на самолет. Закреплены от смещения пластиковыми вставками. В дальнейшем все, что сделано можно заменить на металлические стойки.


Закончен зализ шасси, доведена до ума система рычагов и тяг. Все складывается и раскладывается.



Потом был сделан короб для передней стойки. Стойка была временно взята от самолета Ан-70. Механизм поворота стойки поворачивается вместе с основанием стойки при ее уборке.



В сложенном положении



На этом наш рассказ заканчивается. Как я уже говорил, самолет не закончен и на данный момент он вот в таком виде:



Обещанный чертеж:
 (An-140 3007.cdr) сделан в Corel Draw 12. Можно редактировать.

На данный момент есть видео с участием модели Ан-140, построенного несколько лет назад. Там же можно увидеть мой старый Ан-72 на импеллерах.