Нечасто встречаются вопросы типа "Что такое ротор?"

Да, люди ищущие, найдут на русскоязычном сайте о моделизме rcdesign.ru статью, описывающюю во всех подробностях полеты в динамических потоках, но в этой статье абсолютно неправильно описаны полеты в т.н. "роторе".

Восполню пробел.





А вот рекордный полет. (505 mph = 810 км/ч)



Да, суть этого вида полетов действительно в том, чтобы разогнать планер до максимальной конструкционной скорости. Для рекордных полетов делают специальные планера, рассчитанные на огромные перегрузки. Эти планера значительно догружают не только для того, чтобы они могли держаться против сильного ветра, но и для для большей инерции аппарата, т.е. чтобы планер после виража элементарно долетел до гребня. За счет чего люди достигают таких скоростей?

=== === ===

Для начала нужно знать, что у холма есть две стороны - наветренный и подветренный. Наветренный склон обращен в сторону ветра, и наоборот.
Позади холма при сильном ветре образуются вихри. Механизм возникновения этих вихрей такой же, как и на крыле самолета при больших углах атаки - происходит отрыв пограничного слоя. Соответственно, масштабы вихрей зависят главным образом от скорости ветра и пологости подветренного склона - чем круче склон, и сильнее ветер - тем более сильные вихри образуются.
В общем виде это выглядит вот так.

А вот видео, демонструрующее это действо наглядно



Как зайти в этот самый ротор?
Необходимо набрать горизонтальную скорость в динамическом потоке, и, накренившись, "нырнуть" за край гребня. При этом значительно возрастет скорость (еще бы, лететь по ветру, да еще и через центр "динамика"). Затем нужно виражем выйти из-за гребня, и тут начинаются проблемы, так как от тряски при переходе* от динамического потока к "ротору" аппарат может сильно развернуть, в том числе и по крену, а скорость большая. Если в этот момент дать ручку на себя, то возможны три варианта.
1) Крен значительно меньше 90 градусов - планер улетает выше нужной траектории, его цепляет динамиком и уносит вверх над гребнем.
2) Крен около 90 градусов - планер с дикой скоростью пролетает переход (см. выше) и набирает энергию в центре динамы для следующего виража.
3) Крен больше 90 градусов - планер скорее всего врезается в землю (или камни) на подветренном склоне.

Последствия подобного столкновения можно увидеть здесь (правда тут чистая ошибка пилота, но итог один и тот же)


Самой главной сложностью в этом остается контролировать крен на большой скорости.


В принципе, летать в роторе могут любые аппараты с достаточной маневренностью. Главное условие - сильный ветер и большая масса модели.



Наиболее доступный способ попробовать "на вкус", что же такое ротор - симулятор PicaSim
В нем есть много мест с ротором и много настроек, включая массу балласта и скорость ветра (до 20 м/с)(кстати, мой личный рекорд в этом симуляторе - 695 км/ч :0) ).

Нечасто встречаются вопросы типа "Что такое ротор?". Во многом потому, что этот вид развлечений у нас абсолютно не развит. Так же, как и F3H, так же, как и когда-то F5J. Но я уверен, многие найдут не только интерес, но и подходящие места для подобных полетов.


P.S. Рекордные полеты совершались в штате Калифорния. В этом месте с одной стороны гор - море, а с другой - пустыня, за счет этого и развиваются настолько сильные ветра.

P.P.S. Звуки...)))



P.P.P.S. По просьбе видео с борта.